ФИЛИППОВА СВЕТЛАНА ОКТАВЬЕВНА
– доктор педагогических наук, профессор
Образование:
1979 – 1983 – факультет физической культуры ЛГПИ им. Герцена – квалификация — учитель физической культуры средней школы. Диплом с отличием.
1985 — 1990 – аспирантура ЛГПИ им. Герцена.
1999 – 2002 – докторантура РГПУ им. А.И. Герцена.
Ученая степень:
1992 – защита кандидатской диссертации «Физические упражнения как средство подготовки дошкольников к овладению графикой письма», специальность: 13.00.04 (педагогические науки).
2002 – защита докторской диссертации «Физическая культура в системе образования дошкольников», специальность: 13.00.04 (педагогические науки).
Ученое звание:
1997 – присвоено звание доцента по кафедре теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
2004 – присвоено звание профессора по кафедре оздоровительной физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
Профессиональная деятельность:
1983 – 1984 – учитель физической культуры средней школы № 93 Калининского района Санкт-Петербурга.
1984 – 1985 – заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 93 Калининского района Санкт-Петербурга.
1990 – 1995 – ассистент кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
1995 – 2003 – доцент кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
2003 – профессор кафедры теории и методики физической культуры РГПУ им. А.И. Герцена.
2003 — 2012 – заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры.
2012 — 2015 – заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры и спортивных игр.
2015 по настоящее время – заведующая кафедрой оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта.
Преподаваемые курсы:
- Введение в специальность
- Теория и методика физической культуры дошкольников
- Профессиональное физкультурно-спортивное совершенствование
- Гуманитарные технологии в физической культуре
- Научные исследования в физической культуре
- Педагогическое мастерство специалиста по адаптивной физической культуре
Научные интересы:
- Физическая культура детей дошкольного возраста.
- Адаптивная физическая культура.
- Профессиональная подготовка специалистов по физической культуре.
- Гуманитарные технологии в физической культуре.
- Инклюзия в образовании и физической культуре.
Публикации.
Всего опубликовано 305 научных и методических работ.
Основные из них:
Монографии:
- Филиппова С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: Монография. – СПб., 2002. – 336 с.
- Митин А.Е., Филиппова С.О., Митин Е.А. Теоретические и методические подходы к применению гуманитарных технологий в подготовке специалистов по физической культуре: монография / под ред. В.А. Бордовского – СПб.: Белл, 2009. – 395 с.
- Митин А.Е., Митин Е.А., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии в формировании конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре: монография / под ред. В.П. Соломина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2011. – 230 с.
Статьи ВАК:
- Филиппова С.О. О проблемах физического совершенствования детей в дошкольных учреждениях // Дошкольное воспитание. — 1999. — №4. — С. 34-36.
- Филиппова С.О. К вопросу о программах физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1999. — № 12. – С. 36-38.
- Филиппова С.О. Физическая культура дошкольников Санкт-Петербурга: проблемы и перспективы // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. — № 3. – С. 51-58.
- Филиппова С.О. Перспективные направления научных исследований в области физической культуры дошкольников // Теория и практика физической культуры. – 2006. — № 9. – С. 15-17
- Митин А.Е., Филиппова С.О., Митин Е.А. Гуманитарные технологии в физической культуре: концептуальные основы // Теория и практика физической культуры. - 2009. — № 2. – С. 47-53.
- Митин А.Е., Филиппова С.О., Митин Е.А. Методические подходы к разработке гуманитарных технологий в физической культуре и оценка эффективности их применения // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2009. — № 3. – С. 15-19.
- Филиппова С.О. Дошкольное учреждение: стандартизация образовательной деятельности в области физической культуры: статья № 1 // Дошкольное воспитание – 2010. — № 5 – С. 47-55; № 7. – С. 12-19; № 8. – С. 21-28.
- Митин Е.А., Филиппова С.О. Формирование составляющих престижно-технологического компонента конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре // Письма в Эмиссия.Оффлайн. – 2011. — № 12. – URL: http://www.emissia.org/ offline/2011/1697.htm
- Филиппова С.О., Рогачева Т.И., Панова Т.Н. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2011. — № 12 (82). – С. 181-186.
- Митин А.Е., Филиппова С.О. Методологические основы применения гуманитарных технологий в физической культуре // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. – 2012. — № 1. — URL: http://www.science-education.ru/101-5353.
- Петренкина Н.Л., Филиппова С.О. Современные подходы к оценке физического состояния дошкольников // Современные проблемы науки и образования. – 2012. — № 6. — URL: http://www.science-education.ru/106-7361.
- Митин А.Е., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии: обоснование основных положений применения в образовании // Знание. Понимание. Умение. — 2013. — № 3. — С. 255-262.
- Митин А.Е., Филиппова С.О. Концепция применения гуманитарных технологий в области физической культуры с позиции системного подхода // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2013. — № 11. – С. 98-104.
- Митин А.Е., Митин Е.А., Филиппова С.О. Компетентность в области гуманитарных технологий как условие конкурентоспособности специалиста по физической культуре // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. – URL: http://www.science-education.ru/113-11276
- Филиппова С.О., Митин А.Е.Профессиональное образование спортсменов-инвалидов в области адаптивной физической культуры // Адаптивная физическая культура. — 2013. — № 4. – С. 19-21.
- Митин А.Е., Филиппова С.О. Педагогическое сопровождение профессионального образования спортсменов-инвалидов // Адаптивная физическая культура. — 2013. — № 4. – С.16-18.
- Кантор В.З., Филиппова С.О., Митин А.Е. Организационно-педагогические аспекты занятий студентов-инвалидов адаптивной физической культурой: социально-реабилитационный контекст // Письма в Эмиссия.Оффлайн. — 2013. — № 11. – URL: http://www.emissia.org/offline/2013/2087.htm.
- Митин А.Е., Филиппова С.О., Митин Е.А. Применение преподавателями гуманитарных технологий в процессе подготовки специалистов по физической культуре // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2013. — № 12. – С.107-111.
- Филиппова С.О., Дмитриченко О.Ю., Воробьева Т.В. Психологическая компетентность будущих специалистов по физической культуре в работе с дошкольниками, имеющими нарушения слуха // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2013. № 12 (106). С. 172-177.
- Митин А.Е., Филиппова С.О. Гуманитарные технологии в работе тренера с «неперспективными» спортсменами // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2014. — № 12 (118). – 136-140.
- Митин Е.А., Филиппова С.О., Станкевич П.В. Безопасность физкультурно-образовательной среды вуза // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. — 2014. — № 12 (118). – С. 141-145.
Учебники, учебные и методические пособия:
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к письму: влияние специальных физических упражнений на эффективность формирования графических навыков: метод. пособие. — СПб.: Акцидент, 1999. – 94 с.
- Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек: метод. пособие. — СПб.: Детство-пресс, 2001. – 96 с.
- Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения: метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой. — СПб.: Белл, 2004. – 416 с.
- Филиппова С.О., Митин Е.А., Пономарев Г.Н. Учебно-исследовательская деятельность студентов в области физической культуры (подготовка и защита курсовых, квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций): учеб.-метод. пособие. — СПб.: Белл, 2006. – 247 с.
- Олимпийское образование дошкольников: метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. — СПб.: Детство-Пресс, 2007. – 128 с.
- Теория и методика физической культуры дошкольников: учеб. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Г.Н. Пономарева. – СПб.: Детство-Пресс; М.: Сфера, 2008. – 615 с.
- Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебник / под ред. С.О.Филипповой. — М.: Академия, 2011. — 307 с.
- Адаптивная физическая культура: пособие для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья / под ред. В.З. Кантора. – СПб.: Балтик-пресс, 2012. – 62 с.
- Безопасность образовательной среды дошкольного учреждения: учеб.-метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, А.Е. Митина, Т.И. Рогачевой. – СПб.: Свое издательство, 2014. – 293 с.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми, имеюшими нарушения слуха: учеб.-метод. пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Воробьевой. – СПб.: Тайкун, 2014. – 250 с.
- Подвижные игры в общеобразовательных и коррекционных учреждениях: учеб. пособие / под ред. С.Л. Фетисовой, А.М. Фокина. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. -238 с.
- Методические рекомендации по организации инклюзивной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в вузе /под ред. С.О. Филипповой, А.Е. Митина. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 112 с.
Научное руководство:
Перечень кандидатский диссертаций, защищенных под руководством Филипповой Светланы Октавьевны:
- Волосникова Татьяна Вадимовна «Формирование здоровья ребенка средствами физической культуры в условиях дошкольного учреждения» (1999 г.).
- Безбородкин Павел Владимирович «Формирование знаний у учащихся начальных классов на уроках физической культуры» (2000 г.).
- Лукина Галина Герасимовна «Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников в процессе физического воспитания» (2003 г.).
- Демиденко Алексей Михайлович «Организационно-методические аспекты физического воспитания детей раннего возраста на основе их взаимодействия с родителями» (2003 г.).
- Курочкин Вячеслав Анатольевич «Освоение школьниками раздела «Основы знаний» как средство формирования у них положительного отношения к занятиям физическими упражнениями (2004 г.).
- Петренкина Наталия Леонидовна «Определение физической подготовленности детей старшего дошкольного возраста» (2004 г.).
- Сидорова Татьяна Владиславовна «Физкультурно-оздоровительная работа экологической направленности в дошкольных образовательных учреждениях» (2006 г.).
- Сочеванова Елена Арнольдовна «Вариативность содержания региональной программы по физической культуре дошкольников» (2007 г.).
- Гусева Татьяна Александровна «Совершенствование содержания образования будущих руководителей физического воспитания дошкольного учреждения в педагогическом колледже» (2008 г.).
- Эйдельман Любовь Николаевна «Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста» (2009 г.).
Участие в научно-исследовательских работах, выполняемых в рамках грантов и договоров.
В качестве руководителя:
2002 — «Разработка педагогических условий социальной эффективности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольных учреждениях».
2010 – «Исследование факторов формирования конкурентоспособности будущих специалистов по физической культуре на основе гуманитарных технологий».
2013 – «Исследование факторов, способствующих успешному освоению студентами-инвалидами профессии тренера по адаптивному спорту».
В качестве исполнителя:
2002 — «Обновление содержания образования в области физической культуры, спорта и туризма».
2003 – «Разработка и реализация требований к программам по физическому воспитанию дошкольников».
2003 – «Система воспитания культуры здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями».
2005 – «Разработка содержания подготовки педагога по новым направлениям подготовки высшего педагогического образования: «Физическая культура в образовании»».
2007 – «Междисциплинарное проектирование гуманитарных технологий повышения коммуникативной компетентности педагогов в поликультурном обществе».
2008 – «Разработка подходов к применению гуманитарных технологий в области физической культуры».
2009 – «Исследование факторов, влияющих на самоактуализацию студентов и преподавателей факультета физической культуры педагогического вуза в учебно-профессиональной деятельности».
2009 – «Изучение проблемы вовлечения населения России в занятия физической культурой и спортом».
2009 – «Совершенствование мер противодействия использованию допингов в спорте».
2010 – «Разработка, апробация и внедрение технологических моделей и информационно-образовательных программ, направленных на противодействие использованию допинга в спорте в учреждениях высшего и среднего профессионального образования».
2013 – «Разработка модели формирования у будущих специалистов по физической культуре компетентности в области гуманитарных технологий как компонента их профессиональной подготовки».
2014 – «Исследований процесса, условий и результатов образования учащихся спортивных классов Академии ФК «Зенит»».
2016 – «Разработка и апробация на основе компетентностного подхода образовательных программ переподготовки профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ».
Опытно-экспериментальная работа в образовательных учреждениях:
1995-2007 – городская педагогическая лаборатория, федеральная экспериментальная площадка ««Создание инновационной модели дошкольного учреждения, обеспечивающего формирование здоровья ребенка на основе преемственности семейного, дошкольного и начального школьного образования» — ГБДОУ № 139 Выборгского района – научный руководитель.
2006-2008 — районная экспериментальная площадка «Экология физической культуры дошкольников» — ГБДОУ № 139 Выборгского района – научный руководитель.
2009-2012 – районная экспериментальная площадка «Физическая культура в управлении оздоровлением дошкольников в условиях современной экологической ситуации» — ГБДОУ № 139 Выборгского района – научный руководитель.
2011-2013 – районная экспериментальная площадка «Создание образовательной среды пролонгированного воздействия, актуализирующего физический и психический потенциал ребенка на основе безопасности жизнедеятельности» — ГБДОУ № 6 Приморского района – научный руководитель.
2014-2016 – районная экспериментальная площадка «Разработка системы регулирования профессиональной самоактуализации педагогов дошкольного учреждения как фактора сохранения их здоровья» — ГБДОУ № 6 Приморского района – научный руководитель.
2014-2017 – региональная экспериментальная площадка «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья обучающихся (воспитанников)» — ЦППМСП Московского района – научный руководитель.
2015-2016 – региональная экспериментальная площадка «Организация совместного образования детей, не имеющих нарушений развития, и детей с ограниченными возможностями здоровья в группах различной направленности образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования» — ГБДОУ № 93 Выборгского района – научный руководитель.
2015-2018 – региональная сетевая педагогическая лаборатория «Разработка системы дифференцированного контроля физической подготовленности дошкольников, основанного на накопительной оценке, отражающей развитие их двигательного потенциала и физическую готовность к обучению в школе» — ГБДОУ № 18, 60, 73 Красносельского района – научный руководитель.
Участие в разработке и реализации программ повышения квалификации педагогических работников (2012-2016 гг.):
2012 (ноябрь-декабрь) - «Обеспечение качества дошкольного образования ресурсом здоровьесберегающих технологий» в рамках Федеральной стажировочной площадки ««Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» — для педагогов дошкольных учреждений Санкт-Петербурга.
2013 (ноябрь-декабрь) - «Обеспечение качества дошкольного образования ресурсом здоровьесберегающих технологий» в рамках Федеральной стажировочной площадки ««Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» — для педагогов дошкольных учреждений Санкт-Петербурга.
2014 (март-апрель) — «Проблемы и перспективы развития физической культуры дошкольников» — специалисты по физической культуре дошкольных учреждений Калининского района Санкт-Петербурга.
2014 (июль) — «Концептуальные положения и методы преподавания физической культуры в соответствии с требованиями российского законодательства и ФГОС» — учителя физической культуры школ Крыма.
2014 (сентябрь-ноябрь) – «Инновационные технологии в физкультурно-оздоровительной работе дошкольного учреждения» — специалисты по физической культуре дошкольных учреждений Санкт-Петербурга.
2014 (сентябрь-ноябрь) – «Технологии «Педагогики успеха» на уроках физической культуры» — для учителей физической культуры школ Санкт-Петербурга.
2015 (ноябрь-декабрь) – «Инновационные технологии в физической культуре дошкольников» — для специалистов по физической культуре дошкольных учреждений Санкт-Петербурга.
2016 (май, июнь) — «Психолого-педагогические, методические и физиологические основы тренировочного процесса» — для тренеров Академии ФК «Зенит».
2016 (май, июнь) — «Содержание и организация образовательного процесса в детском саду в соответствии с ФГОС ДО» — для педагогов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга («Северная столица»).
2016 (июнь, июль) — «Моделирование физкультурно-образовательной среды дошкольной образовательной организации в соответствии с требованиями ФГОС ДО» (видеолекции) — для специалистов по физической культуре дошкольных учреждений Санкт-Петербурга.
2016 (октябрь, ноябрь) — Стажировка преподавателей кафедры физического воспитания и валеологии Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики по программе «Адаптивная физическая культура в вузе».
Награды и достижения:
2001 — Награждена знаком «Отличник физической культуры Российской Федерации».
2012 – Присвоено почетное звание «Основоположник научной школы «теория и методика физической культуры дошкольников»» Российской академии естествознания.
2012 – Награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации».
2014 – Лауреат премии Правительства Санкт-Петербурга «За выдающиеся достижения в области высшего и среднего профессионального образования».
Спортивная деятельность:
Спортивная специализация – лыжные гонки.
Деятельность на факультете:
Организация учебного процесса спортсменов-инвалидов: разработка учебных планов и образовательных программ.
Контакты:
e-mail: filiso@mail.ru
тел.: 490-42-51 – кафедра оздоровительной физической культуры и адаптивного спорта.
Часы приема:
По согласованию.
по адресу: Лиговский пр., д. 275, к. 1 (учебный), ауд. 601.