Целевые установки НИР кафедры по теме 1 «Психолого-педагогическое изучение, профилактика и коррекция нарушений развития у детей« связаны с разработкой теоретико-методических основ медико-психолого-педагогической реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья в современное общество.
В рамках темы:
-разработаны алгоритмы распознавания паттернов и определения характеристик регистрируемых физиологических сигналов; получено апробированное оригинальное пользовательское программное обеспечение устройства «Полиграф-синхронизатор ЛБМИ-001», методики комплексного измерения разнородных показателей жизнедеятельности для мониторинга и автоматизированного распознавания функциональных состояний человека; дополнена база данных с результатами оценки функционального состояния и психологических характеристик здоровых и больных испытуемых (данные результаты получены доц. Вассерманом Е.Л. в рамках совместного Проекта: «Разработка методов и новых информационных технологий комплексной обработки биометрических данных для диагностики и мониторинга функциональных состояний человека» программы фундаментальных исследований ОНИТ РАН, руководитель проекта — член-корреспондент РАН, Заслуженный деятель науки РФ, доктор технических наук, профессор);
— исследована специфика вегетативного обеспечения поведения (деятельности) у детей и подростков, систематизированы наследственные формы умственной отсталости, нервных болезней и психических расстройств» (результаты получены доц. Степановой Т.П., сдано в печать учебно-методическое пособие »Наследственные формы умственной отсталости, нервных болезней и психических расстройств«, статья »Нейровегетативный статус и вегетативная реактивность у детей с умственной отсталостью и нарушением поведения", «Состояние вегетативного тонуса и реактивности у детей с нарушениями поведения»);
— определены концептуальные подходы к проблеме психолого-педагогической реабилитации детей дошкольного возраста с ОВЗ, исследованы сущностные характеристики психолого-педагогической реабилитации детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) и задержкой психического развития (ЗПР); выявлены факторы реабилитационной среды, механизмы и симптоматика проявлений ЗПР и ТНР; разработана методика обследования детей дошкольного возраста с ТНР (ДЦП) и ЗПР в игровой деятельности, разработанаинтегративная модель использования игровых технологий в психолого-педагогической реабилитации детей с ТНР и ЗПР( результаты получены доц. Вечкановой И.Г, отражены в публикациях, прошли апробацию на базе ГБДОУ № 14 компенсирующего вида Василеостровского района, ГБДОУ № 5 комбинированного вида, ГБДОУ № 103 Невского района Санкт-Петербурга);
— разработаны методические материалы для диагностики и коррекции пространственного мышления детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ ( результаты доц.Вялых О.А., материалы подготовлены и сданы в печать: раздел учебного пособия «Специфика диагностико-коррекционной работы в условиях инклюзивного образования»), разработаны рекомендации к использованию методики исследования конструктивного праксиса (ОКД) детей с ОВЗ (материалы находятся в печати);
- исследованы социально-психологические аспекты взаимодействия инвалидов по зрению и социума, выявлены личностные ресурсы и барьеры толерантности общества к инвалидам ( результаты представлены в монографии Волкова И.П., Кантор В.З. «Общество и инвалиды по зрению: проблемы толерантногсти.- СПб.:Изд-во РГПУ им.А.И.Герцена.-2014),определены некоторые направления социально-психологической поддержки инвалидов по зрению в высокотехнологичной информационной среде (статья Письма в Эмиссия.Оффлайн (TheEmissia.OfflineLetters): электронный научный журнал. -Август, 2014 ART 2047. — CПб., 2014 г
Целевыми установками НИР кафедры по теме 2: «Развитие системы высшего специального педагогического образования» являлась разработка теоретико-методических основ и научно-методического обеспечения магистерской ООП «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода на ФГОС нового поколения», разработанной кафедрой магистерской ООП (внебюджетной) «Психология и педагогика инклюзивного образования»(кафедрой разработан web.сайт:http://inclusion.spb.ru.). Сотрудниками кафедры (Волкова И,П., Вялых О.А., Вечканова И.Г.) осуществляется разработка и апробация модуля «Индивидуализация и дифференциация учебно-воспитательной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья в организациях общего образования и с особенностями образовательной деятельности» основной профессиональной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» (Учитель-дефектолог) (Государственный контракт от 16.05.2014 №05.043.11.0019).