| Носкова Татьяна Николаевна доктор педагогических наук, кандидат технических наук, профессор заведующая кафедрой методики информационного и технологического образования |
Должность – заведующая кафедрой методики информационного и технологического образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Специалист в области информационных технологий в образовании. Кандидат технических наук (1981). Доктор педагогических наук по специальности «Теория и методика профессионального образования» (1999). Профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий обучения (2005). Действительный член Академии информатизации образования, член корреспондент Международной академии наук высшей школы.
В РГПУ им. А.И. Герцена работает с 1990г.: заведующая проблемной лабораторией учебного телевидения (1990-2000), доцент (1995), профессор (1999-2005) кафедры педагогики и психологии начального образования. Директор факультета информационных технологий (с 2000г., переим. с 2015 года «Институт компьютерных наук и технологического образования»). Профессор кафедры информационных и коммуникационных технологий обучения (с 2001г.), с 2009 года – заведующая кафедрой методики информационного и технологического образования.
Руководитель магистерской программы «Информационные технологии в образовании».
Читаемые курсы
— Проблемы информатизации гуманитарного образования;
— Проектирование высокотехнологичной информационно-образовательной среды;
— Психолого-педагогические основы виртуальной реальности;
— Психолого-педагогические основы межличностного взаимодействия в виртуальной образовательной среде;
— Современные проблемы науки и образования. Проблемы информатизации образования;
— Социальная информатика;
— Экспертиза современной информационной образовательной среды;
— Электронная ресурсная база открытой образовательной среды.
Руководство магистерскими исследованиями:
- Интеллект — карты как инструмент мониторинга усвоения знаний;
- Сетевой блог как средство решения образовательных задач (Шарова Н.Н. подготовила к защите диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук);
- Формирование компетенций школьников через сетевую кооперацию учебных действий (Туманова О.А. Защитила диссертацию на соискание степени кандидата педагогических наук);
- Электронная образовательная среда технической направленности для обучающихся с особыми образовательными потребностями в системе дополнительного образования (Махрова В. — награждена премией Правительства Санкт-Петербурга как педагог дополнительного образования);
- Особенности организации внеаудиторных образовательных взаимодействий средствами виртуальной среды поддержки обучения (Кузнецова А. – награждена золотой медалью выставки НТТМ в Москве за выполненный проект);
Руководство исследованиями аспирантов по направлениям:
- 13.00.08- Теория и методика профессионального образования;
- 13.00.02 – Теория и методика обучения и воспитания (информатика).
Научные интересы
Т. Н. Носкова является научным руководителем проблемной лаборатории «Научные основы аудиовизуальных интерактивных технологий в обучении». Как ученый, в проведении научных исследований отличается междисциплинарными подходами, что обусловлено особенностью ее профессиональной подготовки. В ее научных исследованиях представлены технические, педагогические и психологические аспекты изучаемых информационных образовательных процессов, интериоризации социального опыта при использовании информационных технологий.
Является членом двух диссертационных советов по защите докторских диссертаций в РГПУ им. А. И. Герцена и одного – в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Член учебно-методического объединения МВТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Информационные технологии в образовании», член Ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена.
Подготовила трех кандидатов наук.
Член докторского диссертационного совета по педагогике (специальность 13.00.08- теория и методика профессионального образования);
Член докторского диссертационного совета по психологии (специальность 19.00.07- педагогическая психология).
Опубликованные работы
Опубликовано около 200 научных и учебно-методических работ (общим объемом более 120 печ.л.), наиболее значимыми из которых являются: «Психодидактика информационно-образовательной среды», (СПб, 2007), «Методические основы создания и использования модульной аудиовизуальной технологии обучения (гриф УМО по педагогическому образованию), (СПб, 2002), «Аудиовизуальные технологии в образовании» (СПб, 2004), серия статей в Вестнике СЗО РАО (1996-2003), «Информационные и коммуникационные технологии в инновационной подготовке специалистов» (СПб, 2007), «Технологии обучения средствами высокотехнологичной образовательной среды» (СПб,2007), статьи в журналах «Педагогика» о развивающих возможностях аудиовизуальных средств обучения, в «Известиях РГПУ имени А.И. Герцена» и других.
Публикации
- Информационные технологии в образовании: учебник /под. ред. Т.Н. Носковой. СПб: Изд-во «Лань»
- Психодидактика информационно-образовательной среды (монография), Спб, 2007
- Сетевая образовательная коммуникация (монография), СПБ, 2011
- Педагогика общества знаний (монография), СПБ, 2015
- Лаптев В.В., Носкова Т.Н. Педагогическая деятельность в виртуальной среде: перспективы нового качества/ Педагогика, №10, 2016
- Педагогическая сущность виртуальной образовательной среды/ Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — № 167. – 2014
- Noskova T T.Pavljvaa O.Iakovleva Web.3 Technologies and Transformation of Pedagogical Activities. Artificial Intelligence Technologies and the Evolution of Web 3.0 . 2015, USA
-
Noskova T., Pavlova T., Yakovleva O., Morze N., Drlik M.Quality features of university information environment in its external indicators International Journal of Continuing Engineering Education and Life-Long Learning, Vol. 26, No 2
-
Analysis of University e-Environment in Selected European Countries – IRNet Case Study. In book: Sustainability, Green IT and Education Strategies in the Twenty-first Century, Ed. T Issa. 2017. pp.473-501
-
Electronic communication in education: a study of new opportunities. In Simulation and Communication 'DLSC 2017': Brno, University of Defence, 2017, pp. 214-223
-
Identification of Differences in University E-environment between Selected EU and Non-EU Countries Using Knowledge Mining Methods: Project IRNet Case Study. Int. J. of Web Based Communities (IJWBC), Vol. 13, No. 2, 2017, pp. 236-261
-
Инструменты педагогической деятельности в электронной среде. Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 121-130
-
Стратегии информационного поведения студентов в условиях непрерывного образования. Открытое образование. 2018; 22(3):25-34
-
ИКТ-инструменты профессиональной деятельности педагога. Сравнительный анализ Российского и европейского опыта. Интеграция образования. 2018. Т. 22. № 1 (90)
-
Концепция векторного моделирования условий реализации индивидуализированных образовательных взаимодействий в аспекте комплексного внедрения интеллектуальных технологий. Письма в Эмиссия. Оффлайн: электронный научный журнал. 2018. № 2. С. 2578
Достижения
По результатам научных исследований Т.Н. Носковой опубликовано около 300 работ, из них 4 монографии на русском языке, 6 коллективных монографий на английском языке (США, Польша), статьи в зарубежных изданиях, индексируемых в базах Scopus и WoS. Является членом редколлегии двух зарубежных журналов, членом оргкомитета трех международных конференций.
С 2014 по настоящее время является координатором российской группы европейского гранта «Эффективные ИКТ-педагогические инструменты электронного обучения». Российская группа под ее руководством проводит исследования в университетах Испании, Португалии, Нидерландов, Польши, Чехии, Словакии
Является лауреатом Ш Всероссийского инновационного общественного конкурса, проводимого Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (РОССТАНДАРТ) в двух номинациях: лучшая монография («Педагогика общества знаний») и лучший учебник для вузов («Сетевая образовательная среда: электронные ресурсы»).
Активно осуществляет научно-исследовательскую деятельность в области новых методик обучения в электронной среде, в том числе и в качестве руководителя научных проектов по заказу Минобрнауки. Под ее руководством реализуются гранты, научные проекты, в которых активно участвуют аспиранты, магистранты и студенты.
Награды
Награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» и медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга».
Удостоверения о повышении квалификации
- Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования, 36 часов, 2018 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Антикоррупционные стандарты поведения, 16 часов, 2017 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Современные технологии проектирования, разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов, 72 часа, 2017 год, СПб Политехнический университет Петра Великого
- Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования, 16 часов, 2017 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза, 52 часа, 2016 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Актуальные вопросы менеджмента университета, 72 часа, 2016 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Проектирование программ государственной итоговой аттестации бакалавров и магистров на основе технологий оценки компетентностей, 72 часа, 2015 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Иностранный язык как средство обеспечения профессиональной мобильности научно-педагогических кадров. Деловая письменная коммуникация в глобальной среде (английский язык), 72 часа, 2015 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Оценка качества профессиональной деятельности преподавателя вуза, 72 часа, 2013 год, РГПУ им. А. И. Герцена
- Иностранный язык как средство обеспечения профессиональной мобильности научно-педагогических кадров. Коммуникативная грамматика профессионально-ориентированного общения (английский язык), 72 часа, 2013 год, РГПУ им. А. И. Герцена
Расписание занятий
Контактная информация:
e-mail: icsto@herzen.spb.ru
тел. (812) 571-10-03