Итоговый документ заседания круглого стола
«Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для
устойчивого развития современного общества»
18 сентября 2009 г. состоялось заседание круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития современного общества» в рамках Международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по устойчивому развитию.
Участники круглого стола отметили значительный вклад кафедр ЮНЕСКО в формирование образовательной политики на национальном и региональном уровнях для достижения целей Десятилетия ООН ОУР. Проведение Конгресса кафедр ЮНЕСКО по устойчивому развитию подтвердило, что в ситуации глобализации, экспансии идеологии общества потребления, усиления миграционных потоков и обострения проблем социальной инклюзии, именно образованию как действенному инструменту утверждения общечеловеческих ценностей, инструменту формирования духовно стойкой личности и здорового нравственного климата общества должна принадлежать одна из важнейших ролей в разработке долгосрочной программы устойчивого развития общества.
Изучение влияния глобальных, региональных и национальных вызовов на развитие системы образования свидетельствует о возрастании роли гуманитарной миссии институтов образования и сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования в реализации концепций устойчивого развития общества на долгосрочную перспективу.
Кафедры ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развития включают в свои программы задачи междисциплинарных исследований взаимосвязь культурно-образовательных традиций, социально-экономического развития и экологии окружающей среды в целях устойчивого развития, подготовку специалистов нового типа, отвечающих вызовам времени, для работы в условиях кризиса, разработку и внедрение гуманитарных и информационно-коммуникативных технологий развития сетевого сотрудничества в целях устойчивого развития.
Расширение сотрудничества кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования для устойчивого развития позволяет обеспечить внедрение новых механизмов сетевого взаимодействия разных стран, создание и реализацию совместных долгосрочных программ действий и сообществ практики на базе межсекторальных платформ, распространение положительного опыта реализации инновационных технологий в сфере образования как условий устойчивого развития.
На основании обсуждения докладов и сообщений участниками круглого стола приняты следующие решения:
просить ЮНЕСКО
инициировать объявление 2012 года «Годом учителя» и спланировать проведение мероприятий на основе опыта празднования 5 октября «Дня учителя» как памятной даты ЮНЕСКО, а также опыта проведения 2010 года как «Года учителя» России;
рекомендовать кафедрам ЮНЕСКО:
активнее использовать творческий потенциал ученых, преподавателей вузов и педагогов-практиков в сетевом взаимодействии кафедр ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развтия как института гражданского общества в разработке духовно-ценностных ориентиров образовательной политики для устойчивого развития на национальном и региональном уровнях. Провести комплекс исследований, обеспечивающих дальнейшую междисциплинарную гуманитарную экспертизу роли ценностных аспектов образования в формировании духовно стойкой и культурно развитой личности как условия устойчивого развития обществе;
разработать и реализовать образовательные программы по переподготовке и повышению квалификации работников образования разных уровней и работников системы социальной помощи населению в области инклюзивного образования и тьюторского сопровождения различных категорий населения в условиях поликультурного общества;
стимулировать деятельность различных субъектов гражданского общества по разработке программ, направленных на развитие социально-педагогической и психологической поддержки семьи как института социализации и формирования гражданской идентичности личности;
развивать партнерские связи для укрепления взаимодействия и сотрудничества кафедр ЮНЕСКО в целях устойчивого развития через совместные программы, обмен профессорско-преподавательским составом и организацию студенческой мобильности;
оказывать поддержку в сохранении национальных языков и культур малочисленных народов, в развитии культурно-образовательных традиций в условиях глобализации путем сотрудничества с государственными структурами и организации центров гуманитарной экспертизы роли образования в устойчивом развитии в рамках сетевого сотрудничества кафедр ЮНЕСКО;
стимулировать проведение в университетах междисциплинарных исследований и оказывать помощь профессорско-преподавательскому составу университетов в развитии методов таких исследований в целях определения качественных, доступных для всех способов образования для устойчивого развития;
содействовать внедрению информационно-коммуникативных технологий в сфере образования для устойчивого развития путем создания условий для совершенствования и модернизации собственных ресурсов и налаживания сотрудничества между кафедрами ЮНЕСКО на базе межсекторальных платформ.
Для реализации данных рекомендаций участники заседания ходатайствуют перед ЮНЕСКО о поддержке проекта кафедр ЮНЕСКО, инициированного Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена, по определению механизмов сетевого взаимодействия кафедр, объединенных по региональному принципу, в интересах устойчивого развития.
Участники заседания выразили благодарность организаторам международного конгресса за предоставленную возможность принять участие в диалоге кафедр ЮНЕСКО по проблемам образования в интересах устойчивого развития и подчеркнули, что рассматривают конгресс в Ханты-Мансийске как важный шаг международного сообщества навстречу радикальному решению проблем устойчивого развития, способного стать широкой дорогой в будущее нашей цивилизации.