ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураФакультетыФизической культуры Кафедра теории и организации физической культурыИстория кафедры

 Кафедра теории и методики физической культуры основана 22 декабря 1948 г.
Став структурной единицей факультета физического воспитания (ныне — факультета физической культуры), кафедра органически вписалась в единую стратегию его деятельности, а по многим аспектам и определяла ее.
У истоков создания кафедры стоял крупный организатор в сфере физической культуры, ученый, педагог С.В. Янанис, впоследствии долгие годы возглавлявший ее. Изданная им в 1948 г. монография «Методика образования двигательного навыка и психофизиологические принципы его построения« была первой крупной работой, в которой, на основе теории построения движений известного психо-физиолога Н.А. Бернштейна, были показаны возможность и пути использования этой теории применительно к физическому воспитанию.
На кафедре сформировались высококвалифицированные педагоги, многие из которых впоследствии стали ведущими учеными в области физического воспитания — Б.А. Ашмарин, Л.Ф. Егупов, Е.А. Богданов, Н.Г. Кольцова и др..
В 1966 г. заведующим кафедрой был избран один из виднейших ученых в области теории и методики физического воспитания профессор Б.А.Ашмрин. Его научные интересы на протяжении многих лет были направлены на формирование тесной связи теоретических исследований с практикой физического воспитания учащихся общеобразовательных учреждений.
Подготовленные под его редакцией учебные пособия «Педагогические исследования в физическом воспитании» и «Теория и методика физического воспитания» были ориентированы на более углубленное изучение студентами целей, задач, принципов, методов физического воспитания учащихся разных половозрастных и социальных групп на основе использования со«временных достижений науки.
Превращение теории физической культуры в профилирующую учебную и научную дисциплину, объединяющую в себе знания по естественным психолого-педагогическим и спортивно-педагогическим дисциплинам позволило поднять теорию физической культуры на новый  качественный уровень, повысить уровень подготовки профессиональных кадров.
Наметились и основные научные направления работы кафедры, сформировались реализующие их педагогические коллективы. Теорией и методикой физического воспитания занимались Б.А. Ашмарин, Н.Г. Кольцова, В.И. Слесарь, С.А. Пушкарев, Л.К. Завьялов, Ю.А. Виноградов; медико-биологическим направлением — Е.А. Богданов, А.Н. Финкельштейн, Н.П. Свинухов, М.А. Замкова, Ю.Н. Мороз, С.В. Попов; психолого-педагогическим направлением — Л.Ф. Егупов, Е.П. Ильин.
Большое внимание стало уделяться методической подготовке студентов. Вопросы педагогической практики в школе — как важное звено в профессиональной подготовке будущих педагогов в области физической культуры курировались В.И. Слесарь, Л.К. Завьяловым, Ю.А. Виноградовым. Широкую известность в нашей стране и за рубежом получили проводившиеся доцентом С.А. Пушкаревым исследования особенностей физического развития, подготовленности и спортивного совершенствования школьников.
В этот период большое внимание стало уделяться психолого-педагогической подготовке студентов. С приходом на кафедру ведущего психолога физического воспитания и спорта, профессора Е.П. Ильина этот раздел подготовки стал одним из главных. По результатам работы сотрудников лаборатории психофизиологии физического воспитания при кафедре (1970-1980) было опубликовано свыше 200 научных работ, защищено более 20 кандидатских диссертаций. Широкую известность получили изданные проф. Е.П. Ильиным и под его редакцией такие фундаментальные труды по психологии физического воспитания, как «Психомоторика» (1970), «Дифференциальная психофизиология физического воспитания и спорта»(1979), «Психофизиология физического воспитания»(1980,1983), «Психология физического воспитания» (1987), которые существенно обогатили развитие знаний о физическом воспитании подрастающего поколения.

С 1979 по 1987 г. кафедру возглавлял профессор Б.А. Петров В эти годы стало складываться новое научное направление деятельности кафедры -изучение социальных и культурологических аспектов физической культуры. Социокультурологический подход к физической культуре значительно расширил научную и учебную проблематику и позволил поднять учебную и научно-методическую работу на современный уровень. В учебный план были введены новые учебные дисциплины: история физической культуры (И.П.Потапченко), организация и управление физической культуры (Б.А. Петров), социология физической культуры (спецкурс, Б.А.Петров), что, несомненно, способствовало подготовке профессиональных кадров с учетом современ«ных требований. В 1987-1992 гг. кафедру возглавлял И.П.Потапченко. Сохраняя традиции, заложенные на кафедре, И.П.Потапченко внес значительный вклад в развитие физического образование учащийся молодежи.
Дальнейшее развитие социокультурологического направления в исследовании проблем физической культуры получило в 1992 г., когда кафедру возглавил доктор социологических наук, профессор В.Д. Гончаров. Введение многоступенчатой системы образования (бакалавриат, магистратура), изменение приоритетных ценностей образования, его гуманизация потребовали уделить особое внимание учебному процессу. Были разработаны и внедрены в учебный процесс новые учебные дисциплины: социология физической культуры (проф. В.Д.Гончаров), адаптивная физическая культура (проф. А.А.Нестеров), валеология (доц. С.В.Попов), теория и практика психофизической рекреации и реабилитации (доц. Ю.Е.Рыжкин), физическая культура в дошкольных образовательных учреждениях (доц. С.О.Филиппова), педагогический контроль в физическом воспитании (доц. Т.В.Забалуева). Были существенно изменены содержание педагогической практики (доц. С.В.Пустовой, И.И.Кипрушина, И.П. Любимова).
Подготовленная доктором педагогических наук Ш.З.Хуббиевым программа по теории и методики физической культуры принята в качестве базисной для изучения на всех факультетах физической культуры России. Широкую известность среди педагогов получили учебные пособия С.В. Попова »Валеология в школе» и Ю.Е. Рыжкина »Психолого-педагогические основы физической рекреации».
Значительно повысился научный потенциал кафедры. Были защищены две докторские диссертации (Ш.З. Хуббиевым и В.Д. Гончаровым), увеличилась подготовка специалистов высокой квалификации через аспирантуру. Плодотворно и научное сотрудничество и с зарубежными странами. Только за последние годы защищено 3 кандидатские диссертации на звание доктора философии (по международной классификации) аспирантами из Кореи, заканчивают работу над диссертациями еще 10 аспирантов из этой страны (научный руководитель — проф. А.А. Нестеров).
С 1998 г. по 2001 г. заведующим кафедрой был избран известный ученый в сфере физической культуры, действительный член Академии педагогических и социальных наук, член Президиума ВАК, Заслуженный работник физической культуры, почетный профессор РГПУ им. А.И. Герцена, док"тор педагогических наук А.А. Нестеров. За этот период был существенно укреплен кадровый и научный потенциал кафедр. В его составе осуществляли педагогическую деятельность, проф. Хуббиев Ш.З., проф. Кадыров Р.М. Это послужило основой для совершенно новой по качеству и результатам методической и научно-исследовательской работы, а также создания докторского совета по специальности 13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры вместо ранее функционирующего кандидатского совета.
Активизировалась работа аспирантуры и была создана докторантура при кафедре. Установились и расширились международные связи кафедры с Республикой Корея, Литвой. В успешном решении столь важных для кафедры задач огромная заслуга проф. Нестерова А.А.

С 2001 г. по 2007 г. кафедру возглавлял проф. Хуббиев Ш.З. За этот период повысилось качество учебы студентов. По кадровому вопросу взят курс на омоложение преподавательского состава. Организована подготовка плана-проспекта учебного пособия по профильной дисциплине “Теория и методика физической культуры”.
На кафедре развернуты научные исследования по модернизации образования в области физической культуры. В рамках этих исследований Г.Н. Пономаревым выполнена и успешно защищена в 2003 г. диссертационная работа. В этот период кафедра активно участвует  в организации и проведении международных конференции по проблемам модернизации физкультурного образования.
С 2001 года кафедрой руководит заслуженный работник физической культуры РФ, доктор педагогических наук, профессор Геннадий Николаевич Пономарев.
За эти годы профессорско-преподавательским составом кафедры разработаны более 27 новых программ дисциплин, большинство из которых предназначено для студентов, обучающихся по новому направлению 034300 – Физическая культура профиль «Физкультурно-оздоровительные технологии» (профессора Г.Н. Пономарёв, Р.М. Кадыров, П.В. Родичкин, доценты И.И. Кипрушина, С.А. Хисматуллин, Т.В. Забалуева, ассистент Ю.В. Смирнова). Более 25 программ были доработаны и скорректированы в соответствии с ФГОС ООП ВПО третьего поколения.

Последнее изменение: 25 сентября 2014 г. в 18:03:55
Автор: Смирнова Юлия Владимировна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором