ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
  • Информация об институте
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт дефектологического образования и реабилитацииИстория институтаИнформация об институте

Статья посвящена истории развития института, знаменитым отечественным дефектологам, в разные годы работавшим в РГПУ им. А.И.Герцена.

 

Институт дефектологического образования и реабилитации (до 1 сентября 2016 года — факультет коррекционной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена, в прошлом – дефектологический) – старейший институт/факультет страны и один из первых, открытых в этом известном высшем учебном заведении Петрограда–Ленинграда–Санкт-Петербурга (год основания – 1918). История развития института отражает основные этапы развития отечественной дефектологической науки и педагогической практики.

Предшественником дефектологического факультета можно считать Высшие Фребелевские курсы, на которых с начала XX века изучались дефектологические дисциплины. На курсах работали выдающиеся ученые-дефектологи, в том числе один из основателей высшего дефектологического образования в России – Давид Владимирович Фельдберг (1873–1942).

В 1918 году в Петроградском институте дошкольного воспитания был организован факультет детской дефективности. Он являлся подразделением Психоневрологической академии, возглавляемой родоначальником дефектологического факультета В.М.Бехтеревым. В число специальных кафедр института вошли кафедра сурдопедагогики (заведующая кафедрой М.В.Адеркас) и кафедра логопедии (заведующий кафедрой Д.В.Фельдберг). Основание факультета связано с именами выдающихся ученых и общественных деятелей: профессоров Д.В.Фельдберга, А.С.Грибоедова, А.Н.Граборова, П.Г. Бельского, М.В.Адеркас.

Организаторы факультета обосновали систему профессиональной подготовки кадров для обучения лиц с нарушениями развития. Среди известных ученых, разрабатывавших содержание высшего дефектологического образования, следует назвать И.А.Сикорского, М.В.Богданова-Березовского, И.А.Бодуэна де Куртенэ, Г.Я.Трошина, А.И.Скребицкого, А.Ф.Лазурского, Л.Г.Оршанского, И.В.Маляревского и др. Они разработали первые теоретико-методологические подходы к изучению, предупреждению и преодолению нарушений в развитии детей, продолженные и углубленные в исследованиях последующих поколений ученых факультета.

В 1921 году дефектологический факультет переводится из Института дошкольного воспитания в Петроградский педагогический институт социального воспитания нормального и дефективного ребенка (ректор А.Н.Граборов). Позднее этот институт был переименован в Институт педологии и дефектологии, вошедший в 1925 году в Ленинградский педагогический институт им. А.И.Герцена (декан Д.В.Фельдберг).

Первый (довоенный) этап становления и развития факультета (1918–1941) характеризуется поисками собственного направления в подготовке педагогов-дефектологов, разработкой и апробацией различных учебных планов, усилением то медицинского, то педагогического направления в обучении студентов, укреплением учебно-методических и научных связей факультета с различными научно-практическими учреждениями. Так, в 1922–1923 гг. студенты проходили практику в Дошкольном обследовательском институте (проф. А.С.Грибоедов), Институте глухонемых (проф. П.С.Янковский), Институте слепых (проф. М.К.Мухин), Отофонетическом институте (проф. Д.В.Фельдберг), Институте социального и морального воспитания (проф. П.Г.Бельский), Институте индивидуального воспитания (проф. М.П.Савченко), Институте по изучению мозга (акад. В.М.Бехтерев). Доминирующей научной идеологией в дефектологии того времени являлась рефлексология, отводившая большую роль социальной среде.

До 1923 года кафедры сурдопедагогики и логопедии осуществляли подготовку специалистов-дефектологов широкого профиля, которые могли работать с глухими, слепыми, умственно отсталыми и трудновоспитуемыми детьми. Сложившаяся ситуация была обусловлена расширением в стране сети учреждений для аномальных детей. С 1923 года подготовка дефектологов широкого профиля была заменена дифференцированной подготовкой специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов и олигофренопедагогов. В связи с изменением учебных планов значительно возросло количество часов на изучение педагогических дисциплин, были введены лекционные курсы по специальным методикам русского языка, арифметики, истории, географии, естествознания. Значительно углубились связи кафедры со специальными школами. В 1927 году произошло объединение кафедр сурдопедагогики и логопедии (заведующий Д.В.Фельдберг).

В 1932–1933 учебном году в направлении работы факультета произошли существенные изменения, которые были связаны с назначением на должность заведующего кафедрой сурдопедагогики и логопедии специалиста в области физиологии, патофизиологии и терапии речи, последователя школы академика И.П.Павлова, доктора медицинских наук, профессора С.М.Доброгаева. Кроме того, с коренным изменением штатного состава кафедры в учебном плане подготовки специалистов-дефектологов в ущерб педагогическим стали преобладать медико-биологические дисциплины (физиология и патофизиология речи, логотерапия и др.). Данное обстоятельство получило отражение и в наименовании кафедры, которая стала называться кафедрой физиологии, патофизиологии речи, логотерапии и логопедии (1932–1935). Однако в ходе острейшей дискуссии между педагогами и медиками в середине 30-х годов XX века дефектология была признана педагогической наукой. Это привело к кардинальным изменениям структуры факультета, к реорганизации кафедры, уходу представителей медицинского (лечебного) направления и возрождению педагогического направления.

В 1936 году кафедру сурдопедагогики и логопедии возглавил замечательный ученый-сурдопедагог и сурдопсихолог, один из основоположников отечественной логопедии М.Е.Хватцев (1883–1977). Главной заботой начинающего руководителя сразу же стало укрепление учебно-педагогических и научных позиций кафедры. Особое внимание уделялось подготовке логопедов и практических работников для школы глухонемых. Существенную помощь и поддержку М.Е.Хватцеву оказали опытные, авторитетные сотрудники кафедры доценты М.Л.Шкловский, А.М.Кузьмин и др. Несмотря на большую загруженность, М.Е.Хватцев стал читать (кроме курса логопедии) сурдопсихологию и методику обучения глухонемых произношению.

С приходом М.Е.Хватцева к руководству кафедрой сурдопедагогики и логопедии особое внимание начинает уделяться вопросам обновления программно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса на дневном и заочном отделениях. Многие учебные программы перерабатываются или составляются заново. Так, из программы по сурдопедагогике выделяются самостоятельные дисциплины – специальные методики русского языка и математики. М.Е.Хватцевым заново разрабатывается программа по логопедии. Более углубленным становится обучение студентов-дефектологов русскому языку, литературе, математике.

Важное значение в развитии дефектологического факультета имело создание в 1929 году уникальной (и до настоящего времени единственной в России) специализированной кафедры тифлопедагогики. Ее выделение в структуре факультета стало возможным благодаря активной организаторской и научно-исследовательской деятельности доктора педагогических наук, профессора, а в последующем – члена-корреспондента АПН РСФСР Б.И. Коваленко – основоположника отечественной тифлопедагогики. С именем ученого связан период становления кафедры, которой талантливый педагог отдал около 30 лет жизни и упорного труда (1929–1957). Усилиями Б.И.Коваленко и его сотрудников (В.Е.Чугунова, В.А.Бершадского, М.К.Мухина, В.С.Сверлова и др.) были обоснованы теоретически и апробированы на практике пути развития тифлологии, определены методы и содержание подготовки специалистов-тифлопедагогов. Результаты научных изысканий Б.И.Коваленко получили отражение в многочисленных педагогических и методических трудах: «Основы предметных методик в работе со слепыми детьми» (1936), «Методика русского языка в школе слепых» (1941), «Возвращение ослепших к трудовой жизни» (1946), «Тифлопедагогика» (1962) и др. Кафедра явилась инициатором развития дифференцированной системы обучения детей и взрослых с нарушением зрения (школ слепых, слабовидящих детей и взрослых инвалидов по зрению), реабилитации ослепших в зрелом возрасте, трудовой и профессиональной подготовки слепых, разработки ряда методик преподавания таких предметов, которые ранее для слепых считались недоступными.

В 1930-е годы сотрудниками факультета активно разрабатывались проблемы методологии дефектологии, организации государственной педагогической помощи детям с нарушениями в развитии и совершенствования высшего дефектологического образования в контексте идей Л.С.Выготского. Дефектология стала рассматриваться учеными как комплексная медико-педагогическая наука. В связи с этим в подготовке педагогических кадров и научных изысканиях деятельное участие принимали представители медицины, психологи и педагоги. Научные исследования осуществлялись ими по многим направлениям на основе задач обучения аномальных детей, учета большого разнообразия видов дефектов, наличия полиморфизма внутри каждого из них, а также необходимости знания этиопатогенеза и особенностей структуры дефекта. Существенное внимание уделялось дифференциации состава учащихся специальных учреждений и разработке методов обучения и воспитания детей с нарушениями зрения и слуха, с интеллектуальной недостаточностью.

С середины 30-х годов на факультете открылись вечернее и заочное отделения, значительно увеличился прием студентов, начала функционировать аспирантура.

К сожалению, успешная учебно-методическая и научно-исследовательская работа сотрудников дефектологического факультета была прервана Великой Отечественной войной. Второй этап функционирования факультета (1941–1945) характеризуется сокращением учебной деятельности факультета и перенесением акцента в научно-практической работе на оказание помощи участникам войны, утратившим зрение и слух (Б.И.Коваленко, М.Е.Хватцев и др.). В 1941 году в тяжелых условиях жизни города и института состоялся ускоренный выпуск студентов старшего курса, остальных распределили по другим факультетам или эвакуировали в глубь страны. Многие сотрудники факультета участвовали в защите Ленинграда, сражались на фронте, в партизанских отрядах, работали в детских домах и госпиталях, центрах реабилитации. Благодаря личным усилиям декана Б.И.Коваленко и его сотрудников в тяжелых условиях блокады удалось сохранить материально-техническую базу факультета.

Еще до окончания войны, сразу после разгрома врага на Ленинградском фронте, началась работа по восстановлению факультета, которой руководил исполняющий обязанности декана М.Е.Хватцев.

Третий этап в истории факультета (1945–1947) является периодом возрождения Ленинградского государственного педагогического института и его подразделения – дефектологического факультета. В 1945 году создается объединенная кафедра дефектологии (заведующий кафедрой М.Е. Хватцев), осуществляется первый послевоенный прием студентов (28 человек). Вновь составляются программы по всем дисциплинам учебного плана, систематизируются методические, наглядные пособия, учебная и научная литература. В 1947 году временно созданная кафедра дефектологии, объединявшая две «секции» – сурдопедагогики и тифлопедагогики, – дифференцируется на две самостоятельные кафедры, укрепляется их кадровый состав, активизируется научно-исследовательская работа ученых факультета. В соответствии с указанием Министерства просвещения РСФСР устанавливаются более тесные связи со специальными учреждениями Ленинграда и Ленинградской области. Данное обстоятельство обусловило повышение качества учебно-методической подготовки студентов, активизацию их самостоятельной учебной и опытно-экспериментальной работы.

Четвертый этап становления и развития дефектологического факультета (конец 40-х – 70-е гг.) ознаменован расширением плана приема студентов на факультет, введением дополнительных специальностей: «Сурдопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Тифлопедагог. Учитель русского языка и литературы», «Сурдопедагог. Учитель математики».

С 1956 года факультет начинает работать по новому учебному плану. Отныне большое значение придается педагогическим практикам студентов, продолжительность которых существенно увеличивается. Совершенствуется обучение студентов-заочников: разрабатываются стабильные учебные планы, контрольные задания, методические указания, создаются учебные пособия, активизируется самостоятельная работа студентов в межсессионный период. На кафедрах создаются методические объединения, расширяются деловые связи с различными научными и практическими учреждениями. Многие из них становятся базовыми для проведения опытно-экспериментальной и учебной работы.

На кафедрах особое внимание обращается на более узкую специализацию деятельности преподавателей, на экспериментальную работу в специальных учреждениях, на привлечение к преподавательской деятельности опытных педагогов-практиков, на разработку и внедрение в образовательный процесс новых специальных дисциплин, на создание учебных и методических пособий. В 1950-е годы на факультете завершается формирование научных школ М.Е.Хватцева и Б.И.Коваленко.

Преодоление декретирования в науке, царившего до середины 1950-х годов, способствовало появлению в дефектологии плодотворного потока идей и начинаний. Дефектология рассматривается как педагогическая наука. Вместе с тем признается необходимость комплексного междисциплинарного подхода к изучению, предупреждению и преодолению аномалий у детей. В связи с указанным обстоятельством по инициативе декана факультета Н.П.Долгобородовой в 60-х годах в штат факультета включаются физиологи, психологи, невропатологи и психиатры. В этот период большую учебную и опытно-экспериментальную работу осуществляют наряду с профессором М.Е.Хватцевым профессора В.К.Орфинская, М.П.Могильницкий, А.П.Велицкий, А.И.Зотов, М.А.Панкратов, В.П.Жохов; доценты Е.И.Андреева, Н.П.Долгобородова, Н.Б.Коваленко, В.М.Сретенская и другие.

В 1965 году на факультете была создана кафедра психопатологии и логопедии. Заведующий этой кафедрой – доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов – внес большой вклад как в подготовку кадров для факультета, так и в формирование межкафедральных научных связей и установление творческих контактов со многими учебными и лечебными учреждениями города. С момента основания на этой кафедре работали психиатры: доктор медицинских наук, профессор Е.С.Иванов, кандидат медицинских наук, доцент Ю.Г.Демьянов; логопеды: доктор педагогических наук, профессор В.К.Орфинская, кандидаты педагогических наук, доценты Л.Г.Парамонова, Е.Ф.Соботович, В.А.Ковшиков, Г.А.Волкова, Р.И.Лалаева, Э.Я.Сизова; физиологи: доктор медицинских наук, профессор М.А. Панкратов, кандидаты биологических наук, доценты Г.И.Буховец, А.А.Полтинникова.

В то же время благодаря усилиям декана факультета Н.П.Долгобородовой начинает функционировать кафедра олигофренопедагогики, созданная в 20-х гг. выдающимся ученым–дефектологом А.Н.Граборовым и закрытая в конце 30-х гг. Сотрудниками кафедры закладываются основы подготовки специалистов для обучения детей с интеллектуальной недостаточностью, ведется большая научно-методическая работа, публикуются учебные пособия для студентов, тематические сборники. С 1973 года кафедрой начинает руководить кандидат психологических наук, доцент, а в дальнейшем профессор А.Д.Виноградова. Благодаря ее усилиям укрепляется кадровый потенциал кафедры олигофренопедагогики, ведется интенсивная подготовка кандидатских диссертаций.

В 60-е годы продолжается поступательное развитие кафедры сурдопедагогики. Усилиями ее заведующего и сотрудников закладывается фундамент теории и практики подготовки кадров для школ и дошкольных учреждений глухих и слабослышащих. По 1964 год кафедрой сурдопедагогики и логопедии (с 1949 г. – сурдопедагогики) руководит профессор М.Е.Хватцев. Результатом его подвижнической учебно-методической и научной деятельности явились многочисленные фундаментальные труды «Логопедия», «Особенности психологии глухого школьника», «Недостатки речи у школьников», «Письменная речь глухонемых в ее соотношении с устной речью», «Основные вопросы обучения глухих детей произношению» и др., которые не потеряли своего теоретического и практического значения до настоящего времени. Завершающий период работы ученого на кафедре (до 1968 года) оказался исключительно плодотворным в плане укрепления научной школы М.Е.Хватцева, поскольку именно в эти годы им была подготовлена целая плеяда талантливых ученых-сурдопедагогов и логопедов (М.И.Никитина, Л.Г.Парамонова, Л.М.Быкова, В.А.Ковшиков, Г.А.Волкова).

Высокий учебно-методический и научный уровень кафедры сурдопедагогики продолжал сохраняться в 60-е годы профессором М.П.Могильницким, доцентом З.М.Ежовой, а позднее, в начале 70-х годов, доцентом Е.И.Андреевой, возглавлявшими кафедру. В это время усиливается внимание преподавателей кафедры к проблемам совершенствования вузовской подготовки специалистов на дневном и заочном отделениях, к вопросам активизации познавательной деятельности детей с нарушением слуха в условиях специального обучения. Учеными исследуются методические системы преподавания русского языка, математики и географии в школе глухих, обучения неслышащих детей произношению. Устанавливаются и укрепляются учебные и научные связи с факультетом дефектологии МГПИ им. В.И.Ленина и другими учебными подразделениями педагогических вузов страны.

С 1974 года заведующей кафедрой сурдопедагогики утверждается доктор педагогических наук, профессор (с 90-х годов – член-корреспондент РАО) М.И.Никитина. Сотрудниками кафедры создаются новые учебные планы отделения сурдопедагогики, разрабатываются методические рекомендации по всем предметам, совместно с преподавателями МГПИ создаются учебные программы для всех специальных дисциплин. Наряду с этим исследуются различные аспекты содержания и методов обучения слабослышащих, интеллектуального развития глухих, развития речи и слухового восприятия школьников и дошкольников со слуховой депривацией, воспитания неслышащих детей.

В «золотой век» отечественной дефектологии в полной мере раскрылся талант известного психолога, заведующего кафедрой тифлопедагогики А.И.Зотова. Стараниями профессора А.И.Зотова штат кафедры пополняется молодыми сотрудниками, окончившими аспирантуру и защитившими диссертации; более чем вдвое увеличивается прием студентов на отделение, повышается уровень преподавания специальных дисциплин, впервые издаются необходимые для подготовки студентов учебные пособия. Открывается проблемная лаборатория по изучению психических особенностей детей с нарушениями зрения, что позволяет существенно расширить тематику научных исследований. Завершается процесс формирования научной школы профессора А.И.Зотова. Кафедра становится центром подготовки через аспирантуру специалистов высшей квалификации как для союзных республик, так и для зарубежных стран.

В 1975 году кафедру тифлопедагогики возглавил замечательный ученый-дефектолог, доктор психологических наук, профессор А.Г.Литвак. Развивая лучшие традиции кафедры, молодой руководитель продолжает укреплять ее кадровый состав. Наряду с традиционной подготовкой тифлопедагогов кафедра приступает к подготовке реабилитологов для работы с ослепшими, тифлопедагогов дошкольных учреждений. Разрабатываются планы обучения социальных педагогов и практических психологов для работы со слепыми и слабовидящими и с их ближайшим окружением. Продолжаются научные исследования в области тифлопедагогики и тифлопсихологии. Профессор А.Г.Литвак разрабатывает теоретические основы тифлопсихологии, теорию компенсации зрительного дефекта и его последствий, раскрывает особенности реабилитации поздноослепших. Плодотворно работают известные ученые-тифлопедагоги В.А.Феоктистова, Т.П.Головина, Э.М.Стернина и другие. Научная школа профессора А.Г.Литвака получает всеобщее признание.

С 1970 г. по 1980 г. руководство факультетом осуществляла доктор педагогических наук, профессор Л.С.Волкова. По ее инициативе в 1977 году на факультете было открыто отделение логопедии, а затем (в 80-е годы) создана самостоятельная кафедра логопедии. С открытием отделения логопедии на факультете дефектологии осуществляется подготовка логопедов и учителей начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. В 1981 году состоялся первый выпуск учителей-логопедов, окончивших логоотделение факультета дефектологии.

В рассматриваемый период научные исследования ученых факультета приобретают все более определенно выраженную этиопатогенетическую направленность: методы психолого-педагогической и медико-педагогической работы строятся на этой основе. Вместе с тем в научных изысканиях реализуются принципы развития, дифференцированного подхода, личностно ориентированный и другие. Научно-исследовательская работа находит отражение в диссертациях, подготовленных сотрудниками кафедр. Большинство преподавателей факультета получают ученые степени кандидата или доктора наук.

Пятый этап (80-е годы) многолетней истории факультета дефектологии отмечен усилением общегуманитарной подготовки студентов и закреплением дифференцированного подхода к обучению будущих педагогов. Углубленная специализация в подготовке учителя-дефектолога сочетается с разносторонней литературной и лингвистической подготовкой, позволяющей выпускнику работать не только в специальных, но и в общеобразовательных (массовых) школах.

Структурные изменения, происходившие на факультете дефектологии в 80-е годы (1980–1984 – декан Л.П.Назарова), привели к преобразованию кафедры психопатологии и логопедии и созданию на ее основе двух новых подразделений: кафедры логопедии (зав. кафедрой профессор Л.С.Волкова) и кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (зав. кафедрой профессор Л.М.Шипицына). Кроме того, в это же время была открыта кафедра русского языка для нефилологических специальностей (зав. кафедрой профессор В.П.Проничев). Организационно-педагогические преобразования, создание кафедр межфакультетского уровня позволили осуществлять подготовку педагогов-дефектологов по новым специальностям.

Сотрудниками кафедры логопедии разрабатываются учебные планы и программы подготовки специалистов-логопедов, учебные пособия и учебники. Укрепляется кадровый потенциал через докторантуру, аспирантуру и соискательство. Докторскую диссертацию защищает один из ведущих специалистов-логопедов Р.И.Лалаева. Результаты научных исследований ученых кафедры начинают широко использоваться в школьных и дошкольных учреждениях всех видов для детей с отклонениями в развитии.

Основными направлениями работы кафедры анатомо-физиологических основ дефектологии (с 1996 года – кафедра медико-биологических и клинических дисциплин, зав. кафедрой профессор В.А.Зинченко) становятся: формирование у студентов современных представлений о медико-биологических и клинических основах коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии; дальнейшее изучение психофизического развития ребенка, имеющего нарушения слуха, зрения, интеллекта, его возрастных и индивидуальных особенностей; разработка новых направлений в обследовании детей; участие в организации медико-психолого-педагогической работы с детьми.

Широкая лингвистическая подготовка специалистов-дефектологов осуществлялась специализированной кафедрой русского языка. Высокий учебно-методический и научный потенциал сотрудников кафедры (проф. В.П.Проничев, проф. Е.Н.Смольянинова, проф. Л.А.Пиотровская и др.) в полной мере раскрылся при создании учебных планов и программ, оригинальных учебных пособий к спецкурсам и отдельным разделам курса современного русского литературного языка, а также при исследовании лингвистических и психолингвистических особенностей речи детей с нарушениями развития школьного и дошкольного возраста.

Период 80-х годов выделяется стремлением сотрудников факультета дефектологии к совершенствованию методической оснащенности образовательного процесса, изданием вузовских учебников и учебных пособий, методических разработок, монографий, сборников научных работ. В свет выходят фундаментальные труды для студентов педагогических вузов: «Тифлопсихология» А.Г.Литвака, «Методика обучения глухих русскому языку» под редакцией Л.М.Быковой, «Сурдопедагогика» под редакцией М.И.Никитиной, «Логопедия» под редакцией Л.С.Волковой, «Дошкольная сурдопедагогика» Н.И.Беловой, «Методика слуховой работы в школе слабослышащих» Л.П.Назаровой, «Нарушение процесса овладения чтением у школьников», «Нарушения устной речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников» Р.И.Лалаевой, «Логопедическая ритмика» Г.А.Волковой и многие другие. Практическим работникам адресуются школьные учебники по математике А.А.Хилько, учебники по чтению М.И.Никитиной, учебники по развитию речи Л.М.Быковой.

Благодаря планомерной, целенаправленной подготовке аспирантов и докторантов по коррекционной педагогике и коррекционной психологии качественно изменяется кадровый состав преподавателей, открывая новые перспективы в научно-исследовательской работе факультета, в расширении методической помощи школам и дошкольным учреждениям для детей с отклонениями в развитии.

Современный этап развития факультета (с 90-х годов) характеризуется совершенствованием системы непрерывного высшего педагогического (дефектологического) образования. В 1990 году по инициативе декана факультета профессора Л.М.Шипицыной начинается подготовка учителей для обучения детей с задержкой психического развития. В следующем году на факультете открывается Региональный центр новых информационных технологий, что позволяет в значительной мере укрепить материально-технический и методический потенциал образовательного процесса студентов.

С 1992 года на факультете внедряется многоуровневая непрерывная подготовка бакалавра в рамках направления «54.06.00–Педагогика» и магистра образования. Учеными выпускающих кафедр (логопедии – зав. кафедрой профессор Л.С.Волкова, с 1996 года – доцент Л.В.Лопатина; сурдопедагогики – зав. кафедрой профессор М.И.Никитина, с 1999 года – профессор Г.Н.Пенин; тифлопедагогики – зав. кафедрой профессор А.Г.Литвак, с 1994 года – доцент Г.В.Никулина; олигофренопедагогики – зав. кафедрой профессор Ю.Т.Матасов) создаются стандарты моноуровневой подготовки специалиста (логопеда, сурдопедагога, тифлопедагога, олигофренопедагога и специального психолога), на основе которых разрабатываются новые учебные планы.

Следуя новым подходам к науке дефектологии, характерным для первой половины 90-х годов, факультет дефектологии получает наименование «факультет коррекционной педагогики» (1994 год). Под руководством профессора, члена-корреспондента РАО М.И.Никитиной (декана с 1994 г. по 2002 г.) создается концепция развития факультета в условиях многоуровневой подготовки специалиста, которая строится с учетом перспектив развития дифференцированной сети специальных (коррекционных) образовательных учреждений России.

Обучение специалистов в области коррекционной педагогики осуществляется в несколько этапов. Первый этап (4 года) – подготовка бакалавра образования. Студенты получают общегуманитарную, социально-экономическую, общематематическую, общепрофессиональную и предметную подготовку. Среди общепрофессиональных дисциплин выделяются психолого-педагогические и медико-биологические дисциплины. Центральное место занимают комплексные дисциплины «Специальная педагогика» и «Специальная психология».

После окончания обучения на первом этапе студенты могут завершить подготовку, обучаясь в магистратуре (2 года), и получить степень магистра образования (педагогики) или поступить на специалитет (1 год) и получить соответствующую квалификацию (учитель-олигофренопедагог, учитель-тифлопедагог, учитель-сурдопедагог, учитель-логопед). На втором этапе студенты осваивают комплекс учебных дисциплин, раскрывающих все основные аспекты их будущей профессиональной деятельности. Кроме того, они получают возможность применить свои знания в процессе психолого-педагогических практикумов и педагогической практики. Магистры овладевают также знаниями в области психологии и педагогики высшей школы, знакомятся с методологией психолого-педагогических исследований и учатся применять знания в ходе научно-педагогической и научно-исследовательской практики.

Образовательно-профессиональная программа (ОПП) в области коррекционной педагогики строится на принципах фундаментальности подготовки в сочетании с прикладной направленностью, интегративности, ступенчатости, непрерывности, преемственности ОПП в области коррекционной педагогики с блоком психолого-педагогических дисциплин.

В настоящее время факультет осуществляет обучение студентов по моноуровневой системе (подготовка специалистов в течение 5 лет) и по многоуровневой системе (подготовка бакалавров и магистров с общим сроком обучения 6 лет).

Значительным достижением факультета коррекционной педагогики последних лет является расширение специальностей, предлагаемых студентам, введение разнообразных специализаций. Так, под руководством зав. кафедрой олигофренопедагогики, доктора психологических наук, профессора Ю.Т.Матасова сотрудниками кафедры доцентами А.П.Зарин, С.Ю.Ильиной, Д.И.Бойковым и другими разработана образовательно-профессиональная программа «Специальная психология». Сотрудниками кафедры сурдопедагогики – зав. кафедрой, доктором педагогических наук, профессором Г.Н.Пениным, доктором педагогических наук, профессором М.И.Никитиной, доцентами Л.В.Андреевой, Е.П.Микшиной и другими создана программа «Специальная дошкольная педагогика и психология».

В учебные планы специальностей «Сурдопедагогика», «Тифлопедагогика», «Логопедия», «Олигофренопедагогика» включен ряд специализаций: «Сурдопедагогика» с дополнительными специализациями «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушение слуха», «Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях общего назначения»; «Тифлопедагогика» с дополнительной специализацией «Организация профессиональной работы по охране зрения»; «Логопедия» с дополнительной специализацией «Практическая психология»; «Олигофренопедагогика» с дополнительными специализациями «Обучение и воспитание детей с ЗПР», «Дошкольная олигофренопедагогика».

Во второй половине 90-х годов активизируется работа сотрудников факультета по подготовке и защите кандидатских и докторских диссертаций. В 1997 году приказом ВАК Российской Федерации открывается диссертационный совет по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (председатель диссертационного совета профессор М.И.Никитина). В 2000 году совет получает право рассмотрения и защиты диссертаций по двум специальностям: 13.00.03 – коррекционная педагогика и 19.00.10 – коррекционная психология.

Преподавательский корпус факультета пополняется докторами наук. Докторские диссертации успешно защищают Ю.Т.Матасов, В.З.Кантор, Г.Н.Пенин. Работают над докторскими диссертационными исследованиями заведующие кафедрами Л.В.Лопатина, Г.В.Никулина, ведущие доценты факультета Л.В.Андреева, О.А.Красильникова, А.П.Зарин, С.Ю.Ильина, В.Н.Вовк, Л.Б.Баряева, В.К.Рогушин. Решающее значение в этом процессе принадлежит научным школам профессора М.И.Никитиной в области сурдопедагогики и профессора Ю.Т.Матасова в области олигофренопедагогики.

Большую исследовательскую работу осуществляют преподаватели факультета в рамках единой комплексной темы «Психолого-педагогическое изучение, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья». Эта тема обращена к коррекционным учреждениям и нацелена на выявление новых научных данных о ребенке с проблемами развития и разработку новых подходов к его обучению. Наиболее значимыми аспектами в указанном направлении НИР являются:

– раннее детство, разработка медико-психолого-педагогической помощи детям и семьям;

– психодиагностика детей и разработка системы индивидуального сопровождения учащихся в ходе учебного процесса;

– интеграция детей с ограниченными возможностями в общеобразовательные дошкольные и школьные учреждения;

– речевое развитие детей с нарушениями зрения, слуха и интеллекта в условиях специального обучения;

– совершенствование системы обучения детей с отклонениями в развитии путем апробации новых стандартов, инновационных технологий;

– обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями интеллекта (валеологическое, эстетическое и религиозное воспитание, трудовое обучение);

– обучение детей с нарушениями двигательной сферы в условиях коррекционных учреждений.

Результаты научно-исследовательской работы сотрудников факультета находят широкое отражение в сборниках научных трудов, в докладах на международных форумах, на всероссийских, региональных и вузовских конференциях и семинарах, на Герценовских чтениях.

С 2002 по 2011 факультет возглавлял доктор педагогических наук, профессор В.З.Кантор (с 2011 по 2016 год — проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена). За это время сделано многое по реализации концепции модернизации высшего образования. Разработан план модернизации содержания высшего педагогического (дефектологического) образования, методов и учебно-методических средств, позволяющих повысить качество профессиональной подготовки студентов-дефектологов. Под руководством В.З. Кантора в рамках международных проектов разработаны многие вопросы теории и методики инклюзивного образования.

С 2011 года деканом факультета является кандидат педагогических наук, доцент А.П. Антропов.

Работая в составе учебно-методической комиссии (УМК) по коррекционной педагогике (направление «54.06.00 – Педагогика»), ученые факультета разработали, утвердили и опубликовали учебные программы дисциплин подготовки бакалавра педагогики; создали учебные программы дисциплин подготовки специалиста (по учебным предметам всех специальностей факультета); подготовили новые учебные программы магистратуры.

В целях обеспечения учебного процесса сотрудниками факультета создается целостный учебно-методический комплекс средств, обеспечивающих реализацию требований ГОС (учебники, учебно-методические пособия, программы, хрестоматии, методические разработки и рекомендации). Особое внимание уделяется разработке учебно-методических материалов, обеспечивающих обучение студентов-инвалидов (с нарушениями зрения и слуха), а также подготовке методических работ для педагогов коррекционных учреждений. Для получения полного представления о результатах вузовской подготовки и ее влиянии на формирование социально-ценностного профессионального самоопределения будущих педагогов-дефектологов на факультете создается система диагностики образовательных потребностей студентов и их образовательных достижений.

Нельзя, очевидно, говорить о том, что новая образовательная парадигма высшего педагогического (дефектологического) образования существенно изменит профессиональные приоритеты потенциальных студентов факультета коррекционной педагогики. Однако несомненно одно: гуманистическая методология, лежащая в основе модернизируемого образовательного процесса в высшей школе, имеет основной задачей развитие личности студента, формирование культуры его мышления, творческих способностей, готовности к постоянному осознанному и целенаправленному саморазвитию, самосовершенствованию.

С 1 сентября 2016 г. факультет коррекционной педагогики решением ученого совета РГПУ им. А.И. Герцена преобразован в институт дефектологического образования и реабилитации. Несмотря на объективные трудности, институт находится в состоянии постоянного обновления, научного поиска и всеми своими помыслами обращен в будущее.

 
Последнее изменение: 31 января 2019 г. в 17:12:29
Автор: Филиппова Мария Игоревна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором