Анализ Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования (ФГОС ВО) свидетельствует о целом ряде проблем их реализации. Исходя из требований ФГОС ВО, дисциплины (модули) по физической культуре и спорту должны иметь выраженный прикладной характер. Гарантированно остаются в учебном плане только дисциплины (модули) базовой части блока 1 программы бакалавриата в объёме не менее 72 академических часов (2 зачетные единицы) в очной форме обучения могут проводиться в форме лекций, семинарских, методических занятий, а также занятий по приему нормативов физической подготовленности.
Что же касается элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту, которые должны быть реализованы в объёме не менее 328 академических часов обязательных для освоения, то эти часы «не переводятся в з.е. и не включаются в объём программы бакалавриата» и, вероятно, напрямую не обеспечены Минобрнауки РФ образовательными ресурсами (ставками преподавателей, финансированием оборудования инвентаря и т.п.). Необходимо отметить,что обязательные академические часы могут реализовываться в форме самостоятельных занятий,которые студент проводит во внеучебное время по свободному выбору. Кроме того, « для инвалидов лиц с ОВЗ Организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья». Исходя из этого можно предположить, что «усовершенствованные» стандарты третьего поколения (ФГОС ВО), предоставляют большую свободу для реализации дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту. Этим же воспользовались некоторые вузы и сократили объём аудиторных занятий до 200 и даже до 72 аудиторных часов и т.д.). Эти 328 часов не включаются в объём нагрузки кафедры и преподавателя и, как правило, не контролируются ими должным образом.
Реализацию элективных дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту можно обеспечить в условиях секций, кружков, спортивных командах вне университета. Таким образом, создаются условия, когда каждый студент должен иметь возможность заниматься физическими упражнениями, видами спорта исходя из личных интересов, особенностей физического развития, двигательной подготовленности, отклонений в состоянии здоровья (в том числе и с ослабленным здоровьем и ограниченными возможностями, включая инвалидов),освобожденных от занятий по дисциплине «Физическая культура»), и физически слабо подготовленных, имеющих мало шансов достичь физического совершенства и спортивного мастерства), а также проверить свою физическую подготовленность, принять участие в массовых соревнованиях.
Это позволит, с одной стороны, вовлечь студентов в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом, дает возможность студентам самостоятельно определять свои интересы и выбор в потреблении физкультурно — спортивных услуг. Этому, в известной мере, способствует разнообразие традиционных видов физкультурно- спортивной деятельности и распространение в стране достаточно новых видов спорта.
Преподаватели кафедры физического воспитания и спортивно-массовой работы проводят занятия со студентами Герценовского Университета направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» по дисциплинам «Физическая культура» и «Физическая культура. Элективный курс».