НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Государственные и международные проекты и гранты
Научные мероприятия
Публикационная активность
Направление научных исследований.
Прикладная лингвистика в науке и образовании
Тема: «Лингводидактика»: Оптимизация преподавания иностранного языка
Разделы:
а) совершенствование подготовки кадров по направлению «Педагогическое образование»,
б) разработка методов и приёмов раннего обучения иностранному языку как часть общей системы развития и воспитания детей в детском саду и в начальной школе.
Руководитель. Зав. кафедрой Погосян Виктория Акоповна
Исполнители: преподаватели кафедры
Необходимость и актуальность проведения научно-исследовательской работы по данной теме обусловлены в первую очередь требованием времени: введением учебной дисциплины Английский язык в содержание обучения в начальной школе со 2го класса, внедрением новых образовательных стандартов в начальной школе, а также внедрением в жизнь образовательной инициативы «Наша новая школа», на основе которой построены новые образовательные стандарты, внедрённые в образовательный процесс в начальной школе, а также переход высшей школы на образовательные стандарты третьего поколения.
Данные изменения, направленные на модернизацию российского образования, требуют поиска и научного обоснования новых подходов к обучению детей иностранным языкам. В то же время, создавая необходимость разработки соответствующих подходов и методов подготовки педагогических кадров в этой области, которые, кроме того, должны базироваться на новых государственных стандартах высшего образования.
Таким образом, проблема оптимизации обучения детей иностранным языкам становится всё более актуальной, как и проблема подготовки педагогических кадров.
В связи с постепенным переходом обучения в соответствии с принципами Болонского процесса, с принятием компетентностного подхода к обучению, а также с реализацией образовательной программы государственного стандарта нового поколения и требованиями модернизации педагогического образования, возникла необходимость создания новой концепции обучения студентов, разработки программы подготовки бакалавра, специалиста, магистра, разработки новых учебных курсов, обеспечивающих данную подготовку, пересмотр и корректировку имеющихся учебных программ и планов.
Целью научно-исследовательской работы является реализация и методическое обеспечение многоуровневой системы подготовки по ФГОС ВПО нового поколения в русле Болонского процесса и компетентностного подхода.
Настоящий этап проведения научно-исследовательской работы заключается разработке учебно-методического обеспечения новой образовательной программы в соответствии ГОСВПО 3 поколения «Раннее обучение иностранным языкам»; в разработке и апробации учебно-методических комплексов нового типа, разработке и апробации информационных дидактических материалов, внедрения в обучения активных методов, основным из которых стало использование виртуальных коммуникаций на основе образовательной платформы Мудл, а также реализация международной образовательной программы подготовки магистров «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» совместно с Университетом Восточной Финляндии.
Государственные и международные проекты и гранты.
Кафедра активно участвует в реализации программы развития университета на 2011-2015 гг. и программы стратегического развития (ПСР). По программе стратегического развития кафедра принимает участие в 3 проектах: 1.1.1. «Разработка и реализация образовательных программ и модулей отдельных образовательных программ, ориентированных на инновационную деятельность в образовании и социальной сфере с учетом потребностей региональных рынков труда, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся, в том числе совместных (сетевых) образовательных программ и модулей»; 1.2.2. «Разработка системы открытых образовательных ресурсов подготовки магистров»; 3.2.2. «Формирование качественного состава обучающихся в магистратуре на основе развития совместных (сетевых) программ в рамках сетевого консорциума».
В результате деятельности по проектам, в новом 2013-2014 учебном году в магистратуре университета впервые началось обучение по международной программе. Образовательная программа подготовки магистра «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация» разработана и реализуется совместно Университетом Восточной Финляндии и РГПУ им. А.И.Герцена. Программа построена в соответствии с требованиями Министерства образования и культуры Финляндии и ФГОС ВПО России. Реализация данной программы стала возможной благодаря многолетнему и плодотворному сотрудничеству кафедры раннего обучения иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена и отделением прикладной педагогики факультета философии Университета Восточной Финляндии. В РГПУ им. А.И. Герцена на программу зачислены выпускники различных факультетов нашего университета, а также выпускники СПбГУ, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Института прикладной лингвистики Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. В Университет Восточной Финляндии зачислены студенты из США, Ганы, Ирана, Камеруна.
В рамках сетевого взаимодействия реализуется международная программа подготовки магистров «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», а также международный образовательный модуль «Раннее обучение иностранным языкам» в рамках программы подготовки магистров «Интенсивное обучение детей иностранным языкам» (партнёр по сетевому взаимодействию — Университет Восточной Финляндии). Кафедра активно сотрудничает с Университетом Восточной Финляндии по реализации сетевого взаимодействия в обучении магистрантов, а также Университетским колледжем Осло по реализации совместного гранта на разработку и реализацию совместных образовательных программ «Межкультурное взаимодействие в образовательных контекстах».
На фото: Финские и российские преподаватели совместной образовательной программы «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация»: (снизу: проф. Университет Восточной Финляндии Ритва Кантелинен, заведующая кафедрой раннего обучения иностранным языкам В.А. Погосян, доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам, зам. директора института детства О.В.Малова; сверху: преподаватели Университета Восточной Финляндии: Кайя Перхо, Мери Яппинен, Сари Хаву-Нуутинен, доценты кафедры раннего обучения иностранным языкам: И.В. Вронская, О.А. Селивановская).
Кафедра разработала и успешно реализует программу дополнительного профессионального образования повышения квалификации учителей «ФГОС: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ», в рамках которой только в 2013 году более 40 слушателей прошли обучение по модулю «Методика обучения английскому языку в начальной школе». Автором-разработчиком программы является кандидат педагогических наук, доцент кафедры раннего обучения иностранным языкам Ольга Анатольевна Селивановская.
Кафедра активно занимается разработкой и внедрением в учебный процесс современных информационных технологий и образовательных ресурсов в первую очередь в рамках международной программы подготовки магистров «Раннее обучение иностранным языкам и межкультурная коммуникация», в рамках международного образовательного модуля «Раннее обучение иностранным языкам» включённого в программу подготовки магистров «Интенсивное обучение детей иностранным языкам», реализуемых совместно с Университетом Восточной Финляндии, а также в процессе преподавания учебных дисциплин бакалавриата по программе «Раннее обучение иностранным языкам. Наиболее активно технологии дистанционного обучения внедряют в учебный процесс доценты И.В. Вронская, Л.Н. Иванова, О.В. Малова, О.А. Селивановская, И.А. Крылова, зав. кафедрой В.А. Погосян.
Преподаватели кафедры активно участвуют в программах академической мобильности. Так, в 2013 году в таких программах приняли участие: заведующая кафедрой В.А. Погосян и доцент О.А. Селивановская, читавшие лекции в Университете Восточной Финляндии в рамках сетевого взаимодействия университетов по реализации совместных образовательных программ. Финансирование мобильности осуществлялось по грантам Центра международной академической мобильности Финляндии (CIMO).
За создание пособия Английский язык для учителей. Профессионально-ориентированное обучение. — Санкт-Петербург: Издательство «Книжный Дом», 2013г. авторский коллектив (В.А. Погосян, Т.Г. Васильева, И.В. Вронская, М.Г. Мацибора) награжден почетной грамотой в номинации «Учебно-методический комплекс, учебник, разработка для высшей школы в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин» на 17 университетской выставке научных достижений, проходившей 23-25 апреля 2013 года.
На 17 университетской выставке научных достижений, проходившей 23-25 апреля 2013 года в РГПУ им.А.И. Герцена Почётной грамотой в номинации «Учебно-методический комплекс, учебник, разработка для высшей школы в области гуманитарных и социально-экономических дисциплин» награждена заведующая кафедрой В.А. Погосян за учебное пособие «Международное пространство современного высшего образования и науки: как стать членом глобального сообщества».
Лучшие выпускники кафедры 2013
Бабыкина Дарья Романовна
Выпускница бакалавриата (направление «ПЕДАГОГИКА», профиль «Методика обучения иностранному языку в начальной школе»), красный диплом. Во время обучения являлась троекратным стипендиатом Федеральной стипендиальной программы Благотворительного фонда В.Потанина (2010-11, 2011-12, 2012-13 уч. гг.). В апреле 2013 г. Дарья Романовна стала призером (2 место) 15 межвузовской студенческой конференции «Студент-исследователь-учитель» в секции «Методика раннего обучения иностранным языкам», где выступила с презентацией по результатам проводимого ею исследования на тему «Условия формирования межкультурной компетенции на уроках иностранного языка в начальной школе». С января по май 2012 г. Дарья Романовна проходила стажировку в университете Северной Айовы, США, по специальностям Elementary Education and TESOL, что также способствовало успеху написания квалификационного исследования на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИМВОЛИКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ».
В соавторстве с научным руководителем доцентом С.О. Парфёновой Д.Р. Бабыкина по материалам своего исследования опубликовала статью на английском языке: “Wow, so different!” Symbols in improving cultural awareness and facilitation of intercultural competence in YLE classroom // Science and Education: materials of the III International research and practice conference, Vol. II, Munich, April 25-26, 2013/ publishing office Vera Waldkraiburg — Munich, Germany, 2013. – P. 139-142.
Потехина Екатерина Александровна
Выпускница магистратуры (направление «Педагогическое образование», образовательная программа «Раннее обучение иностранным языкам в сфере межкультурной коммуникации») (красный диплом). В соавторстве с научным руководителем доцентом С.О. Парфёновой написаны и опубликованы следующие статьи: «Анализ проблемы формирования у учащихся начальной школы основ межкультурной компетенции (на материале дискретных речевых актов английского языка)» // Филологические науки, вопросы теории и практики, Тамбов: «Грамота», 2012. — №1. – С.118-122.). «Ситуативный подход в формировании основ межкультурной компетенции в процессе обучения младших школьников английскому языку» // Альманах современной науки и образования, Тамбов: «Грамота», 2012. №5. – С. 105-107.). Improving Students’ Intercultural Communicative Competence through the Teaching of Speech Acts (by the Example of Favour Asking Speech Act) // Science and Education: materials of the III International research and practice conference, Vol. II, Munich, April 25-26, 2013/ publishing office Vera Waldkraiburg — Munich, Germany, 2013. – P.142-146.