ПОЛОЖЕНИЕ О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ БАКАЛАВРА
КАФЕДРЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ И КАДРОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА
УТВЕРЖДЕНО в качестве методических рекомендаций кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, протокол № 03 от 31.10.2017
скачать
1 ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ И СФЕРА ДЕЙСТВИЯ
1.1 Настоящее положение предназначено для регламентации взаимоотношений участников образовательного процесса при подготовке к защите выпускных квалификационных работ бакалавров.
1.2 Положение предназначено для бакалавров, преподавателей и учебно-вспомогательного персонала института экономики и управления Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.
1.3 Положение распространяется на основные профессиональные образовательные программы, в которых кафедра управления образованием и кадрового менеджмента является выпускающей.
2 НОРМАТИВНЫЕ ССЫЛКИ
Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в действующей редакции.
Приказ Минобрнауки РФ от 29 июня 2015 г. № 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО).
Положение о государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры) в РГПУ им. А. И. Герцена (с изменениями и дополнениями, принятыми ученым советом протокол №13 от 23.06.2016; протокол №6 от 20.01.2017).
Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования (программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры) в РГПУ им. А. И. Герцена (приказ 17.01.2017 №109).
Стандарт ГОСТ Р 7.0.5‑2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления. – М.: Стандартинформ, 2008.
ГОСТ 7.32-2001 Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления.
ГОСТ Р 7.0.11-2011 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления.
Устав и иные локальные нормативные акты РГПУ им. А. И. Герцена.
3 ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Выпускная квалификационная работа (далее - ВКР) бакалавра представляет собой комплексную учебно-квалификационную работу, направленную на решение актуальной профессиональной задачи и демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.
Дорожная карта подготовки обучающегося к государственной итоговой аттестации (далее – дорожная карта) – документ, в котором регистрируются основные контрольные точки подготовки выпускной квалификационной работы с отметками о выполнении и подписями студента, руководителя ВКР и других должностных лиц. В дорожной карте также фиксируется согласие студента на размещение текста ВКР в электронной библиотечной системе.
4 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
4.1 Для подготовки выпускной квалификационной работы перечень тем выпускных квалификационных работ и список руководителей ВКР утверждаются приказом и доводятся до сведения обучающихся на установочных собраниях: на очном отделении – в первый месяц последнего года обучения, на заочном отделении – в восьмом семестре в предпоследний год обучения, о чем делается отметка в Дорожной карте.
4.2 По письменному заявлению обучающегося РГПУ им. А. И. Герцена может в установленном порядке предоставить обучающемуся возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся, в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области или на конкретном объекте профессиональной деятельности.
4.3 ВКР выполняется студентом самостоятельно, содержит элементы новизны и творчества. При выборе темы студент должен предусмотреть доступность базы проведения эмпирических исследований и прохождения практики в местах проведения исследований. Рекомендуется апробировать результаты ВКР на конференциях, круглых столах, семинарах, конкурсах и/или в практических проектах.
4.4 Приказ об утверждении исполнителей тем ВКР, в котором указываются руководители ВКР и при необходимости консультанты, издается: для очного отделения – во втором месяце седьмого семестра, для заочного отделения – в девятом семестре. Отметка об ознакомлении с приказом исполнителей делается в Дорожной карте.
4.5 План ВКР разрабатывается студентом и согласовывается с руководителем ВКР в течение месяца после издания приказа об утверждении исполнителей тем ВКР, о чем делается отметка в Дорожной карте. План ВКР включает актуальность выбранной темы, цель, задачи, объект и предмет исследования, научные методологию и методы, которые будут использоваться для обоснования решения профессиональной задачи, а также примерное описание структуры и содержания ВКР.
4.6 Расписание государственной итоговой аттестации утверждается приказом и доводится до исполнителей не позднее, чем за 30 дней до первого государственного испытания, о чем делается отметка в Дорожной карте.
4.7 Тексты выпускных квалификационных работ размещаются в электронно-библиотечной системе РГПУ им. А.И. Герцена и проверяются на объем заимствования в системе «Антиплагиат». Уровень оригинальности текста устанавливается в регламенте университета (не менее 60%, если не указан иной уровень). Первая проверка на заимствование проводится по установленному в университете графику, но не позднее, чем за месяц до начала итоговой государственной аттестации. Вторая (окончательная) проверка на заимствование проводится за 14 дней до начала итоговой государственной аттестации, по результатам которой выдается справка о результатах проверки ВКР в системе «Антиплагиат».
4.8 В случае положительного прохождения проверки ВКР в системе «Антиплагиат» и отсутствия задолженностей по всем аттестационным испытаниям, предусмотренным учебным планом, издается приказ о допуске студента к итоговой государственной аттестации в срок не позднее, чем за неделю до начала итоговой государственной аттестации. В этом же приказе назначается рецензент (рецензенты) ВКР, если таковой предусмотрен учебным планом.
4.9 Рецензентом ВКР может быть профильный специалист, не являющийся работником выпускающей кафедры. Выпускная квалификационная работа, имеющая междисциплинарный характер, может направляться нескольким рецензентам. Рецензент (рецензенты) передает письменную рецензию секретарю государственной экзаменационной комиссии (или секретарю выпускающей кафедры) не позднее, чем за 5 дней до начала государственной итоговой аттестации.
4.10 Руководитель ВКР представляет письменный отзыв о работе студента в период подготовки выпускной квалификационной работы секретарю государственной экзаменационной комиссии (или секретарю выпускающей кафедры) не позднее, чем за 5 дней до начала государственной итоговой аттестации.
4.11 Выпускающая кафедра обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее, чем за 5 календарных дней до дня защиты ВКР.
4.12 Выпускная квалификационная работа в печатном виде, отзыв, рецензия (рецензии), справка о проверке ВКР в системе «Антиплагиат» и электронная версия работы передаются в государственную экзаменационную комиссию (или секретарю выпускающей кафедры) не позднее, чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы.
4.13 Государственная итоговая аттестация проводится по месту расположения института экономики и управления по адресу: Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, корпус 6, в аудитории, указанной в расписании. Государственная итоговая аттестация начинается с государственного экзамена, если таковой предусмотрен учебным планом, затем следует защита ВКР. Между государственными аттестационными испытаниями устанавливается перерыв не менее 7 дней.
4.14 Защита ВКР проводится в публичной форме на открытом заседании государственной экзаменационной комиссии. Процедура защиты ВКР включает доклад выпускника, ответы на вопросы комиссии и ознакомление с отзывом и рецензией. На аттестацию одного студента отводится 30 мин. в соответствии с нормами времени для расчета нагрузки преподавателей РГПУ им. А.И. Герцена. Длительность защиты ВКР не должна превышать 6 часов в день.
4.15 Результаты всех государственных аттестационных испытаний, включая защиту ВКР, проводимых в устной форме, оглашаются в день проведения, после оформления протоколов заседания государственной экзаменационной комиссии.
4.15 По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию письменную апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласии с результатами государственного экзамена.
Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.
Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.
Повторное проведение государственного аттестационного испытания обучающегося, подавшего апелляцию, осуществляется в присутствии председателя или одного из членов апелляционной комиссии не позднее даты завершения обучения по соответствующему учебному плану
4.16 Обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы /отмена рейса, отсутствие билетов/, погодные условия, болезнь единственного родителя, требующего ухода или иные экстремальные случаи) вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения в соответствии с учебным планом образовательной программы государственной итоговой аттестации.
5 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ СТУДЕНТАМ ПО ПОДГОТОВКЕ ВКР
5.1 Структура ВКР состоит из титула, введения, оглавления, основной части, заключения, списка литературы и приложений, – которые являются обязательными структурными элементами работы. Дополнительно рекомендуется включать список сокращений и условных обозначений, словарь терминов, список иллюстраций и другие уместные элементы. Требования к оформлению ВКР приводятся в секции 6 настоящего положения.
5.2 Логика исследования излагается во введении, где указываются:
- обоснованная актуальность выбора темы;
- цель ВКР;
- объект и предмет ВКР;
- задачи ВКР;
- обоснованный выбор научной методологии работы;
- гипотеза ВКР;
- методы исследования;
- практическая значимость работы;
- эмпирическая база исследования;
- структура работы;
- результаты апробации представленных решений.
Тема должна быть актуальной для решения профессиональной задачи в выбранной предметной области в конкретной организации (организация, должна быть доступна для получения информации и проведения исследований, например, та, в которой студент проходил производственную практику).
Целью ВКР является получение обоснованного практического результата, востребованного в конкретной организации для решения профессиональной задачи (практической проблемы).
Объектом ВКР является некоторая профессиональная область (например, процесс или вид деятельности), в которой существует профессиональная задача (практическая проблема), которая может быть решена в рамках данной ВКР.
Задачи ВКР являются уточнением цели работы и охватывают, как правило, теоретическое обоснование, сбор и анализ эмпирических данных и разработку комплексного решения профессиональной задачи (практической проблемы).
Научная методология работы представляет собой научные теории, которые необходимы и достаточны для обоснования предлагаемого решения профессиональной задачи (практической проблемы).
Гипотеза ВКР – это предположение автора о том, что предложенное им комплексное решение профессиональной задачи (практической проблемы) приведет к ожидаемому результату. Гипотеза (гипотезы) должна быть доказана в ходе работы соответствующими результатами, а также оценкой и расчетом результативности и эффективности.
Методы исследования должны быть адекватны решаемой профессиональной задаче (практической проблеме) и обеспечивать обоснованность выводов и рекомендаций. Уместно указать, какие методы непосредственно использовались для получения конкретных результатов.
Сведения об апробации представленных решений должны содержать подтверждения обсуждения или оценивания достижений автора по теме ВКР, например, статьи автора по результатам исследований, доклады, проекты, патенты, дипломы, сертификаты, акты или справки о внедрении, протоколы экспериментов и др.
5.3 Теоретическое обоснование профессиональной задачи (практической проблемы) должно быть логически завершенным, отражать суть проблемы, содержать оценку выбранных методов на соответствие актуальному состоянию науки и практики в профессиональной области.
Следует стремиться доказать (обосновать) уместность выбора данных методов преимущественно на основании теоретических сведений, полученных при изучении учебных дисциплин образовательной программы.
В теоретической части ВКР рекомендуется представить обзор актуальных источников научной информации и/или лучших практик профессиональной деятельности, в полной мере отражающих актуальный уровень научных взглядов по теме работы с корректными ссылками на авторов.
Теоретическое обоснование должно включать анализ только тех аспектов, которые будут использованы в эмпирической и практической частях работы.
Уместно также проанализировать специфику отрасли или профессиональной сферы, которую затрагивает тема работы.
Недопустимо повествовательное изложение теории по теме исследования. Основным содержанием теоретической части работы являются личные рассуждения автора по обоснованию выбора адекватных теоретических подходов для решения указанной профессиональной задачи.
5.4 Эмпирическая часть ВКР должна содержать результаты анализа специфического контекста организации или профессиональной области, необходимые для уточнения характеристик объекта и предмета исследования и детализации профессиональной задачи (проблемы).
Рекомендуется применять адекватные условиям научно обоснованные методы получения и анализа данных, например:
выполнение наблюдений;
включенное наблюдение, например, во время практики на предприятии;
констатирующий эксперимент (фиксация параметров и результатов наблюдаемых процессов);
эксперимент и/или испытания;
контекстный анализ деловых документов;
сбор и анализ статистических данных;
анализ типовых подходов, классификаций и других фактических данных по теме;
сравнение лучших практик, выполнение аналогий и обобщений;
проведение опросов в форме анкетирования, интервью или фокус-групп;
выполнение расчетов (математических, экономических, технических);
моделирование.
Специфическими результатами эмпирического исследования для экономических и управленческих работ могут быть:
- характеристика организации применительно к анализируемой проблеме;
- характеристика этапов жизненного цикла продукции/услуг;
- характеристика структуры и последовательности выполнения процессов;
- анализ внешней и внутренней среды организации, выполненные с использованием соответствующих инструментов и методов;
- анализ потребителей, поставщиков, партнеров и других заинтересованных сторон;
- анализ стратегии организации с точки зрения профессиональной задачи, обозначенной в теме работы;
- анализ организационной структуры;
- финансовый анализ организации;
- анализ организационной культуры;
- анализ мотивации, вовлеченности и удовлетворенности персонала;
- выявление точек разрыва в исследуемых процессах;
- системное описание специфики объекта исследования;
- системное описание выявленных проблем и противоречий и другие.
В этой части работы следует избегать изложения теоретических сведений, но нужно обязательно ссылаться на выводы, полученные в теоретической части.
5.5 В практической части должно быть представлено обоснованное комплексное решение профессиональной задачи, обозначенной в теме ВКР, предпочтительно выполненное по технологии проектного менеджмента.
Обоснованность предлагаемого решения профессиональной задачи должна подтверждаться разработкой конкретных действий, этапов, алгоритмов и практических рекомендаций, основанных на результатах теоретической и эмпирической частей работы.
Рекомендуется представить в практической части экономическое и правовое обоснование предложенного решения, показатели, критерии и методы оценки результативности (эффективности, если уместно), методы и результаты оценки рисков, описание результатов практической реализации проекта с указанием личного вклада автора или результатов апробации (экспериментов), если таковые проводились.
5.6 В случае применения технологии проектного менеджмента следует опираться на рекомендации PMBoK или стандарта ИСО 21500 и отразить следующие аспекты:
- определение идеи проекта;
- цели и задачи проекта;
- анализ требований заинтересованных сторон;
- определение потребности в ресурсах;
- бюджет проекта и источники финансирования;
- оценка сроков реализации проекта;
- последовательность выполнения работ, содержание этапов, описание промежуточных результатов, показателей и критериев результативности и методов их оценки;
- организационные и технологические аспекты – логико-структурная матрица и план реализации проекта;
- определение команды проекта, необходимых компетенций и распределение обязанностей;
- определение партнеров;
- определение методов коммуникации;
- управление рисками проекта (анализ, оценка, обработка рисков, критерии принятия остаточных рисков);
- управление качеством в проекте;
- оценка результативности и эффективности проекта;
- нормативно-правовое обоснование проекта.
5.7 Основной текст ВКР должен быть разделен на разделы / главы (далее - главы), параграфы, пункты, подпункты.
Каждый логически завершенный блок ВКР (глава, параграф, пункт, подпункт или их часть) должен заканчиваться кратким итогом, характеризующим полученный промежуточный результат.
Каждая глава ВКР должна заканчиваться выводами по главе, где отражаются основные результаты данной части работы, их связь между собой и с другими результатами ВКР.
5.8 В заключении ВКР необходимо сформулировать выводы по следующим критериям:
- какие ставились задачи и как они решены в ВКР;
- как достигнута цель ВКР;
- какие результаты получены лично или при личном участии автора ВКР;
- задачи, оставшиеся нерешенными;
- круг вопросов для продолжения исследования.
5.9 Список литературы должен содержать достаточное для аргументации выводов и получения достоверных результатов ВКР количество источников. Рекомендуется ссылаться преимущественно на источники научной информации, представленные в монографиях, в рецензируемых научных журналах, в диссертациях, в отчетах о научно-исследовательских работах и в сборниках научных конференций.
Представленный список литературы должен включать актуальные источники по теме исследования, опубликованные преимущественно в последние годы.
На все источники, приведенные в списке литературы, должны быть сделаны ссылки в тексте работы.
Не рекомендуется приводить ссылки на сайты, базы данных или информационные порталы без указания конкретных литературных источников или документов.
Примеры оформления библиографических ссылок приведены в приложении А.
6 ОФОРМЛЕНИЕ ВКР
6.1 ВКР выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера на одной стороне листа белой бумаги одинакового сорта и плотности формата А4 (210х297 мм), скрепляется скоросшивателем или переплетается в книгу и передается секретарю государственной экзаменационной комиссии (или секретарю выпускающей кафедры) в установленные сроки (п. 4.12 настоящего положения).
Цвет используемого при печати шрифта – черный, равномерной контрастности по всему тексту работы. Допускается уместное разумное акцентирование отдельных слов или фрагментов текста выделением полужирным, курсивом или подчеркнутым шрифтом.
Помещение каждого листа в прозрачную папку, ламинирование или другое покрытие страниц не допускаются.
6.2 Электронная версия работы в текстовом формате (MS Word) и печатный экземпляр передаются руководителю ВКР и секретарю государственной экзаменационной комиссии (или секретарю выпускающей кафедры) в установленные сроки (см. секцию 4 настоящего положения).
6.3 Общий объем ВКР студента бакалавриата должен быть строго в пределах от 50 до 60 страниц текста, не считая приложений.
ВКР выполняется 14 шрифтом Times New Roman;
интервал – 1,5;
до и после абзаца дополнительный интервал не устанавливается;
абзацный отступ 1,25 см;
поля: левое - 25 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 20 мм.;
выравнивание – по ширине страницы;
переносы слов допускаются в виде исключений.
6.4 Рекомендуемая структура ВКР включает следующие части:
титульный лист – 1 стр. оформляется в соответствии с образцом, который утверждается на заседании выпускающей кафедры и хранится у секретаря кафедры;
введение – 1-2 стр.;
оглавление – 1-2 стр.;
глава с результатами обзора теоретических источников и обоснованием методов исследования – 10-15 стр.;
глава с результатами эмпирического исследования – 15-18 стр.;
глава с результатами прикладного решения профессиональной задачи, экономическими и правовыми обоснованиями – 18-22 стр.;
выводы по главам – по 1 стр.;
заключение – 2‑3 стр.;
список литературы (список литературы и использованных источников) (2-3 стр.);
список сокращений и условных обозначений;
словарь терминов;
список иллюстраций;
приложения.
ВКР может состоять из двух, трех или более глав, в соответствии с целесообразностью, содержанием, структурой и методами исследования (рекомендуется три).
Список сокращений и условных обозначений, список терминов, список иллюстративного материала и приложения не являются обязательными элементами ВКР.
6.5 Структурные элементы ВКР – главы основного содержания, а также введение, заключение, список литературы и приложения начинаются с новой страницы. Переносить и сокращать слова в заголовках не допускается. В заголовках допускаются только общепринятые аббревиатуры. Если заголовок состоит из двух предложений, между ними ставится точка.
Названия структурных элементов выполняются прописными буквами полужирным 14 шрифтом без подчеркивания и выделения курсивом и располагаются посередине страницы без точки на конце.
Главы нумеруются арабскими цифрами. Введение, заключение и список литературы не нумеруются.
После номера главы перед его названием ставится пробел, точка не ставится, слово «глава» не пишется.
После названия структурного элемента ВКР оставляется пустая строка.
Названия параграфов начинаются с красной строки с прописной буквы и выполняются строчными буквами полужирным 14 шрифтом, точка в конце не ставится. Пункты и подпункты нумеруются арабскими цифрами. Номер параграфа включает номер главы и порядковый номер параграфа, разделенные точкой. Номер параграфа и его название разделяются пробелами. Пункты и подпункты как правило не имеют названий.
Пример:
1 НАЗВАНИЕ ГЛАВЫ
1.1 Название параграфа
Текст. Текст. Текст. Текст.
1.2 Название параграфа
Текст. Текст. Текст. Текст.
1.3 Название параграфа
1.3.1 Текст пункта. Текст. Текст.
1.3.2 Текст пункта. Текст. Текст.
1.3.2.1 Текст подпункта. Текст. Текст.
1.3.2.2 Текст подпункта. Текст. Текст.
1.3.2.3 Текст подпункта. Текст. Текст.
1.3.3 Текст пункта. Текст. Текст.
6.6 Все страницы ВКР, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором нумерация страниц не ставится, на следующей странице ставится цифра "2" и т.д. Порядковый номер страницы ставится на середине нижнего поля страницы 12 шрифтом Times New Roman.
6.7 Иллюстративный материал может быть представлен рисунками, фотографиями, картами, графиками, чертежами, схемами, диаграммами и другими материалами. Иллюстрации, используемые внутри текста, размещают под текстом, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости - в приложении.
Иллюстрации нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе. Допускается вариант нумерации в пределах каждой главы, тогда первая цифра указывает на номер главы, а вторая, через точку, – на порядковый номер рисунка в главе, например «рисунок 1.3» – это третий рисунок в первой главе ВКР.
Под рисунком посередине страницы делается запись «Рисунок № – Название рисунка» без точки в конце. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в тексте ВКР. При ссылке на рисунок следует писать слово "рисунок" с указанием его номера.
6.8 Таблицы, используемые в ВКР, размещают после текста, в котором впервые дана ссылка на них, или на следующей странице, а при необходимости – в приложении.
Таблицы нумеруют арабскими цифрами сквозной нумерацией по всей работе или в пределах главы. Во второй модели нумерации первая цифра указывает на номер главы, а через точку – порядковый номер таблицы в главе, например «таблица 1.3» – это третья таблица в первой главе ВКР.
Над таблицей с красной строки приводится название таблицы с большой буквы, через тире после ее номера, без точки в конце, например, «Таблица 1.3 – Название таблицы».
На все таблицы должны быть даны ссылки в тексте ВКР. При ссылке следует писать слово "таблица" с указанием ее номера.
Перечень таблиц указывают в списке иллюстративного материала.
При переносе таблиц на другую страницу следует ставить текст «Продолжение таблицы №», без указания названия таблицы, за исключением случаев автоматического повторения строки заголовка таблицы средствами текстового редактора.
В таблицах и иллюстративных материалах допускается использование шрифта и интервала, меньших, чем установлено для основного текста при выполнении условий корректного восприятия текста.
6.9 При оформлении формул в качестве символов следует применять обозначения, установленные соответствующими стандартами. Пояснения символов должны быть приведены в тексте или непосредственно под формулой.
Формулы в тексте ВКР следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией или в пределах главы. Номер заключают в круглые скобки и записывают на уровне формулы справа.
Допускается внесение формул черным цветом чернилами, тушью или шариковой ручкой.
6.10 Сноски в ВКР используются для дополнительных пояснений, уточнений, расшифровки аббревиатур. Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение. Знак сноски выполняют надстрочными арабскими цифрами. Допускается вместо цифр использовать звездочки. Применять более трех сносок на странице не рекомендуется. Сноски располагают в конце страницы с абзацного отступа 10 шрифтом, отделяя от текста короткой горизонтальной линией слева. Не рекомендуется оформлять в виде сносок ссылки на источники литературы.
6.11 Список литературы должен быть размещен в конце основного текста ВКР. Нумерация страниц списка литературы продолжает нумерацию основного текста работы.
При оформлении списка литературы следует руководствоваться положениями стандарт ГОСТ Р 7.0.5.
Допускаются следующие способы группировки библиографических записей: алфавитный, систематический (в порядке первого упоминания в тексте), хронологический.
При алфавитном способе группировки все библиографические записи располагают по алфавиту фамилий авторов или первых слов заглавий документов. Библиографические записи произведений авторов-однофамильцев располагают в алфавите их инициалов.
При систематической (тематической) группировке материала библиографические записи располагают в определенной логической последовательности в соответствии с принятой системой классификации.
При хронологическом порядке группировки библиографические записи располагают в хронологии выхода документов в свет.
При наличии в списке источников литературы на других языках, кроме русского, образуется дополнительный алфавитный ряд, который располагают после изданий на русском языке.
Ссылки на использованные источники в тексте ВКР следует указывать порядковым номером библиографического описания источника в списке литературы. Порядковый номер ссылки заключают в квадратные скобки. Нумерация ссылок ведется арабскими цифрами в порядке приведения ссылок в тексте ВКР, независимо от деления работы на главы.
Примеры оформления списка литературы приведены в приложении А настоящего положения.
6.12 Приложения могут содержать материалы, подтверждающие результаты выполненных исследований, содержание, объем и формат которых не позволяет размещать их в тексте ВКР. Например, рекомендуется выносить в приложения таблицы и схемы, размер которых превышает 2 стр.
Приложения нумеруются заглавными буквами русского алфавита, например, «Приложение В».
В приложения могут быть включены:
- фрагменты иллюстративного материала,
- выдержки из нормативных документов,
- положения, стандарты, инструкции и методики, разработанные в процессе выполнения ВКР;
- формы и бланки для проведения исследований,
- массивы эмпирических данных,
- промежуточные доказательства, формулы и расчеты;
- таблицы вспомогательных цифровых данных;
- протоколы экспериментов;
- описание условий проведения эмпирических исследований и измерений;
- заключения экспертизы;
- иллюстрации вспомогательного характера;
- копии технических заданий, программ работ, договоров или других документов;
- копии дипломов и сертификатов;
- акты внедрения результатов ВКР и др.
Допускается использование приложений нестандартного размера, которые в сложенном виде соответствуют формату А4.
Нумерация страниц приложений продолжает нумерацию основного текста работы.
Приложение А. Примеры библиографических ссылок
Книги
Сычев, М.С. История Астраханского казачьего войска: учебное пособие / М.С.Сычев. - Астрахань: Волга, 2009. - 231 с.
Статьи
Берестова, Т.Ф. Поисковые инструменты библиотеки / Т.Ф.Берестова // Библиография. - 2006. - N 6. - С.19.
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2001. - 39 с.
Семейный кодекс Российской Федерации: [федер. закон: принят Гос. Думой 8 дек. 1995 г.: по состоянию на 3 янв. 2001 г.]. - СПб.: Стаун-кантри, 2001. - 94 с.
Диссертации
Лагкуева, И.В. Особенности регулирования труда творческих работников театров: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.05 / Лагкуева Ирина Владимировна. - М., 2009. - 168 с.
Авторефераты диссертаций
Сиротко, В.В. Медико-социальные аспекты городского травматизма в современных условиях: автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.33 / Сиротко Владимир Викторович. - М., 2006. - 17 с.
Электронные ресурсы
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства [Электронный ресурс]. - М.: Большая Рос. энцикп., 1996. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).
Насырова, Г.А. Модели государственного регулирования страховой деятельности [Электронный ресурс] / Г.А.Насырова // Вестник Финансовой академии. - 2003. - N 4. - Режим доступа: http://vestnik.fa.ru/4(28)2003/4.html.
Приложение Б
Критерии оценивания ВКР бакалавра
№ | Критерии оценивания | Баллы |
Макс | Оценка |
1 | Умение планировать прикладное исследование профессиональной задачи | 10 | |
1.1 | актуальность выбора темы работы | 3 | |
1.2 | обоснованность определения объекта и предмета исследования | 2 | |
1.3 | обоснованность определения цели и задач исследования | 2 | |
1.4 | соответствие выбранных методов теме исследования и решаемой проблеме | 3 | |
2 | Уровень решения профессиональной задачи, заявленной в теме | 50 | |
2.1 | продемонстрированная способность находить надежные источники профессиональной информации, собирать, анализировать и систематизировать данные | 5 | |
2.2 | адекватность и полнота анализа (обзора) теории и практики по проблеме | 5 | |
2.3 | обоснованность выбора методологии и методов решения профессиональной / исследовательской задачи | 5 | |
2.4 | продемонстрированная способность использовать адекватные научные методы исследований и профессиональные инструменты анализа | 5 | |
2.5 | продемонстрированная способность проводить эмпирические исследования, представлять и использовать их результаты | 5 | |
2.6 | логичность и обоснованность выводов и рекомендаций | 5 | |
2.7 | практическая ценность разработанных рекомендаций (результатов проекта) | 5 | |
2.8 | соответствие разработанных рекомендаций (проекта) требованиям к практической части работы | 5 | |
2.9 | уровень использования профессиональных компьютерных приложений и их адекватность | 5 | |
2.10 | способность представлять результаты, полученные автором лично | 5 | |
3 | Техническое оформление | 15 | |
3.1 | соответствие структуры и объема работы требованиям | 5 | |
3.2 | корректность технического оформления и использования средств текстового редактора | 3 | |
3.3 | наглядность представления результатов и уровень оформления иллюстративного материала | 3 | |
| корректность оформления списка источников и ссылок | 2 | |
| уровень грамотности изложения текстового материала | 2 | |
4 | Презентация результатов исследования | 10 | |
4.1 | грамотность и логичность устного представления результатов работы и имидж выпускника | 5 | |
4.2 | качество мультимедийного сопровождения (презентации) и раздаточного материала | 5 | |
5 | Дискуссия по результатам представления работы | 10 | |
5.1 | способность и готовность студента аргументировать позицию, обосновывать и представлять доказательства | 4 | |
5.2 | способность применять аппарат научных знаний соответствующей профессиональной области | 3 | |
5.3 | конструктивность в дискуссии и коммуникативные навыки | 3 | |
6. | Оценка ВКР в отзыве руководителя и в рецензиях (среднее значение) | 5 | |
| Итого: | 100 | |
Шкала перевода баллов в оценки
Баллы | Оценка |
85-100 | 5 - отлично |
70-84 | 4 - хорошо |
55-69 | 3 - удовлетворительно |
0-54 | 2 - неудовлетворительно |
Приложение В
Шкала критериев оценки ВКР бакалавра в отзыве руководителя и в рецензии
№ | Критерий | Балльная оценка |
1 | Соответствие содержания ВКР утвержденной теме | 0 – содержание не соответствует теме |
1 – содержание не полностью соответствует теме |
2 – содержание полностью соответствует теме |
2 | Выполнение поставленных в ВКР цели и задач | 0 – цель и задачи ВКР не достигнуты |
1 – цель и задачи ВКР достигнуты не в полной мере |
2 – цель и задачи ВКР достигнуты полностью |
3 | Логичность изложения материала | 0 – материал ВКР представлен нелогично, причинно-следственные связи не прослеживаются |
1 – имеются логические ошибки или местами нарушена последовательность изложения |
2 – материал ВКР представлен логично, причинно-следственные связи прослеживаются |
4 | Использование профессиональной лексики | 0 – профессиональная лексика не использовалась |
1 – профессиональная лексика использовалась, но не всегда корректно |
2 – профессиональная лексика использовалась уместно и корректно |
5 | Научный (академический) стиль изложения | 0 – стиль изложения ВКР не является научным (академическим) |
1 – научный (академический) стиль изложения чередуется с другими стилями, неуместными в ВКР |
2 – ВКР написана научным (академическим) стилем |
6 | Глубина проведенного обзора основных теоретических положений | 0 – нет теоретической части ВКР или представлены фрагментарные теоретические сведения, имеющие слабую связь с темой работы |
1 – теоретические положения ВКР в целом соответствуют теме и логике работы, но критический анализ не проведен, или автор ссылается на недостаточно достоверные источники, или обзор подходов неполный или неактуальный. |
2 – теоретические положения ВКР полностью соответствуют теме и логике работы, выполнен критический анализ подходов, автор ссылается на достоверные источники, обзор источников полный и актуальный. |
7 | Адекватность выбора методологического аппарата | 0 – выбранный методологический аппарат не соответствует теме работы и не позволяет достичь поставленных целей и решить задачи ВКР |
1 – выбранный методологический аппарат не полностью соответствует теме работы и позволяет достичь поставленных целей и решить задачи ВКР лишь частично или выбор методологического аппарата недостаточно обоснован |
2 – полное соответствие и корректное обоснование выбранного методологического аппарата |
8 | Достоверность полученных результатов | 0 – недостоверность полученных результатов |
1 – достоверность полученных результатов не доказана или имеются ошибки в расчетах. |
2 – достоверность полученных результатов подтверждена корректными расчетами. |
9 | Обоснованность выводов и рекомендаций | 0 – отсутствие обоснования полученных выводов и разработанных рекомендаций. |
1 – полученные выводы и разработанные рекомендации недостаточно обоснованы, что затруднит их практическое применение, или не доказана результативность и эффективность или не проанализированы риски |
2 – полученные выводы и разработанные рекомендации достаточно хорошо обоснованы, их результативность и эффективность доказаны корректными расчетами, проанализированы риски и предложены методы их обработки |
10 | Практическая значимость ВКР | 0 – практическая значимость несущественная |
1 – работа имеет существенное практическое значение, но сформулирована некорректно или практическое значение имеют только отдельные результаты. |
2 – практическая значимость существенная, корректно сформулирована, выводы и рекомендации представляют практическую ценность. |
11 | Соответствие правилам оформления ВКР | 0 – полностью не соответствует правилам оформления |
1 – не в полной мере соответствует правилам оформления |
2 – полностью соответствует правилам оформления ВКР |
12 | Степень самостоятельности выполнения ВКР | 0 – имеются существенные признаки несамостоятельного выполнения работы |
1 – личный вклад выпускника в выполнение работы значительный |
2 – работа выполнена полностью самостоятельно под руководством руководителя ВКР |
| Сумма баллов | |
| Оценка по пятибалльной шкале | подпись |
Шкала перевода баллов в оценки
Баллы | Оценка |
85-100 | 5 - отлично |
70-84 | 4 - хорошо |
55-69 | 3 - удовлетворительно |
0-54 | 2 - неудовлетворительно |
Приложение Г
Рекомендации по использованию средств текстового
редактора для оформления ВКР
При подготовке ВКР следует пользоваться средствами текстового редактора для облегчения форматирования работы и демонстрации соответствующей компетенции.
В настоящем приложении для примера приводятся полезные рекомендации по использованию текстового редактора MS WORD.
1 Разрывы
Для того, чтобы обеспечить начало структурных элементов ВКР с новой страницы, следует установить разрыв в меню «Разметка страницы» - «Разрывы» или воспользоваться сочетанием клавиш + (разрыв страницы. Разрыв страницы устанавливают также перед таблицами и
«Разрыв раздела» используют в том случае, если необходимо применить свойства страницы, отличные от используемых в основном тексте, например, изменить ориентацию страницы с вертикальной на горизонтальную или начать новую нумерацию страниц.
«Разрывы строк» устанавливаются сочетанием клавиш + в тех местах, где нужно начать текст с новой строки. Но это средство полезно не столько использовать, сколько знать, потому что при копировании текста из других источников могут остаться лишние разрывы строк, которые нужно удалять для обеспечения требуемого форматирования. Увидеть разрывы строк можно, включив отображение непечатаемых символов на панели инструментов в меню «Главная».
2 Неразрывные пробелы и тире
Неразрывные пробелы и тире устанавливаются сочетанием клавиш ++<пробел> и ++<-> соответственно.
Это средство используется чаще всего для того, чтобы предотвратить перенос на новую строку некоторых сочетаний слов и символов, например, фамилий и инициалов, дат, формул и т.п.
Рекомендуется также применять неразрывные пробелы между номером главы, параграфа, пункта и следующим за ним текстом, в том числе текстом с названием – для предотвращения недопустимого динамического растягивания пробелов. Аналогично неразрывные пробелы устанавливаются в немаркированных списках между символом и следующим за ним текстом.
3 Переносы
В основном тексте ВКР автоматические переносы запрещены, за исключением случаев, когда на конец строки попадают длинные слова и динамические пробелы получаются слишком большими. В этом случае рекомендуется использовать так называемые «мягкие переносы», которые устанавливаются сочетанием клавиш +<-> в требуемых по правилам переноса местах длинного слова. При этом перенос слова не осуществляется и знак переноса не появляется, пока слово не попадет на конец строки.
4 Форматирование абзаца
Функция форматирования абзаца появляется в контекстном меню по щелчку правой клавишей мыши или на панели инструментов в меню «Главная».
В первой вкладке «Отступы и интервалы» всплывающего меню можно установить требуемые основные параметры абзаца, такие как междустрочный интервал (в основном тексте – 1,5), абзацный отступ (в основном тексте – 1,25), выравнивание текста (в основном тексте – по ширине), интервалы до и после абзаца (в основном тексте – 0).
Кроме того, здесь можно установить «Уровень» текста: для всего текста устанавливается «Основной текст», для названий структурных элементов ВКР (оглавление, введение, названия глав, заключение, список литературы, список сокращений и условных обозначений, словарь терминов, список иллюстраций, приложения и др.) устанавливается «Уровень 1», чтобы включить эти элементы в автособираемое оглавление. По той же причине устанавливают «Уровень 2» для абзацев с названиями параграфов. В исключительных случаях допускается использование форматирования «Уровень 3» для абзацев с названиями пунктов текста (не рекомендуется давать названия пунктам ВКР и, соответственно, включать их в оглавление).
Запрещается устанавливать абзацные отступы пробелами или табуляцией!
Во второй вкладке «Положение на странице» всплывающего меню открываются полезные дополнительные функции, которые рекомендуется гибко использовать в зависимости от ситуации.
Например, обычно устанавливается параметр «Запрет висячих строк», позволяющий избежать появление одного слова от предыдущего абзаца на новой странице.
Параметр «Не отрывать от следующего» рекомендуется устанавливать для абзацев с названиями глав, параграфов и таблиц, чтобы автоматически «склеить» их с последующими фрагментами, к которым они относятся.
5 Автособираемое оглавление
Оглавление ВКР генерируется автоматически после определения соответствующих уровней текста в формате абзацев с названиями глав, параграфов и пунктов на вкладке меню «Ссылки» - «Оглавление» - «Оглавление», дальше установить флажки «Показать номера страниц», «Номера страниц по правому краю» и выбрать заполнитель (рекомендуется выбрать точки).
Полезно знать, что по пунктам созданного таким образом оглавления можно переходить в нужные места работы как по гиперссылкам, кликнув мышкой соответствующую строку удерживая клавишу .
После создания оглавление следует отформатировать, установив требуемый шрифт и интервалы. После окончания работы над текстом ВКР и в особенности перед ее распечатыванием следует обновить оглавление, используя контекстное меню (выбрать «Обновить поле»), открывающееся по щелчку правой клавишей мыши или функциональную клавишу F9 на клавиатуре или выбрать в основном меню «Ссылки» - «Обновить таблицу». При этом на экране появится предупреждение-вопрос «Обновить целиком или только страницы?».
6 Полезные советы
6.1 MS Word запоминает и хранит в документе последние три места, где вводился или редактировался текст. Чтобы вернуться к одной из этих позиций, нажмите нужное количество раз комбинацию клавиш +. При четвёртом нажатии курсор переместится на исходную позицию. Даже при открытии файла с текстом ВКР нажатие + возвратит к месту в тексте, где выполнялись действия до закрытия.
6.2 Функция «Повторить предыдущую операцию», которая вызывается нажатием клавиши , позволит сэкономить время, например, при форматировании текста абзаца и в других случаях.
6.3 Движение вперед по таблице можно осуществлять табулятором, назад – < Shift>+.
6.4 Добавление строк в таблицу может быстро выполняться табулятором с последней ячейки таблицы.
6.5 Движение по тексту значительно быстрее и точнее осуществляется с использованием сочетаний клавиш, например:
в начало абзаца - +<>
в конец абзаца - +<¯>
в начало текущего слова - +<¬>
в конец текущего слова - +<®>
Если использовать сочетания клавиши + или +, то можно быстро перемещаться по страницам текста.
6.6 Выделить фрагмент текста быстро и точно можно удерживая клавишу в сочетании со стрелками навигации и при необходимости с клавишей :
++<> - выделить фрагмент от текущей позиции курсора до начала абзаца,
++<¯> - выделить фрагмент от текущей позиции курсора до конца абзаца,
++<¬> - выделить фрагмент от текущей позиции курсора до начала слова,
++<®> - выделить фрагмент от текущей позиции курсора до конца слова,
+ - выделить фрагмент текста в пределах экрана
+ - выделить фрагмент текста от текущего положения курсора до начала/конца строки.
Для выделения всего документа нужно нажать +.
Чтобы выделить (или расширить выделенный) фрагмент нужно щелкнуть в нужном месте документа левой кнопкой мыши при нажатой клавише .
Выделить несколько фрагментов в разных местах можно мышкой, удерживая при этом клавишу .
6.7 Выделить слово можно кликнув быстро дважды по нему левой клавишей мыши. Пометить абзац можно кликнув быстро дважды по нему левой клавишей мыши.
6.8 Выделенный фрагмент можно перетащить мышкой в другое место, а если удерживать клавишу , то фрагмент будет скопирован.
6.9 Внимание! Изменить буквы в слове или в помеченном фрагменте со строчных на прописные и обратно можно, используя сочетания клавиш +.
6.10 Клавиши редактирования:
+ - выделить весь текст,
+<С> - скопировать выделенный фрагмент в буфер обмена,
+ - вставить фрагмент из буфера обмена,
+ - отменить последнюю операцию.
6.11 Проверка правописания проводится после нажатия клавиши F7.
6.12 Средство «Найти и заменить текст», расположенное на вкладке меню «Главная» или вызванное с помощью сочетания клавиш +, позволяет значительно ускорить процесс редактирования (правки).
С помощью этой функции можно осуществлять поиск и замену определенных параметров форматирования, специальных символов и других объектов документа, например, символов разрывов строк.
Поиск и замена может проводиться по всему тексту или только по выделенной области, всех фрагментов сразу или по одному.
Обязательно рекомендуется найти и заменить такие сочетания, которые противоречат правилам пунктуации или требованиям к оформлению:
два пробела подряд почти всегда ошибка – повторите замену двух пробелов на один несколько раз;
две точки подряд;
две запятые;
сочетания <пробел + точка>, <пробел + запятая>, <пробел + ?>, <пробел + двоеточие>, <пробел + точка с запятой>, <пробел + закрывающая скобка>, < закрывающая скобка + пробел> и т.п.
Приложение Д
Форма титульного листа