► Итоги фотоконкурса «Петербург глазами иностранных студентов» подведены
18 декабря на новогоднем вечере были подведены итоги фотоконкурса «Петербург глазами иностранных студентов». В конкурсе приняли участие студенты всех сводных групп кафедры интенсивного обучения РКИ, которые должны были представить снимки любимых уголков Санкт-Петербурга. Членов жюри удивили великолепие и профессионализм каждого отдельного снимка. После долгого обсуждения победителями стали Зорана Шукало (I место), Ребека Недьеши (II место) и Елена Тица (III место).
Благодарим всех участников и от души поздравляем победителей фотоконкурса!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Ухарцева В.И.
Зорана Шукало (I место)
Ребека Недьеши (II место)
► Праздник к нам приходит!
18 декабря состоялось удивительно весёлое празднование наступающего Нового года и Рождества! Иностранные студенты, которые приезжают учиться на кафедру интенсивного обучения РКИ, отмечают Новый год у себя на родине по-разному и в разные сроки. Но в России Новый год все традиционно отмечают дружно, весело, с песнями, конкурсами и, конечно, с Дедом Морозом. Открылось празднование с великолепного спектакля арт-студии «Лиговка46», посвященного поэтам Серебряного века. Среди героев — А.Блок, С.Есенин, И. Бунин, Саша Черный и невероятно грациозные музы. Роль муз блестяще исполнили студентки из Боснии и Герцеговины. После спектакля все студенты разделились на три команды, и началось настоящее веселье: конкурсы, эстафеты, загадки… Студенты из Боснии и Герцеговины, Турции, Венгрии, Кореи, Франции разделились на три команды — «Ирония судьбы», «Бубенчики» и «Звёзды» — и участвовали в конкурсах: «Нарисуй портрет Дедушки Мороза» (не подглядывая, с закрытыми глазами!), «Слепи снежную бабу», «Танец на газете», «Лучшая новогодняя открытка». Победу одержала команда «Ирония судьбы», второе место у команд «Бубенчики» и «Звёзды». Но в Новый год опять победила дружба! Это был удивительный праздник! Особую благодарность хочется выразить его организатору и ведущей — Оксане Алексеевне Игошиной!
С Новым годом! Пусть в наступающем году все мечты сбудутся!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Ухарцева В.И.
► Арт-студия «Лиговка46». Премьера
З0 ноября 2015г. на факультете состоялся литературно-музыкальный спектакль «Юбилеи Серебряного века», подготовленный участниками арт – студии кафедры интенсивного обучения РКИ с выразительным названием «Лиговка46», Среди героев спектакля – А.Блок, С.Есенин, И. Бунин, Саша Черный, чьи знаменательные даты пришлись на осенние месяцы. Роли русских поэтов с воодушевлением и задором исполнили студенты из Турции, Аргентины, Кореи. Какой поэт без музы?.. Девушки из Боснии и Герцоговины легко и грациозно танцевали, дарили вдохновение своим подопечным. Нежно и проникновенно спели романс на стихи Бунина девушки из Германии и Венгрии. На сцене предстал и театр теней (блистательная игра девушек из Венгрии!). Режиссер – постановщик спектакля - талантливая и изобретательная на выдумки Е.В. Выборнова. Художник- хореограф – неутомимая А.Е. Маточкина. Зрители тепло приняли спектакль. Атмосфера в зале (ауд. 29) была самая дружественная: культура и общение не знают границ. Тех, кто не смог присутствовать в этот день, ждет приятный сюрприз – арт-студия вновь покажет свою премьеру на новогоднем вечере.
Руководитель студии «Лиговка46» В.В. Артамонова
►Творческий вечер, посвященный Александру Сергеевичу Пушкину
5 ноября на факультете русского языка как иностранного прошёл конкурс чтецов. Студенты из разных стран соревновались в мастерстве чтения классической поэзии. Темой вечера стало творчество Александра Сергеевича Пушкина, самого известного и любимого поэта России. Иностранные студенты с особым трепетом относятся к творчеству Пушкина и именно поэтому так эмоционально, с особенной проникновенностью читали стихи с импровизированной сцены.
Студентка из Америки Амарика Додд прочла отрывок из романа в стихах «Евгений Онегин» – «Письмо Татьяны Онегину». Невероятно трогательное прочтение понравилось и жюри, и зрителям. Также жюри было отмечено и выступление Энтони Стасулли, выбравшего стихотворение «Признание». Энтони получил специальный приз жюри.
На вечере также выступали студенты из Германии: Наталья Юндт, Татьяна Феллер, Михаэла Пфеутер и Польши — Ханна Гурнович.
После вечера многие студенты признались, что участвовали в подобном конкурсе впервые и очень переживали. Но переживания оказались напрасными, конкурс прошел прекрасно! Все участники были награждены почётными грамотами.
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Ухарцева В.И.
►Знакомство с Петербургом в режиме «non stop»….
2 ноября иностранные студенты посетили Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Они узнали историю создания монастыря, осмотрели Троицкий собор и даже попробовали монастырский хлеб. С интересом студенты осмотрели памятники выдающимся представителям отечественной культуры и искусства XIX-XX вв. в Некрополе «Мастеров искусств». Несмотря на прохладный осенний день, прогулка получилась замечательная! Ну, а чаепитие окончательно убедило, что и промозглый день может оказаться чудесным!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Храброва О.С.
► Говорят студенты: «Я и мой Санкт-Петербург»
Санкт-Петербург — необыкновенный город, так думают и те, кто родился и вырос здесь, и те, кто приезжает на небольшой период, чтобы впитать всю красоту питерских мостов и каналов, его улиц и площадей, звенящей «каменной» тишины. В рамках нового проекта «Я и мой Санкт-Петербург» иностранные студенты кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному спешат поделиться своими впечатлениями о том, что они чувствуют, находясь в культурной столице.
Для меня Санкт-Петербург — это живая история. Гуляя по улицам Петербурга, нужно быть очень внимательным и тогда заметишь, как сами дома и небольшие памятные доски на них рассказывают свои интересные истории. Вообще, Санкт-Петербург — это город со своим ритмом и особенной магией. Питерский балет — это тоже магическое место.
Ксения Виндекер (Германия) Недьеши Ребека (Венгрия)
Храм Спас на Крови – это просто чудо с разноцветными куполами. Рядом с храмом находится парк – идеальное место для отдыха, где я часто бываю.
Недьеши Ребека (Венгрия)
В Санкт-Петербурге небо можно достать руками: облака летят очень близко, и это прекрасно.
Ясемин Мерсин (Турция)
К сожалению, мне очень тяжело переносить погоду в Петербурге. Было слишком холодно даже в августе. Мы с друзьями часто говорили, что мы потеряли лето. Сейчас ещё только октябрь, но в Петербурге уже был первый снег. Не могу представить себе, как будет зимой…
Сон Джи Хе (Корея)
► Загадочный дворик филологического факультета СПБГУ открывает студентам свои тайны
«Сквозь лабиринт скульптур университета» — так можно назвать небольшое путешествие иностранных студентов кафедры интенсивного обучения РКИ в наполненный загадками и тайнами дворик филологического и восточного факультетов Санкт-Петербургского государственного университета. В рамках студенческого проекта «Музей под открытом небом» иностранные студенты познакомились с удивительным местом в сердце города, узнали его историю, а, главное — смогли увидеть необычные памятники.
Когда студенты вошли во дворик, их внимание сразу привлек бронзовый барельеф «Спираль развития» скульптора Георгия Постникова, открытый в 2002 году. Скульптор показал в своей работе всю историю развития филфака: здесь три отпечатка ладоней – смена поколений. Конечно, интересно самим прикоснуться к живой истории.
Слева от главного входа установлен самый загадочный памятник — скульптура работы Константина Симуна «Бродский вернулся». По задумке автора, знаменитый русский поэт должен был из тихого уголка двора смотреть на питерское небо. Для многих студентов творчество Иосифа Бродского оказалось знакомым и даже любимым, поэтому они были рады увидеть памятник знаменитому поэту.
Дальше внимание студентов привлекла забавная скульптура — » Размышление о маленьком принце«, установленная к 300-летию Санкт-Петербурга. На стопке книг сидит забавный «филолог» в шутовском колпаке и держит в руках распахнутую книгу. На развороте книги студенты смогли прочитать знаменитую цитату из произведения на русском языке: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь».
Многим студентам понравилась весёлая и живая «Такса», вытянувшаяся на газоне Дворика. Невозможно не погладить ее или не почесать ее за ухом и, конечно, сфотографироваться!
Особенно студентов впечатлила «Скамья Советов», установленная во Дворике филфака в ноябре 2006 года. Авторы скульптурной композиции — Ольга Сагаконь и Дмитрий Чеботарёв — обратились к вечной проблеме — борьбе добра и зла. Если присесть на дубовую скамеечку, то можно услышать два противоположных мнения. В право ухо шептать свои советы будет ангел, а в левое — бес.
Каждый нашел для себя СВОЙ неповторимый памятник.
После экскурсии у студентов осталось масса впечатлений, которыми они еще долго делились друг с другом. Им удалось прикоснуться к истории, узнать много нового о Санкт-Петербурге и о главном университете города. Спасибо загадочному и необычному Дворику!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Ухарцева В.И.
► Знакомство с роговой музыкой
26 октября студенты кафедры интенсивного обучения РКИ ходили в филармонию на концерт роговой музыки. Студентам был интересен тот факт, что роговая музыка – это чисто русский феномен, практически не известный мировой музыкальной практике.
Наиболее популярной роговая музыка была в XVIII веке. Она звучала на охоте, праздничных гуляниях, военных парадах. После 100-летнего звучания, эта музыка была утеряна и, казалось, навсегда. Неоднократные попытки возродить роговую музыку к успеху не приводили.
В 2001 году в стенах РГПУ им. А.И. Герцена вновь зазвучал роговой оркестр. Сергей Песчанский стал автором возрождения роговой музыки, создав коллектив «Русская роговая капелла».
Иностранным студентам очень понравился уникальный тембр рогового оркестра: не случайно роговую музыку издавна называли «царской музыкой». «Эта музыка удивительна и звучит очень необычно!»- сказали они.
► ПОЗДРАВЛЯЕМ
Римму Михайловну Теремову с выходом в свет ее нового учебного пособия!
Р.М. Теремова «КРАСУЙСЯ, ГРАД ПЕТРОВ»: ЛИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
// Учебное пособие по лингвокультурологии для иностранцев, СПб., 2015
Пособие содержит актуальный культуроведческий материал, знакомящий иностранных учащихся с культурно-историческим пространством Санкт-Петербурга, и выстроено в коммуникативно-интерактивном режиме, отражающем динамику взаимодействия автора и обучаемых.
Оно состоит из10 тематически организованных разделов, объединенных единой сюжетной линией. Каждый из разделов содержит целый ряд тем и подтем, раскрывающих всю картину реалий данной сферы культуры и, соответственно, истории Санкт-Петербурга. XI раздел – тематическая лексика с переводом на английский язык.
Пособие включает монологические тексты (текст экскурсии и квест-экскурсии, текст информативного характера, письмо), диалоги с самыми разными видами заданий, полилоги, дискуссии, блиц-опросы, круглые столы, ролевые игры.
Цель пособия – совершенствование лингвокультурной компетенции иностранных учащихся, активизация навыков устной русской речи на основе текстов культуроведческого характера, формирование способности к эффективному интерактивному общению представителей разных культур.
Учебное пособие предназначено для широкого круга иностранных учащихся: студентов, аспирантов, слушателей краткосрочных курсов, владеющих русским языком в объеме II-III сертификационных уровней. Может быть использовано для самостоятельного изучения русского языка.
►Лингвокультурологический семинар – 2015
23 октября 2015 года на кафедре интенсивного обучения русскому языку как иностранному факультета РКИ состоялся ежегодный научно-практический семинар, посвященный лингвокультурологическим доминантам обучения русскому языку как иностранному. Тема нынешнего мероприятия: «Межкультурная коммуникация в процессе обучения русскому языку как иностранному». На этот раз семинар перерос статус межвузовского, стал воистину международным. В аудитории, кроме сотрудников кафедры, присутствовали зарубежные коллеги — педагоги из Йемена, Кубы, США, студенты из Германии – будущие преподаватели русского языка. Они с любопытством и вниманием слушали выступления ученых, специалистов, аспирантов кафедры, принимали участие в обсуждении.
В докладе зав. кафедрой интенсивного обучения РКИ В. Л. Гавриловой был обобщен опыт формирования межкультурной коммуникации иностранных студентов в процессе преподавания различных учебных аспектов – разговорной практики, лексики и др., а также в ходе разносторонней внеаудиторной работы (музыкальный и разговорный клубы, студенческие проекты и праздники).
В рамках семинара произошла презентация нового пособия по лингвокультурологии Заслуженного деятеля науки РФ профессора Риммы Михайловны Теремовой. Книга называется «Красуйся, град Петров!..»/ Лики Санкт-Петербурга» и посвящена культуре северной столицы: от основания города до современности. Р.М. Теремова рассказала о концепции пособия, его содержании, методическом инструментарии. Без сомнения, этот учебник нового поколения придется по вкусу иностранным студентам, поскольку он представляет собой глубокий, информационно и эмоционально насыщенный, диалог с прекрасным и великим городом. Пособие наверняка станет базой для создания новых образовательных программ, которые будут востребованы многими контингентами: от зарубежных преподавателей русского языка до приезжающих в Петербург туристов из Ближнего и Дальнего Зарубежья, стремящихся разговаривать с городом на его языке – языке архитектурных ансамблей, памятников, парков и рек.
В сообщениях Л.В. Аладышкиной, Г.В. Орловой говорилось о том, как используется лингвокультурный потенциал городского пространства на занятиях, об интерактивных заданиях, которые делают процесс обучения творческим, живым, о том, как исподволь формируется у иностранных учащихся чувство личной причастности русскому социуму. Е. А. Журавлева поделилась опытом преодоления устоявшихся стереотипов восприятия далекой России у студентов корейского университета, формирования в их сознании позитивного имиджа нашей страны при помощи русской культуры.
Семинар получился интересным, композиционно стройным, выступления сопровождались красочным видеорядом. Впереди – новые научные и методические эксперименты, открытия и находки…
В.В. Артамонова, организатор и ведущая семинара
►Проект «Русский язык с петербургским акцентом»
7 октября 2015 года состоялась учебная квест-эксурсия для участников проекта «Русский язык с петербургским акцентом». Чтобы справиться с заданиями, студентам из Японии, Кореи и Европы пришлось потрудиться. Чего стоил подъём на крышу или спуск в подземелье! Однако все остались довольны. Со смотровой площадки лофт-проекта «Этажи» участникам открылся живописный вид на Петербург, а в метро им удалось сделать селфи с великим русским поэтом.
►Разговорный клуб. Новый сезон
18 сентября 2015 года начал работу разговорный русско-английский клуб. Студенты из России, США, Европы и Кореи познакомились и поделились друг с другом секретами быстрой адаптации в незнакомой стране.
►Конференция по проблемам дискурса
В центре общего языкознания в Берлине 16-17 октября состоялась очередная международная конференция под названием «Acquisition of Discourse Phenomena Across Languages and Population». В конференции приняла участие старший преподаватель кафедры интенсивного преподавания РКИ Лыткина Г. В.
►В гости к Л.Н.Гумилеву… На открытии памятника…
1 октября – день рождения Льва Николаевича Гумилева, сына двух поэтов Серебряного Века, известного ученого-тюрколога и философа, автора теории этногенеза, нашедшей много последователей и поклонников.
К знаменательной дате Республика Татарстан сделала Санкт-Петербургу и Санкт-Петербургскому государственному университету весомый подарок — памятник выдающемуся земляку.
Группа стажеров кафедры интенсивного обучения РКИ – из Германии, Польши, Венгрии, Йемена – побывали на открытии памятника. Местом для памятника был выбран удивительный двор филологического факультета – своеобразный музей скульптуры под открытым небом, где уютно расположились и выдающиеся политические деятели, и ученые- просветители, и поэты, и литературные персонажи – Нос из повести Гоголя, тыняновский подпоручик Киже и другие. Студенты увидели «вживую» и директора Эрмитажа М.Пиотровского, и Президента СПбГУ Л. Вербицкую, и замминистра культуры Республики Казахстан, и Марину Георгиевну Козыреву, коллегу Л.Н. Гумилева и неутомимую подвижницу, благодаря которой в нашем городе появился его музей-квартира на «бестрамвайной» Коломенской улице.
Многочисленные почитатели ученого собрались у памятника Анне Ахматовой, рядом с которой теперь навечно поселился ее единственный сын. «Ты сын и ужас мой», — так писала Ахматова о жизненной драме матери и сына, разлученных суровой сталинской эпохой.
Для студентов имя Льва Гумилева было доселе неизвестным. Внимательно они слушали ораторов, говоривших о большом значении «евразийского» учения Гумилева для современной геополитики. А потом несказанно повезло… Случайно услышавшая рассказ преподавателя женщина подошла к группе, попросила дать слово… и оказалась горячей поклонницей Льва Николаевича, жительницей мест, где проходило его детство — Градница, Слепнево, Бежецк, что в Тверской области. Много интересных подробностей о семействе Гумилевых: бабушке, тетке ученого, об Анне Ахматовой, приезжавшей навестить родню, — узнали студенты. А потом они услышали в исполнении еще одной почитательницы Л.Н. Гумилева его стихи и убедились, что сын унаследовал от своих родителей незаурядный поэтический дар.
Теперь студенты-иностранцы наверняка захотят посетить и музей-квартиру Л.Н. Гумилева, чтобы глубже понять ученого, оценить его вклад в культуру и науку России.
Доцент кафедры интенсивного обучения РКИ Артамонова В.В.
►Участие в Московской международной книжной выставке
Со 2 по 6 сентября 2015 года на ВДНХ в Москве состоялось одно из центральных событий Года литературы в России: Московская международная книжная выставка-ярмарка.
В старейшем книжном форуме страны в этом году приняла участие Светлана Николаевна Кайсарова – старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ, один из авторов книги «Школа жизни» издательства «АСТ».
►Музейный семинар. Первое зантие
11 сентября 2015 года прошло первое занятие музейного семинара «Культурное пространство Санкт-Петербурга». Студенты из Кореи, Турции и Германии посетили Русский музей, где познакомились не только с классическим, но и с современным русским искусством. Это оказалось совсем не скучно!
VIII студенческая научно-практическая конференция
«Международная коммуникация в науке, культуре и образовании»
21 апреля на базе факультета русского языка как иностранного Института международных связей прошла VIII Международная студенческая научно-практическая конференция «Международная коммуникация в науке, культуре и образовании».
Студенты нашей кафедры приняли активное участие в работе конференции. Интересные доклады представили американские студенты Андерсон Сьюзан, Джонсон Марк, Ширер Логан, Элиас Аманда, Хирш Даниэль, Коннор Бриджид. На пленарном заседании выступил Ричард Мойс (Великобритания).
Доклады наших студентов вызвали большой интерес среди участников и гостей конференции. Каждый доклад обсуждался, выступающие уверенно отвечали на вопросы по темам докладов. Все студенты – участники конференции получили прекрасный опыт научной работы: смогли выступить на русском языке, ответить на сложные вопросы, послушать доклады других участников.
Конференция завершилась подведением итогов и вручением Сертификатов участникам.
На конференции в МГУ…
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному Мария Казак приняла участие в XXII Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов», которая состоялась в Московском государственном университете (13-17 апреля 2015). Ее доклад на тему «Паузы хезитации в спонтанной речи франкофонов: общее и специфическое» был признан одним из лучших докладов конференции.
Грамота
Впервые на русском балете…
Многие иностранные студенты открывают для себя русский балет, приезжая в Петербург. Так случилось и в этот раз, когда корейские студенты из 4 группы побывали в Эрмитажном театре на балете «Щелкунчик». Сказка о семейном рождественском празднике, которая никого не оставляет равнодушным… Пышные праздничные декорации, яркое выступление труппы театра «Русский балет», сохранившей утонченный дух петербургской балетной школы… Для каждого студента это было первое знакомство с русским балетом, и они охотно поделились своими впечатлениями:
«Это мой первый балет, который я посмотрела в России. Меня очень удивил и порадовал необычный спектакль. Удивительно было то, что сцена находится так близко к зрителям: сказка оживала передо мной. Спектакль продолжался 2 часа, но я не чувствовала времени. И сейчас, когда я вспоминаю балет, все кажется сном».
(Джи Су, студентка из Кореи)
«Я была в Эрмитажном театре первый раз. Он небольшой, но очень красивый и уютный! И «Щелкунчик» — прекрасный балет! Красивые декорации, известная, прекрасная музыка, красивый танец, интересная фантастическая история! Мне очень понравился этот балет! Спасибо преподавателю Марии за то, что порекомендовали этот балет! Хочу сходить на него еще!!!»
(Ко Хён Ён, студентка из Кореи).
«Россия — страна, которая известна своим хореографическим искусством. Я впервые была на балете. Интересный фантастический сюжет. Но особенно мне понравилась музыка! Играл оркестр, красивая музыка наполнила каждый уголок небольшого зала Эрмитажного театра. Я очень рада, что познакомилась с русским балетом!!»
(Джи Ын, студентка из Кореи).
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Казак М.В.
Поэтический конкурс на русском и китайском языках!
18 апреля на кафедре интенсивного обучения РКИ состоялась очередная встреча русско-китайского клуба. Русские студенты, изучающие китайский язык, и китайские студенты, изучающие русский язык, соревновались друг с другом в поэтическом конкурсе. Русские студенты читали любимые стихи на китайском языке, а китайские – на русском. Все участники конкурса отметили, что читать стихи в присутствии носителей языка особенно трудно. Жюри, в которое входили студенты и преподаватели, совещалось более 15 минут, так как все участники конкурса прекрасно прочитали свои стихи. Победителями конкурса в итоге стали Марина и Катя из 10 группы. Им присудили первое место. Второе место заняла Инна, а третье – Люся. Поздравляем победителей и желаем им успехов в дальнейшем изучении иностранных языков!
Доцент кафедры интенсивного обучения РКИ Игошина О.А.
Студенты – о выставке в Мраморном дворце…
18 апреля мы побывали в одном из пяти зданий Русского музея – в Мраморном дворце. Если обычно музей помогает погрузиться в атмосферу прошлого, то на этот раз мы путешествовали по «настоящему».
Что мы увидели? Выставку русских художников-авангардистов. Необычное сочетание формы, цвета, красок и даже материалов, при помощи которых были созданы очень необычные и действительно впечатляющие картины на самые различные темы. Там была и греческая Горгона, и изображение римского гекатомба – ритуального жертвоприношения ста быков, — и египетские, и русские, и даже советские картины. А вы видели когда-нибудь православные иконы в стиле авангард? Мы – да!
Что мы почувствовали? Признаться честно, мы почувствовали себя немного эстетами. Почему? Да потому что современное искусство хорошо тем, что каждый может его увидеть, понять по-своему. Было забавно стоять перед картинами и делиться с друзьями своим мнением о том, что хотел сказать автор.
А ещё мы испытали огромное удовольствие, побывав в таком красивом здании, ведь его главные лестницы, стены и даже украшения сделаны из разных видов величественного камня – мрамора. Сходите туда и вы. Нам кажется, вы останетесь довольны!!
От имени студентов сводной группы № 3
старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Маточкина А.Е.
Концерт Музыкального клуба прошел «на ура»…
16 апреля в Каминном зале студенты Музыкального клуба выступили с «отчетной» концертной программой, которая состояла из произведений русских и зарубежных композиторов. Студенты пели русские народные песни и сложные классические многоголосые произведения. Слушая прекрасное исполнение, трудно поверить, что студенты поют вместе только три месяца! В этом несомненная заслуга руководителя хора – Петровой Веры Игоревны, которая, как всегда, произносит: «Ребята попались хорошие, способные». Зрители оценили титанический труд студентов бурными аплодисментами и цветами. Концерт прошел «на ура» и надолго запомнится и слушателям, и самим выступающим.
Литературные прогулки
Для студентов АСМО, которые посещают спецкурс по русской литературе, имя писателя – сатирика Михаила Зощенко было неизвестным. Поэтому на предложение посетить музей-квартиру писателя на Малой Конюшенной они откликнулись с энтузиазмом. Все было в диковинку: и то, что музей поместился в обычном жилом подъезде, и стенды с интересной информацией об истории дома и судьбе его жителей. В Музее нас уже ждали. Милая девушка-экскурсовод, явно влюбленная в свою работу, рассказала о драматичной жизни М.М. Зощенко, его характере, привычках, этапах творчества.
Студенты с любопытством разглядывали экспонаты: личные вещи писателя, его книги, оригинальную инсталляцию предметов и вещей коммунального быта, описанных в смешных рассказах писателя: утюгов, шляпок, примусов, аляповатых статуэток. Выразительной показалась инсталляция о соседях Зощенко по писательскому «небоскребу». Многие из них (Б.Корнилов, А. Введенский, Н. Олейник и др.) были репрессированы (на это указывает поминальный колокол – центральный символ инсталляции). С иными (Е. Шварц, В. Кетлинская) Зощенко дружил до конца своих дней, они поддерживали его, когда на сатирика обрушился молот сталинской травли.Студентов заинтересовала многосторонняя творческая личность Зощенко – юмориста, просветителя, философа, исследователя психических процессов человека…
Будет над чем поразмышлять, вернувшись в класс и открывая зощенковские типажи «маленьких людей», «новых советских мещан», прихотливый язык и стиль одного из самых знаменитых писателей города Ленинграда.
Доцент кафедры интенсивного обучения РКИ Артамонова В.В.
Школа молодого преподавателя
08.04.15 состоялось заседание Школы молодого преподавателя, в котором принимали участие преподаватели двух кафедр. Доцент кафедры интенсивного обучения РКИ А.С. Патаман рассказал молодым коллегам об особенностях методики преподавания РКИ иностранным студентам на начальном этапе, о последних разработках в этой области, а также познакомил с отдельными главами своего нового учебника для англоговорящих студентов.
Старший преподаватель интенсивного обучения РКИ Аладышкина Л.В.
В гости к Александру Даниловичу Меньшикову
4 апреля 2015 года студенты сводной группы № 3 посетили музей-дворец Александра Даниловича Меншикова – близкого друга и сподвижника Петра I. Этот дом – словно отражение петровской эпохи: весь наполнен символами и атрибутами того времени. Ростральная колонна – как символ светлого и славного будущего России. Вензеля-монограммы – инициалы Петра Первого и князя Александра Меншикова – как знак близкой дружбы. И, конечно, многочисленные часы самых модных английский моделей – символ зыбкости и быстротечности времени.
Студенты с удовольствием рассматривали зал живописи. Они узнали, что во времена Петра I одним из показателей достатка хозяев дома было наличие отдельной комнаты, специально отведённой под картины. Произведения искусства нужно было тщательно подбирать по размеру и количеству, чтобы центр каждой стены составлял как бы ось симметрии, а противоположные стены являлись почти зеркальным отражением друг друга. Интересна была и первая парадная лестница в СПб., зеркала, служащие украшением комнат, большое количество печей с великолепными голландскими изразцами.
При входе студенты надели войлочные тапочки. Им понравилась сама идея – надевать тапочки, чтобы не повредить старинный паркет. Не секрет, что во многих музеях, например, в Лувре, нью-йоркском Метрополитен и в большинстве музеев таких тапочек нет. И это был еще один повод для разговора после экскурсии.
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Маточкина А.Е.
Международная студенческая научно-практическая конференция «Мы говорим на одном языке»
Второго апреля в Российском государственном гидрометеорологическом университете состоялась Международная студенческая научно-практическая конференция «Мы говорим на одном языке». Студенты нашей кафедры приняли участие в работе двух секций: «Русская и другие национальные литературы (Дорогие народу образы и идеи)» и «Россия – перекресток культур».
Выступления Мао Хуана (КНР) на тему «Межъязыковая лакунарность при переводе на русский язык произведений Мо Яня» и Бриджит Коннор (США) «К вопросу об анализе «Херувимской песни» П.И. Чайковского» вызвали большой интерес среди участников конференции. Нашим студентам было задано множество вопросов, на которые они смогли убедительно ответить.
Поздравляем Хуана и Бриджит с успешным выступлением и желаем им дальнейших успехов в научно-исследовательской работе.
Доцент кафедры интенсивного обучения РКИ Игошина О.А.
На выставке «Дары Востока и Запада…
Разговорная тема „Как дарят подарки в разных странах“ в одной из сводных групп закончилась посещением выставки «Дары Востока и Запада», проходящей в марте в Эрмитаже (в здании Генерального Штаба).
Студентам удалось увидеть, какие подарки дарили русским императорам правители разных стран на протяжении двух веков. В нескольких больших залах были представлены изделия из мрамора и из китайского фарфора, удивительные картины и богатая столовая утварь. Китайские студенты с удивлением увидели вышитое китайским шёлком панно, висящее на одной из стен. Больше всего молодым людям понравилось оружие. Ну, а внимание девушек привлекли, конечно, предметы женского туалета: богатые зеркала в оправах из золота и драгоценных камней, элегантные зонтики и перчатки.
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Маточкина А.Е.
Кто за Интернет? ВСЕ!
20 марта состоялась очередная встреча разговорного клуба в Герценовском университете. На этот раз русские и американские студенты обсуждали вопросы, связанные с Интернетом и социальными сетями. Казалось бы, тема Интернета уже рассмотрена со всех сторон, однако студенты активно обсуждали возможности использования социальных сетей не только для ежедневного общения с друзьями, но и в профессиональной сфере.
Кроме того, все американские студенты в один голос заявили, что благодаря Интернету их адаптация к русской социокультурной среде проходит легче, ведь они знают, что в любой момент могут связаться с родными в Америке, которые поддержат их и воодушевят. Русские же студенты не оставили без внимания и то, насколько проще с доступом к Интернету расширять собственный кругозор и развиваться в учебном и профессиональном планах. Словом, Интернет победил!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Штернина Е.С.
Внимание, новинка!
►В издательстве» LambertAcademicPublishing» опубликована монография
старшего преподавателя кафедры интенсивного обучения РКИ Кайсаровой С.Н.
«Доминантные черты национального характера в грамматике русского языка».
►Для студентов, проживающих за границей и владеющих русским языком как родным
издан новый учебник доцента кафедрыинтенсивного обучения РКИ
Сакальчиковой Н.Н.«Орфография. Учебное пособие по правописанию».
Встречаем Масленицу!
21 февраля 2015 года студенты из 3 сводной группы побывали в Вальдорфской школе Кировского района Санкт-Петербурга на празднике Масленицы. Это очень старый языческий праздник, на котором провожали зиму и встречали весну.
В самом начале праздника во двор школы вывезли нарядное чучело Масленицы – символ зимы. Дети и взрослые пели песни, играли в игры, водили хороводы, а в конце праздника чучело сжигали: конец зиме, зимним проблемам! Да здравствует солнце! Солнце – это еще и праздничные блины, круглые и горячие. Как известно, чем больше съешь блинов в Масленицу, тем скорее придёт весна! Мы старались!!!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Маточкина А.Е.
| Поздравляем Ухарцеву В.И. – победителя литературного прозаического и поэтического конкурса «Проба Пера»! диплом |
День влюбленных покажет!
В преддверии самого романтичного праздника — Дня всех влюбленных студенты разных стран и континентов вновь встретились в лингвистическом клубе, чтобы обсудить интереснейшую и волнующую каждого тему — что же такое любовь?.. Дискуссия получилась поистине оживленной и не оставила равнодушным никого. «Любовь» — слово многозначное. Вот и у каждого участника клуба, как выяснилось, своя трактовка этого понятия. От чего же это зависит? Может ли быть, что на понимание и восприятие этого прекрасного чувства влияет даже такой фактор, как климат того места, где живет человек? Делясьвоспоминаниями, жизненным опытом, анализируя различные ситуации, мы попытались разобраться в этом. А также попробовали объяснить разницу между понятиями «любовь», «влюбленность», «увлечение», «симпатия». Но ответитьдо конца на вопрос «Что же такое любовь?» нам так и не удалось… Может быть, день влюбленных поможет в этом?
Казак М.В., старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ
В Новый год с новыми друзьями!
14 февраля состоялось весёлое и сказочное празднование Китайского Нового Года! Китайские студенты с волнением ждали гостей: подготовили вкусные угощения, интересные выступления, посвященные родным городам в Китае, песни и занимательные конкурсы. До последней минуты они не прекращали хлопотать. Встреча гостей — очень давняя традиция… Но улыбки русских студентов, а также дружеские объятия помогли волнению отступить и начать праздник. Встреча Нового Года началась с торжественного слова китайских студентов, а продолжилась мини-выступлениями о традициях и обычаях празднования Нового Года в Китае, а затем не менее занимательной викториной. Русские студенты с удовольствием учились писать иероглифы и петь песни на китайском языке. А как же праздничный стол? Если в России Новый Год невозможен без Оливье (с большой буквы, конечно!), чем смогли удивить своих новых друзей китайские студенты? Конечно, традиционными пельменями, салатами и мясными блюдами. Встреча Нового Года закончилась под отсчёт времени. Каждый смог загадать желание и поздравить друг друга! В России говорят: «Как встретишь Новый Год, так его и проведешь!». Значит — в Новый Год с новыми друзьями! Поздравляем с Новым Годом наших дорогих студентов!
Старший преподаватель кафедры интенсивного обучения РКИ Ухарцева В.И.
Клуб приглашает всех к обсуждению интересных тем!
6 февраля состоялась очередная встреча русских и иностранных студентов в рамках дискуссионного клуба “Teachandlearn”. На этот раз тема встречи звучала так: «Как быстро привыкнуть к жизни в чужой стране?» В ходе беседы студенты обсудили проблемы адаптации в чужой стране, рассказали о собственном опыте пережитого культурного шока, поделились советами, как быстрее привыкнуть к новой жизни. Как сказал один из студентов: «Самое главное – это оставаться во всех ситуациях хорошим, доброжелательным и толерантным человеком, знать и уважать чужие традиции, быть открытым новому опыту». Безусловно, все участники дискуссии присоединились к этому мнению
ст. преподавать кафедры интенсивного обучения РКИ Лыткина Г.В.
Победа в наших сердцах!
22 января 2015 года прошёл заключительный этап конкурса «Я другой такой страны не знаю…», проводимый Московским государственным университетом имени М. В. Ломоносова. В заключительном этапе студентам необходимо было проявить себя творчески, а также представить город, в котором они сейчас учатся. Мао Хуан, Ма Лина и Лю Ао смогли достойно выступить и представить Санкт- Петербург в своих презентациях. Ма Лина прочла стихотворение Анны Ахматовой «Летний сад», Лю Ао спела великолепную песню из известного в Китае русского сериала «Влюбленные в Санкт- Петербург», а Мао Хуан рассказал о своих русских друзьях и о увлечении Северной Венецией, а также исполнил песню «Санкт-Петербург — гордая белая птица». Мао Хуан, Ма Лина и Лю Ао верили в победу, и они смогли стать победителями! Поздравляем наших дорогих и очень талантливых студентов!
ст. преподавать кафедры интенсивного обучения РКИ В.И. Ухарцева