Из выступлений Л. А. Балясниковой, заместителя заведующего кафедрой РГПУ им. А.И. Герцена 18 декабря
- Опыт работы информационно образовательных центров «Русский музей: виртуальный филиал» в вузах Санкт-Петербурга
Об опыте работы виртуального филиала Русского музея в РГПУ им. А.И. Герцена
Виртуальный филиал Русского музея был создан на базе нашего университета одним из первых в Санкт-Петербурге. Он стал органичной составляющей деятельности Фундаментальной библиотеки университета как одна из инновационных форм современных информационно-образовательных технологий. Создание филиала служит импульсом к переработке учебных курсов многих дисциплин, в той или иной мере связанных со знакомством студентов с произведениями русских художников и скульпторов, прежде всего на факультете изобразительного искусства, а также других как гуманитарных, так и естественнонаучных факультетов, ряда институтов в структуре университета: Институт народов Севера, Институт международных связей, Институт по переподготовке и повышению квалификации работников образования и др. Возможности филиала позволят внедрять в традиционные формы учебного процесса разнообразные интерактивные формы знакомства студентов с произведениями искусства, значительно расширить диапазон деятельности преподавателей курсов истории и теории искусства, культурологи, эстетики, религиоведения, этнологии и др. В то же время вопрос о соотношении в освоении этих курсов виртуальных форм и непосредственного восприятия подлинников как основы формирования профессиональной компетентности выпускников всегда остается актуальным. Особенно очевидно это здесь в Греции, где мы буквально на каждом шагу встречаемся с подлинными памятниками культуры.
Создание филиала позволит нашему университету, кафедре ЮНЕСКО использовать его потенциал и в рамках наших сетевых проектов как одну из форм поликультурного воспитания и межкультурного диалога, обогащая наши формы сотрудничества со школами, другими вузами и культурно-просветительными учреждениями, зарубежными партнерами.
- Возможности сотрудничества в области изучения и преподавания русского и греческого языков
Возможность сотрудничества в области изучения современных языков можно успешно развивать как на базе специального структурного подразделения Герценовского университета – факультете русского языка как иностранного (РКИ), так и на базе любой кафедры университета.
В первом случае, факультет РКИ предлагает широкий выбор образовательных программ по изучению русского языка и русской культуры для студентов и преподавателей. Студенты могут изучать русский язык в начальном курсе, получать степень бакалавра и магистра по программе «Международная коммуникация». Студенты могут иметь включенное обучение по согласованным с вузами-партнерами учебными планами. Факультет организует краткосрочные курсы по изучению русского языка, готовит аспирантов к сдаче кандидатских экзаменов и т.д.
Иностранные преподаватели могут проходить научно-педагогические стажировки на базе любой кафедры университета в соответствии с их научно-практическими интересами. Обычная продолжительность таких стажировок – 10 месяцев. Важно, что стажировка может быть оформлена через соответствующее министерство, т.е. иметь бюджетное финансирование.
Сотрудники факультета РКИ предлагают вашему вниманию публикации, которые могут иметь дальнейшее двустороннее развитие: это, в частности, исследования о культуре наших стран, лексикографическая работа по составлению культурологических учебных словарей и т.д. Мы приглашаем вас к участию в ежегодной международной конференции «Язык, культура, менталитет», которая традиционно проводится в апреле, и публикациям в материалах этой конференции.
- Разное: Возможности сотрудничества в рамках международных организаций (ЮНЕСКО, Европейская Комиссия)
Возможность сотрудничества в рамках крупнейшей международной организации ЮНЕСКО наш университет видит как развитие сетевого взаимодействия между университетами наших стран по программе ЮНЕСКО «УНИТВИН/Кафедры ЮНЕСКО».
УНИТВИН – это План действий ЮНЕСКО по усилению межвузовского сотрудничества и академической мобильности (Породненные университеты). Кафедры ЮНЕСКО и университетские сети субрегионального, регионального и межрегионального сотрудничества являются важными составными и взаимодополняющими компонентами этого Плана.
Кафедра ЮНЕСКО по педагогическим наукам была организована при Российском государственном педагогическом университета им.А.И.Герцена в 1993 году. Это была одна их первых кафедр ЮНЕСКО в России, организованная на базе крупнейшего образовательного учреждения Санкт-Петербурга и России. Университет, основанный в 1998 году, является в настоящее время особо ценным объектом культурного наследия народов Российской Федерации, победителем конкурса инновационных программ в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
В соответствии с идеологией сетевого проекта УНИТВИН, кафедра ЮНЕСКО РГПУ им.А.И.Герцена видит задачи своей работы в том, чтобы международная деятельность была осознана университетским сообществом как неотъемлемая часть всех направлений в деятельности вуза. Значительную роль в этом направлении играют совместные проекты, осуществляемые университетом совместно с вузами других стран по линии кафедры ЮНЕСКО, в которых университет признается авторитетным научно-образовательным центром.
Практически все подразделения университета вовлечены в международную деятельность с ЮНЕСКО. На национальном уровне кафедра курирует кластер российских кафедр ЮНЕСКО по образованию и межкультурному диалогу (10 кафедр). На региональном уровне кафедра входит в сетевой проект ЮНЕСКО «Глобальная университетская сеть по инновациям» (более 200 университетов). На межрегиональном уровне кафедра инициировала в 2004 г. сетевой проект ЮНЕСКО «Педагогическое образование: поликультурный диалог». Полагаем, что развитие сетевых проектов по темам, являющимся приоритетными для ЮНЕСКО, возможно между кафедрами ЮНЕСКО России и Греции. Очевидно, что возможно осуществление совместных сетевых проектов с кафедрами ЮНЕСКО Греции, среди которых назовем:
1 UNESCO Chair on Education for Human Rights and Peace (1997), Aristotle University of Thessaloniki (AUT), Thessaloniki
2 Chaire UNESCO de politique interculturelle pour une citoyennet? active et solidaire (2004), Universit? de Mac?doine, Thessaloniki
3 UNESCO Chair on Natural Hazards in the Geosphere, the Hydrosphere and the Atmosphere (2006), National Observatory of Athens
4 UNESCO Chair in Information and Communication Technologies (ICTs) in education for sustainable development (2008) University of Crete.
Замечу, что предварительная договоренность о таком сотрудничестве была достигнута между кафедрой нашего университета и кафедрой ЮНЕСКО по информационным технологиям в Греции (UNESCO Chair in Information and Communication Technologies (ICTs) in education for sustainable development (2008) University of Crete). Кафедры предполагают участвовать в развитии программы ЮНЕСКО «Образование в интересах устойчивого развития», о чем было заявлено на недавно состоявшейся рабочей встрече кафедр ЮНЕСКО в Париже (Ad hoc working group of UNESCO Chairs in ESD, Meeting on 18 November 2009). Мы готовы также к партнерству с другими кафедрами ЮНЕСКО в Греции, например, с кафедрой ЮНЕСКО в университете Аристотеля, с которым разрабатывался договор о сотрудничестве на уровне администраций наших университетов.
Эти проекты для его успешной реализации следует включить в итоговый документ нашей встречи.
Предложения для подготовки программ «Год России в Греции», «Год Греции в России» (2013-2014)
В рамках проведения «Года Греции в России» и «Года России в Греции» мы можем предложить Вам не только включиться в наши сетевые проекты, осуществляемые под эгидой ЮНЕСКО. Предлагаем инициировать ряд совместных проектов:
- Конкурс для школьников и студентов по теме «Греческие маршруты в Петербурге» и «Русские маршруты в Греции (в Салониках)» с премированием победителей поездками в Петербург и Салоники.
Этот проект имеет значительный организационный задел как в России, так и в Греции.
Во-первых, Комитет по внешним связям и туризму Санкт-Петербурга осуществил в 2003-2004 гг. программу «Русские маршруты в Европе» с целью выявить имена великих россиян, живших и работавших в Европе и оказавших влияние на европейскую культуру. Эта программа может иметь продолжение с учетом большого опыта, накопленного Комитетом, и тематики «Года Греции в России» и «Года России в Греции».
Во-вторых, на протяжении 13 лет (1996 – 2003 гг.) кафедра ЮНЕСКО поддерживала проведение в Санкт-Петербурге международного конкурса “Европа в Школе”, организованного под эгидой Совета Европы, Европейской Комиссии, Европарламента и Европейского культурного Фонда. Как проект кафедры ЮНЕСКО, конкурс поддерживался Администрацией Санкт-Петербурга, Координационным Советом по взаимодействию со специализированными заведениями ООН. В Греции конкурс «Европа в школе» проводился Комитетом при Министерстве образования в Афинах.
Используя опыт проведения международного конкурса «Европа в школе», мы предлагает в рамках «Года Греции в России и России в Греции» провести конкурс детских и юношеских работ (от 6 лет до 21 года) по двум темам: «Греческие маршруты в России (в Санкт-Петербурге)», «Русские маршруты в Греции (в Салониках)».
Основная идея конкурса: взаимосвязь культур России и Греции, межкультурный и диалог двух стран.
Номинации конкурса: письменные и художественные работы.
Кроме того, возможна организация следующих совместных проектов:
- Обмен художественными выставками, с нашей стороны, выставкой студентов и преподавателей факультета изобразительных искусств Герценовского университета.
- Выступление в Салониках с концертной программой преподавателей и студентов факультета музыки Герценовского университета.
- Проведение научных конференций по темам «Культура Петербурга: античность и современность» на базе Герценовского университета и «Греция и Россия в диалоге культур» в Салониках.