Образование в интересах устойчивого развития
17-19 сентября 2009 г. в Ханты-Мансийске состоялся международный конгресс кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития. Его организаторами стали Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Координационный комитет кафедр ЮНЕСКО Российской Федерации и Правительство Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Важно отметить, что этот конгресс проводился в рамках десятилетия ООН по образованию в интересах устойчивого развития (2005-1014 годы). Напомню, что весной 2009 года в Бонне (Германия) состоялась Всемирная конференция по образованию в интересах устойчивого развития, результатом которой стала Боннская декларация. В ней говорится о необходимости мобилизации основных функций университетов – обучения, исследовательской и общественной деятельности – для укрепления знаний в области образования в интересах устойчивого развития. Аналогичные вопросы были также в центре внимания на Всемирной конференции по высшему образованию (Париж, Франция, 6-8 июля 2009 года). Все эти темы стали основой дискуссии на конгрессе в Ханты-Мансийске.
В ходе конгресса прошли два пленарных заседания и круглые столы по различным направлениям: экология, образование и социальная сфера. Состоялся обмен мнениями по вопросу вклада кафедр ЮНЕСКО в Десятилетие образования в интересах устойчивого развития ООН, были обсуждены принципы и направления координационной деятельности кафедр ЮНЕСКО с использованием потенциала мирового академического сообщества и создание сетей кафедр ЮНЕСКО, принята совместная Декларация.
Проректору нашего университета С.А.Гончарову как члену Координационного комитета кафедр ЮНЕСКО РФ было поручено провести заседание круглого стола «Деятельность кафедр ЮНЕСКО в области образования для устойчивого развития современного общества», выступить с концептуальным докладом, совместно с участниками заседания разработать и принять итоговый документ с предложениями для Декларации международного конгресса кафедр ЮНЕСКО по образованию в интересах устойчивого развития.
В работе круглого стола приняли участие представители Международного Бюро просвещения ЮНЕСКО, Бюро ЮНЕСКО в Москве, Комиссии по делам ЮНЕСКО РФ, руководители кафедр ЮНЕСКО различных университетов Бразилии, Кувейта, Монголии, Пакистана, Республики Молдова, России, Шри Ланки, представители Министерств образования и кафедр ЮНЕСКО стран СНГ, Правительства Ханты-Мансийского автономного округа- Югры.
В ходе заседания основное внимание было сосредоточено на обсуждении следующих тем:
Достижение целей программ ООН и ЮНЕСКО в контексте развития национальных и региональных систем образования.
Глобальный кризис и концепция устойчивого развития: роль и место кафедр ЮНЕСКО в мировых процессах развития образования.
Глобальные вызовы развитию национальных и региональных систем образования для обеспечения устойчивого развития общества.
Консолидация деятельности кафедр ЮНЕСКО в реализации движения «Образование для всех» как направление образовательной политики стран по достижению целей Десятилетия ООН по устойчивому развитию.
Деятельность кафедр ЮНЕСКО как источник инновационного обновления образования и совершенствования образовательной политики.
Сотрудничество кафедр ЮНЕСКО для вовлечения социальных институтов, общественных организаций и субъектов гражданского общества в осуществление стратегических направлений устойчивого развития.
Потенциал сетевого взаимодействия кафедр ЮНЕСКО в области образования для обеспечения устойчивого развития.
Проблемы устойчивого развития в контексте взаимодействия культур.
Проблемы соотнесения культурно-образовательных традиций, социально-экономического развития и экологии окружающей среды в сетевом взаимодействии кафедр ЮНЕСКО на базе межсекторальных платформ.
Качество образования в интересах устойчивого развития в контексте развития кафедрами ЮНЕСКО трансграничного образования.
Современная школа: разнообразие национальных моделей в интересах устойчивого развития.
Педагогические ресурсы кафедр ЮНЕСКО в подготовке педагогов нового типа для разных уровней образования в целях устойчивого развития.
Деятельность кафедр ЮНЕСКО по развитию инклюзивного образования в условиях глобальных, региональных и национальных вызовов социальной инклюзии.
Результатом заседания стало принятие
итогового документа, ряд положений которого (ответственность образования за формирование нравственного климата общества, проведение всемирного года учителя, организация сетевого проекта кафедр на базе Герценовского университета и др.) вошел в текст Декларации конгресса.