НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Государственные и международные проекты и гранты
Научные мероприятия
Публикационная активность
Направления научной работы на кафедре.
Кафедра педагогики начального образования и художественного развития ребенка образована 01.09.2013 г. путем слияния кафедры педагогики и психологии начального образования (зав. кафедрой — Э.В.Онищенко) и кафедры художественного развития ребенка (зав. кафедрой – Т.А.Барышева).
В 2013 году сотрудниками кафедр педагогики и психологии начального образования и художественного развития ребенка (далее ПиПНО и ХОР) в области научно-исследовательской работы был поставлен комплекс задач, направленный на реализацию 3-х научных тем:
1 тема — «Многоуровневая дифференцированная подготовка специалистов начального образования» (научные руководители – Э.В. Онищенко, С.А. Котова, Т.А. Барышева). Данная проблема исследовалась в рамках научного направления № I — «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования».
В соответствии с задачами, поставленными кафедрой в области научно-исследовательской работы по данной теме в 2013 году сотрудники кафедры ПиПНО принимали участие:
• в разработке образовательной программы подготовки бакалавров «Начальное образование» (в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения);
• в разработке рабочих программ и УМК учебных дисциплин подготовки бакалавров по направлению «Педагогика» в соответствии с учебным планом ФГОС ВПО 3 поколения;
• в создании контрольно-измерительных материалов по дисциплинам психолого-педагогической направленности;
• в разработке образовательной программы подготовки магистров «Управление качеством начального образования» (в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения);
• в разработке образовательной программы подготовки магистров «Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде» (в соответствии с ФГОС ВПО 3 поколения);
• в разработке программ рабочих программ и УМК учебных дисциплин подготовки магистров в соответствии с учебным планом ФГОС ВПО 3 поколения.
• в создании контрольно-измерительных материалов по дисциплинам магистратур.
2 тема – «Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения». Названная тема исследовалась в рамках научного направления № III — «Система формирования и развития младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения» (научный руководитель – Г.И. Вергелес). В связи с многолетней разработкой данной темы сотрудниками кафедры, в 2013 году было продолжено изучение процесса формирования творческих способностей младших школьников в контексте различных видов деятельности, а также актуализирована проблематика по духовно-нравственному воспитанию младших школьников.
На этом основании в 2013 году был сформулирован следующий комплекс задач:
• изучение своеобразия психики в условиях организации различных видов творческой деятельности младших школьников;
• характеристика показателей оценки общих творческих способностей младших школьников в различных видах их творческой деятельности и художественном образовании;
• разработка методик для оценки динамики духовно-нравственного развития младших школьников.
• разработка методологии использования метода проектов в начальном образовании.
Проведенные исследования позволили:
• Уточнить набор критериев и комплекс показателей развития творческих способностей младших школьников в различных видах творческой деятельности, в том числе в ходе руководства магистерскими и кандидатскими диссертациями.
• Изучить психолого-педагогические условия развития креативности детей и школьников.
• Оценить результативность внедрения инновационных технологий организации творческой деятельности младших школьников с целью развития их творческих способностей в ходе организации воспитательно-образовательной деятельности в начальной школе (В.А.Тургель, А.Н.Мисюкевич и др.)
• Оценить результативность внедрения курса ОРК и СЭ в начальной школе (С.А.Котова, Л.Ю.Савинова)
• Разработать систему работы по вовлечению младших школьников в здоровьесозидающую деятельность (С.А.Котова).
Результаты исследования нашли отражение в выступлениях преподавателей кафедры на 19 научных конференциях различного уровня, подготовке и проведении сотрудниками кафедры межвузовского круглого стола «Проблемы внедрения курса ОРКиСЭ в начальной школе», в подготовке и издании 3 монографий и 6 учебных пособий. Осуществлена подготовка методических рекомендаций по работе с комплектом плакатов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга, 2014».
Полученные в результате проведенных исследований данные обогащают педагогику и педагогическую психологию, расширяют представления о становлении младшего школьника как субъекта учебной деятельности и поведения, дают возможность сделать этот процесс целенаправленным. Они расширяют и углубляют понимание процесса модернизации как начального образования, так и непрерывного образования в целом; могут быть полезны как для вузовских преподавателей, так и для тех, кто непосредственно занят в сфере начального образования (школьные психологи, учителя начальных классов, социальные педагоги, администрация школ).
Государственные и международные проекты и гранты:
1. ПРОЕКТ «ЭТНОКАЛЕНДАРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»
Вот уже второй год преподаватели кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка под руководством проф. Онищенко Э.В. участвуют в реализации проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» для учащихся начальной школы.
Исполнителями проекта являются:
- кандидат искусствоведческих наук, доцент Афанасьева Алла Борисовна;
- доктор педагогических наук, профессор Онищенко Элеонора Васильевна;
- кандидат педагогических наук, доцент Петрова Людмила Ивановна;
- старший преподаватель Пирогова Светлана Викторовна;
- ассистент Казакова Анжелика Анатольевна;
- кандидат педагогических наук, доцент Савинова Людмила Юрьевна;
- кандидат психологических наук, доцент Тургель Вероника Александровна,
а также сотрудники и преподаватели других кафедр Института детства и факультетов РГПУ им. А.И. Герцена.
Проект с 2007 года реализуется в рамках региональной программы «Программы гармонизации межкультурных, межэтнических и межконфессиональных отношений, воспитания культуры толерантности в Санкт-Петербурге» (Программа «Толерантность»), принятой правительством нашего города. Комплекс информационных и методических материалов «Этнокалендарь Санкт-Петербурга» – это совместный проект петербургских ученых, представляющих культурологию, этнографию, педагогику, религиоведение, историю, искусствознание и ряд других дисциплин, посвящённый культурным традициям жителей города в их многообразии. Проект имеет целью приобщение детей к этим традициям, знакомство их с важнейшими для города и страны датами и событиями совместной жизни. Его воспитательные возможности очевидны.
«Этнокалендарь Санкт-Петербурга» представляет собой интегрированный календарь основных памятных дат и праздников представителей этносов, проживающих в Санкт-Петербурге с его традициями межнациональных отношений, диалога культур. Методические материалы позволяют дать возможность детям и молодёжи узнать о своеобразии культур разных народов, их традициях, верованиях, заинтересовать тем, как и чем живут люди в соседнем доме, на ближайшей улице, познакомиться с основами собственной традиционной культуры, понять ее истоки, иметь представление о тех, кто строил город и страну, кто составил славу науки, искусства нашей Родины.
Благодарности от издательства «Фрегат» и Комитета по внешним связям Правительства Санкт-Петербурга получили следующие участники проекта «Этнокалендарь Санкт-Петербурга 2014»:
- Афанасьева Алла Борисовна, кандидат искусствоведческих наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Казакова Анжелика Анатольевна, ассистент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Кислинская Светлана Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Костина Любовь Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Костюхина Марина Сергеевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Ноткина Нина Анатольевна, кандидат педагогических наук, доцент, директор Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Онищенко Элеонора Васильевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Петрова Людмила Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Пирогова Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена;
- Рыжкова Татьяна Вячеславовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры языкового и литературного образования ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Савинова Людмила Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Тургель Вероника Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Хоменко Ирина Алексеевна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной психологии и педагогики семьи Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
- Кроме этого мы можем особо отметить и вручить благодарности с учетом количества и качества подготовленных для Этнокалендаря-2014 материалов следующим авторам:
- Афанасьевой Алле Борисовне – кандидату искусствоведческих наук, доценту кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена;
- Казаковой Анжелике Анатольевне – ассистенту кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
- Петровой Людмиле Ивановне – кандидату педагогических наук, доценту кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
- Пироговой Светлане Викторовне — старшему преподавателю кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена
- Тургель Веронике Александровне – кандидату психологических наук, доценту кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
2. ГРАНТ РГНФ:№12-06-12030. ПРОЕКТ: «МУЛЬТИМЕДИЙНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА «МИР ДЕТСТВА: ИСТОРИЯ, КУЛЬТУРА, ОБРАЗОВАНИЕ»
Проект реализуется под руководством проф. Онищенко Э.В. В качестве исполнителей проекта выступают:
- кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Савинова Людмила Юрьевна;
- доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой начального естественно-математического образования Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Граничина Ольга Александровна
- кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Тургель Вероника Александровна
- старший преподаватель кафедры педагогики начального образования и художественного развития ребенка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена Пирогова Светлана Викторовна;
- методист «Монтессори-школы Михайловой» Иванова Анна Евгеньевна
- директор фирмы «Эликс» Матюнин Сергей Викторович
- доктор философских наук, профессор кафедры педагогики и психологии СПбГУКИ Протанская Елена Сергеевна.
Проект направлен на разработку многоуровневой мультимедийной информационной системы (далее МИС), содержащей значительный объем материалов и исследований, посвященных разрешению таких серьезных проблем современности как: нарушение преемственности между поколениями и передачи культурных традиций, ослабление устойчивых связей между этнически своеобразными культурами, приводящих к острым межнациональным конфликтам, росту индивидуализма и взаимной отчужденности между отдельными людьми, социальными группами и слоями. Объектом МИС является феномен детства и его субкультура.
Проект предполагает использование интернет-пространства с целью создания энциклопедически полного и научно систематизированного информационного массива, посвященного эволюции детства на различных исторических этапах развития цивилизация, его отражению в этнической и социокультурной среде разнообразных регионов и развитию мира ребенка с точки зрения совершенствования комплекса форм, средств и способов взаимодействия с ребенком окружающего его социума. Представляя феномен детства, особенности оформления и развития окружающего ребенка пространства (социального, культурного, образовательного), сайт делает достоянием широкой общественности наиболее значимые достижения отечественной и мировой педагогической культуры.
Предполагается, что актуальность предлагаемого Проекта связана с неизменно устойчивым интересом общественности к «миру детства». Реализация Проекта ориентирована на создание интерактивного сайта, где на научной основе с использованием современных музейных, компьютерных, информационных, коммуникационных, дизайнерских технологий представлен материал о социокультурном феномене детства, оформлен комплекс электронных экспонатов, имеющих разноплановый характер и включающих определенную идеографическую информацию (описания, книги и статьи), информационные/статистические базы данных (таблицы), изображения (фото), библиографическую, а также и аудио-(видео-) информацию и т.д. На этом основании можно сделать вывод, что оформление сайта подобного виртуального «мира детства» позволит объединить спектр неоднородных коллекций и информационных баз в единое виртуальное хранилище, связанное с детской субкультурой. http://www.mirdetstva-kio.ru/