8–11 июня 2015 г. в Ханты-Мансийске состоялась Международная конференция по образованию в интересах устойчивого развития. По предложению Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, работу круглого стола «Укрепление потенциала преподавателей всех уровней образования» возглавил С.А.Гончаров, первый проректор, заведующий кафедрой ЮНЕСКО Герценовского университета.
В соответствии с содержанием Глобальной программы действий по ОУР после 2015 года, принятой на Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Япония, ноябрь 2014 г.), и договоренностями участников Всемирного образовательного форума (Республика Корея, май 2015 г.) по целям образования на период после 2015 г., участники круглого стола обсудили и определили наиболее эффективные направления деятельности для наращивания и укрепления потенциала преподавателей всех уровней образования в интересах устойчивости, содействия инновационному развитию систем образования для устойчивого развития, расширения политического диалога и успешного осуществления Программы ОУР в приоритетной области «Преподаватели».
В этом контексте участники круглого стола проанализировали достижения Десятилетия по обеспечению готовности преподавателей всех уровней образования в направлении ОУР и проблемы, связанные с незавершенными проектами; обобщили материалы передовых практик, направленных на обеспечение готовности преподавателей различных уровней и сегментов системы образования действовать в интересах устойчивого развития; определили ключевые области и приоритетные направления действий по укреплению инновационного потенциала преподавателей, обеспечивающих конкретный вклад в реализацию повестки дня ОУР-post 2015; выявили партнерские сети и заинтересованные стороны, способные обеспечить партисипативное взаимодействие для укрепления потенциала преподавателей нового типа в системе ОУР.
Участники круглого стола отметили значительный вклад ЮНЕСКО как международного координатора Десятилетия ОУР ООН по образованию в интересах устойчивого развития, подразделений Организации и заинтересованных сторон в разработку материалов для преобразования ориентиров программы ДОУР после 2014 г. и проекта Глобальной программы действий по ОУР после 2015 г. в институциональный процесс. Участники круглого стола подчеркнули, что подготовка преподавателей как стратегическое направление Глобальной программы действий по ОУР остается одной из приоритетных областей деятельности и рассматривается ЮНЕСКО ключевой механизм достижения прогресса по повестке ОУР-post 2015.
Проведение круглого стола показало, что достижения ДОУР должны рассматриваться как стратегический потенциал развития профессиональной компетентности преподавателей в контексте Глобальной программы действий по ОУР, что становится особенно значимым в условиях мирового системного кризиса и новых глобальных вызовов для реализации позитивных сценариев воплощения ОУР, в осуществлении которых решающая роль принадлежит преподавателям. В этом плане итоги ДОУР должны стать не только вкладом в развитие образовательных систем различных стран, но и стимулом для дальнейших постоянных действий в интересах устойчивого будущего.
Важным итогом работы круглого стола участники заседания считают согласованное принятие предложений по развитию новой парадигмы ОУР, для воплощения которой преподавателям необходимо сформировать, повысить и укрепить полифункциональный потенциал. Признание ведущей роли педагогического образования в этих процессах обусловлено возрастающей потребность общества в подготовке специалистов, обладающих интегрированными педагогическими компетенциями, и в развитии новых способов и форм непрерывного образования. Значительную поддержку в этом направлении окажут правительства, институты гражданского общества, бизнес-сектор, а также сетевые сообщества, инициированные программными секторами и кафедрами ЮНЕСКО.