В своем обращении о продлении Программы сотрудничества «Педагогическое образование: мультикультурный диалог» учрежденной ЮНЕСКО на базе РГПУ им.А.Герцена, ее развитии и расширении мы исходим из следующего:
1.Дополнение цели Программы сотрудничества, указанной в Договоре, и ее определение в качестве подпрограммы на новом этапе как «Сетевое взаимодействие кафедр ЮНЕСКО в интересах устойчивого развития».
2.Расшиврение главных задач Программы сотрудничества в соответствии с ее новой целью, а именно:
— объединить творческий потенциал ученых, преподавателей вузов и педагогов-практиков в сетевом взаимодействии кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развития как института гражданского общества в разработке духовно-ценностных ориентиров образовательной политики для устойчивого развития на национальном и региональном уровнях;
— провести комплекс исследований, обеспечивающих дальнейшую междисциплинарную гуманитарную экспертизу роли ценностных аспектов образования в формировании духовно стойкой и культурно развитой личности как условия устойчивого развития обществе;
— разработать и реализовать образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации работников образования разных уровней и работников системы социальной помощи населению в области инклюзивного образования и тьюторского сопровождения различных категорий населения в условиях поликультурного общества;
— стимулировать деятельность различных субъектов гражданского общества по разработке программ, направленных на развитие социально-педагогической и психологической поддержки семьи как института социализации и формирования гражданской идентичности личности;
— развивать партнерские связи для укрепления взаимодействия и сотрудничества кафедр ЮНЕСКО в целях устойчивого развития через совместные программы, обмен профессорско-преподавательским составом и организацию студенческой мобильности;
— оказывать поддержку в сохранении национальных языков культур малочисленных народов, в развитии культурно-образовательных традиций в условиях глобализации путем сотрудничества с государственными структурами и организации центров гуманитарной экспертизы роли образования в устойчивом развитии в рамках сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО;
— стимулировать проведение в университетах междисциплинарных исследований и оказывать помощь профессорско-преподавательскому составу университетов в развитии методов таких исследований в целях определения качественных, доступных для всех способов образования для устойчивого развития;
— содействовать внедрению информационно-коммуникативных технологий в сфере образования для устойчивого развития путем создания условий для совершенствования и модернизации собственных ресурсов и налаживания сотрудничества между кафедрами ЮНЕСКО на базе межсекторальных платформ.
3. Актуальность постановки новых задач Программы сотрудничества определяется активизацией роли кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития как следствие рекомендаций Всемирной конференции ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития (Бонн, Германия, 31 марта – 2 апреля 2009 года), Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, Франция, 5-8 июля 2009 года), 48-й Международной конференции ЮНЕСКО по образованию «Инклюзивное образование: путь в будущее» (Женева, Швейцария, 25-28 ноября 2008 года), а также во исполнение решения 182-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО (документ 182 EX/8).
4. Предложение о создании новой сети кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития на базе Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена было сделано на заседании круглого стола по образованию на первом конгрессе кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития, состоявшегося в Ханты-Мансийске (Россия) 17 — 19 сентября 2009 г.
Предложение было принято участниками круглого стола и вошло в итоговый документ конгресса – декларацию.
5. Решение конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития было обсуждено с руководителем Сектора международного сотрудничества в высшем образовании Sonia Bahri и положительно оценено на рабочей встрече кафедр ЮНЕСКО по устойчивому развитию в штаб-квартире ЮНЕСКО (ноябрь 2009).