Тезисы доклада Бражник Е.И.«Идеи «образования для устойчивого развития» в деятельности современного учителя»
В содержание подготовки современных учителей должно быть включено изучение концептуальных основ «образования для устойчивого развития», в которых подчеркивается экологический аспект современного образования. Образование для устойчивого развития (ОДУ) призвано:
· содействовать распространению знаний об окружающей среде и ее состоянии;
· предоставлять рекомендации по принятию решений в сфере охраны окружающей среды, социальных, экономических и экологических проблем;
· повышать значимость экологических традиций и экологически целесообразных приемов хозяйствования разных народов для воспитания бережного отношения к природно-культурному наследию;
· способствовать личностному росту, саморазвитию, самореализации, самоактуализации учащихся на основе формирования бережного отношения к людям, природе, культурным ценностям; активной гражданской позиции; ценностной ориентации на ответственность за состояние окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов.
Образование для устойчивого развития нацеливает человека на ведущий ценностный ориентир: понимание человеком своей роли в природе и ответственности за ее восстановление и сохранения для будущих поколений. Это образование акцентирует внимание на воспитание современного человека, который должен принять ценности сохранения окружающее среды и действовать так, чтобы его стратегии по улучшению качества жизни осуществлялись в пределах несущей емкости поддерживающих экосистем.
Конкретным примером деятельности в рамках распространения концепции «образования для устойчивого развития» в разных странах мира может стать деятельность мэра г.Бордо (Франция), г-на Алена Жюппе, о которой он говорил в своей лекции 30 июня 2010 г. в Санкт-Петербурге на мероприятии, посвященном «Году России во Франции и Франции в России». Г-н Жюппе подчеркнул, что «образование для устойчивого развития» направлено на изменение поведения современного человека на разных уровнях – от индивидуального действия каждого человека в тех условиях, где он живет, до более масштабного поведения чиновников высокого ранга ( на уровне города, страны, Европейского Союза и т.д.), от которых зависят решения по охране окружающей среды и мира в целом для будущих поколений.
Примерами деятельности самого мэра г. Бордо стало распространение системы просвещения жителей города — в школах, в специальных центрах — о необходимости сокращения расходов и бережного отношения к чистой воде и источникам энергии. Заботясь об улучшении окружающей среды г.Бордо путем ограничения использования жителями автомобильного транспорта, мэр выделяет большие средства на строительство трамвайных линий (45 км.) и на обеспечение населения муниципальными (бесплатными) велосипедами, создавая пешеходные зоны и зоны для велосипедистов. В строительной индустрии города применяются новые энергосберегающие технологии.
Основной потенциал концепции устойчивого развития – в политике и практике применения. Образование для устойчивого развития призвано предлагать учащимся современных школ не только и не столько теорию, сколько условия для становления постматериальной системы ценностей, основанные на осознанном ограничении потребностей, ориентация не на количественный рост, а качественное развитие.
Таким образом, этические основы образования для устойчивого развития составляет экологическая этика, включающая ответственность не только за людей и окружающую среду, но и за будущие, еще не рожденные, поколения, которые тоже имеют право на полноценную окружающую среду как основу для своего свободного развития.