Научно-исследовательской деятельности кафедры основ дефектологии и реабилитологии носит междисциплинарный характер, что связано с многопрофильностью ее штатного состава (кадровый состав представлен специалистами в области биологии, медицины, специальной педагогики, коррекционной психологии). Это определяет возможность интегративного подхода к изучению реабилитацонно-образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья с разной структурой дефекта (лиц с нарушением зрения, слуха, интеллектуальными нарушениями, тяжелыми речевыми нарушениями, расстройствами аутистического спектра и др.), а также лиц с ОВЗ разных возрастных категорий — детей, подростков и взрослых.
В 2014 году НИР кафедры осуществлялась в русле научной проблематики, разрабатываемой факультетом коррекционной педагогики — направление: «Развитие детей с ограниченными возможностями в условиях специального обучения и воспитания». Основные темы НИР: 1) Психолого-педагогическое изучение, профилактика и коррекция нарушений развития у детей; 2) Развитие системы высшего специального педагогического образования.
НИР кафедры в отчетный период отражает расширение проблематики научных исследований в области медико-психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья разных возрастных категорий( детей раннего, дошкольного, школьного возраста, взрослых инвалидов) и связано с инновационными тенденциями в области образования, сменой парадигмы отношения к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, а также обусловлена процессом модернизации программ подготовки педагогических кадров в контексте приведения их в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога.