Проект: «Создание инновационной образовательной системы «Диалог»»
Инновационная образовательная система «Диалог» исходит из стратегии сохранения культурного многообразия и единства культуры, нацелена на развитие целостной человеческой личности, действия и поступки которой определяются нравственным знанием; личности, обладающей российской гражданской идентичностью, избирательной активностью в ее отношениях с культурно-образовательной средой; личности, готовой к самообразованию, самоопределению и к ответственному поведению в быстроменяющемся высокотехнологичном конкурентном поликультурном мире; и ориентирована на решение задач, поставленных перед образованием как общественным институтом: обеспечение гражданского мира, социальной стабильности, экономического развития постиндустриальной России, что отражено в девизе образовательной системы «Диалог»: «Мы разные, мы равные, нам интересно вместе!».
Образовательная система «Диалог» создается учеными Герценовского университета и развивает традиции петербургской методической школы. Ее принципиальная новизна состоит в том, что представлена именно образовательная система (а не учебно-методический комплект и не линейки учебников).
Инновационность образовательной системы «Диалог» выражается в изменении качества образовательного процесса, что достигается методическим воплощением единых теоретических подходов во всех предметных областях общего образования на начальном этапе обучения.
Диалогизирован образовательный процесс в целом (а те только процесс обучения), в том числе диалогизированы отношения в культурно-образовательной среде.
Реализована системно-деятельностная образовательная парадигма.
Все элементы системы характеризуются поликультурной направленностью, что позволяет сформировать толерантность и Российскую гражданскую идентичность.
Реализован метаметодический подход, проявившийся в междисциплинарном взаимодействии, установлении баланса между сохранением специфики предмета, получением обучающимися адекватного предметной области опыта деятельности и формированием УУД.
Последовательно реализовано междисциплинарное взаимодействие, что позволяет школьнику вычленять общее, переносить опыт деятельности в одной предметной области на другую не только без ущерба для постижения предметного материала, но и с приобретением, с выигрышем во времени, в эффективности деятельности, в получении результата, встраивающегося в имеющуюся систему знаний и умений.
Предложены вариативные пути достижения образовательных результатов, учитывающие образовательные запросы и возможности обучающихся, формирующие готовность к самообразованию и самоопределению в быстроменяющемся высокотехнологичном конкурентном поликультурном мире.
Реализован личностно ориентированный подход, позволивший вывести образовательный процесс на поведенческий уровень, формировать личность, действия и поступки которой определяются нравственным знанием.
Создан банк заданий, диагностирующих образовательные результаты.
Предусмотрена система подготовки педагогических кадров, учитывающая специфику образовательной системы «Диалог».