Публикации кафедры интенсивного обучения РКИ за 2021 г.
Учебники и учебные пособия:
1. Теремова, Р. М. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор : учебное пособие для вузов / Р. М. Теремова, В. Л. Гаврилова (3-е изд., испр. и доп.) — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 318 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06084-3.
2. Косарева Е., Масленникова З., Никифорова А., Филатова Е. Обсудим? Учебное пособие по речевой практике для иностранных учащихся – М.: Русский язык. Курсы, 2021 – 96 с.
3. Коломейцева Е.Б. Русский язык в медицине. Учебное пособие для иностранных студентов-медиков (электронное издание). — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2021. — 308 с.
4. Аладышкина Л. В. Какие мы? Характер человека: учебное пособие по русскому языку для иностранцев. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А И. Герцена, 2021 - 76 с.
5. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Игошина О. А., Киселева М. С., Максимова О. В. Познаем русскую культуру: учебное пособие по русскому языку для иностранцев (2-е издание, исправленное и дополненное). — СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 311 с.
6. Теремова Р. М. В мире прекрасного: Эрмитаж: учебное пособие по лингвокультурологии для иностранцев, изучающих русский язык. — СПб.,: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 31 с.
7. По-русски в Петербурге! Интенсивный курс русского языка для иностранных студентов / Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Белоус Б. С., Максимова О. В., Штернина Е. С. ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. — Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 488 с.
8. Иванцова М.Ю. и др. Русский язык как иностранный. 9 класс : учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / О. Я. Веч, М. Ю. Иванцова, Н. Т. Юлдашева; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент : Республиканский центр образования, 2021. — 144 с. : ил.
9. Коношонок, М. Н. и др. Русский язык как иностранный. 10 класс : учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / М. Н. Коношонок, Ю. Ю. Мусурманова, М. К. Суванов, М. М. Хакимова ; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент : Республиканский центр образования, 2021. — 144 с. : ил.
Монографии:
1. Игнатьева А. В. «Вечный женский вопрос» в творчестве В. Г. Распутина / А. В. Игнатьева. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. — 183 с.
2. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Теория и практика обучения иностранных учащихся русскому языку в контексте инновационного развития // UNIVERSUM: Поликультурное измерение науки и образования: Коллективная монография. – Санкт-Петербург: Изд-во ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С.83-92
3. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Межкультурная коммуникация в обучении иностранных учащихся русскому языку // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. – Санкт-Петербург: Изд-во ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С.111-116
4. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Учет межкультурных различий при обучении иностранных учащихся русскому языку в условиях языковой среды // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. – Санкт-Петербург: Изд-во ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С.254-262
5. Киселева М.С. Обучение иностранных учащихся русским народным художественным традициям // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. – Санкт-Петербург: Изд-во ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021. – С.117-122
6. Зацепин А.В., Козлова Л.С. Оценка читательской грамотности учащихся на основе критериев PISA в системе народного образования Республики Узбекистан // Образование в поликультурном обществе: коллективная монография. – Санкт-Петербург: Изд-во ГРПУ им. А. И. Герцена, 2021.
Публикации в журналах, рецензируемых ВАК:
1. Аладышкина Л. В., Журавлёва Е. А. Обучение языку специальности «Изобразительное искусство» на занятиях по русскому языку как иностранному // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — СПб, 2021. — С. 207-214.
2. Игнатьева А.В Спасительный зов вечной женственности в творчестве В. Г. Распутина (от «Рудольфио» и «Уроков французского» к рассказу рассказу «Наташа») // Литература в школе. — 2021. — № 4. — С. 40-48.
3. Игнатьева А.В. Образ русской женщины в творчестве В. Г. Распутина как отражение самобытности и мирочуствования писателя // Наука и школа. 2021. № 4. С. 19-27.
4. Теремова Р.М., Штернина Е.С. Система коммуникативно ориентированного обучения иностранных учащихся грамматике: опыт инновационного развития // Русский язык за рубежом. — 2021. – № 3 (286). – С. 67-72.
5. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л., Максимова О. В. Опыт инновационного развития модели обучения иностранных студентов русскому языку: система спецкурсов // Современное педагогическое образование. — 2021. — №11. — С. 112-115.
6. Коломейцева Е. Б., Шмалько-Затинацкая С. А. «Игра-квест как метод активного обучения» // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 72.
7. Шмалько-Затинацкая С.А., Храброва О. С. Инфографика как способ обучения говорению на русском языке учащихся азиато-тихоокеанского региона // Педагогический журнал. 2021. Т. 11. № 5-1. С. 365-374.
Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях: материалы докладов и сообщений XХVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской (РИНЦ):
1. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Обучение межкультурному общению иностранных студентов в российской образовательной среде // Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях: материалы докладов и сообщений XХVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. — С. 232-236.
2. Максимова О. В. К вопросу об использовании лингвокультурологических материалов на подготовительном факультете // Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях: материалы докладов и сообщений XХVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. — С. 208-213.
3. Игошина О.А. Особенности обучения студентов подготовительного факультета языку специальности по направлению «Филология» // Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях: материалы докладов и сообщений XХVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021. — С. 417-420.
4. Кайсарова С.Н., Семина М.Б. Принципы организации лексико-семантической группы при обучении иностранцев русскому языку на продвинутом этапе (на примере наименований видов населенных пунктов) // Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях: материалы докладов и сообщений XХVI международной научно-методической конференции памяти Надежды Тихоновны Свидинской — СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2021.
XIX Международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории» (РИНЦ):
1. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. Реализация образовательных и межкультурных проектов: диалог вуза и школы // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.58-62
2. Журавлева Е. А. Дисциплина «Введение в специальность» в курсе русского языка как иностранного // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.88-91
3. Сакальчикова Н. Н. Система упражнений по теме «Употребление союза и частицы же в русском языке» // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.112-117
4. Храброва О. С., Максимова О. В. Использование инфографики на занятиях по разговорной речи в корейской аудитории (из опыта работы) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.128-132.
5. Шмалько-Затинацкая С. А. Использование поликодовых текстов в преподавании РКИ студентам стран АТР // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.136-139.
6. Зацепин А. В., Кайсарова С. Н. Поэтапная работа с текстом по специальности на занятиях по РКИ // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.163-165.
7. Тимошенко-Оздемир Е. Н. Культурная среда Санкт-Петербурга в формировании языковой личности иностранных студентов // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.266-269.
8. Кайсарова С. Н., Зацепин А. В. Модернизация сознания или разрыв поколений? (К вопросу о графической реформе в Республике Узбекистан).// Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. –С.275-280.
9. Савицкая Ю. В. Урок специальности в условиях дистанционного обучения // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.485- 487.
10. Игошина О. А. Разноуровневые задания в учебном пособии по языку специальности для студентов подготовительного факультета // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.513-515.
11. Иванцова М. Ю. Лингвокультурологическая составляющая учебника русского языка 9 класса для Узбекистан» // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – С.529-533.
12. Коломейцева Е. Б. Из опыта создания учебного пособия для иностранных учащихся медицинского профиля // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2021. – . С.537-539.
13. Красюкова Ю. А. О необходимости создания учебных пособий нового типа для детей иностранцев, обучающихся по программе международного бакалавриата (IB MYP) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XIX международной научно-практической конференции 21-23 апреля 2021 г. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. – C.540-543.
Публикации в других сборниках и журналах, индексируемых базой данных РИНЦ:
1. Зацепин А.В. The positivistic essence of Nikolay Mikhailovsky // Scientific Bulletin of Namangan State University. 2021. № 6. С. 156-158.
2. Зацепин А.В. Kareev's view on the philosophy of history // Вестник НУУз. 2021. № 1.4.1. С. 78-81.
3. Зацепин А.В., Козлова Л. С. Оценка читательской грамотности учащихся на основе критериев PISA в системе народного образования республики Узбекистан // В книге: Образование в поликультурном обществе. Коллективная монография. Санкт-Петербург, 2021. С. 304-312.
4. Зацепин А.В., Козлова Л. С. Международные программы, используемые для определения качества знаний в системе образования республики Узбекистан // Вестник Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: Педагогика. Психология. Философия. 2021. № 4 (24). С. 46-52.
5. Зацепин А.В., Зацепина Т.В., Иванова Е.Н. Творческая деятельность учителя в процессе обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
6. Зацепин А.В., Зацепина Т.В., Иванова Е.Н.Формирование творческих методических умений в процессе обучения // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 2.
7. Зацепин А.В.Some aspects of social philosophy of K. D. Ushinsky // Scientific Bulletin of Namangan State University. 2021. Т. 3. № 12. С. 205-209.
8. Журавлева Е.А. Речевое творчество в интернет-коммуникации // В сборнике: Коммуникация в интернете: мультиформатность и мультифункциональность. Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием. – Архангельск, 2021. – С. 67-76.
9. Синильникова Е. С. Обзор учебных пособий по РКИ для франкофрнов начального уровня // Сборник материалов Первого международного форума молодых русистов. Сост. Е.В. Ковалых, С.В. Лукьянова, Н.С. Молчанова. Псков, 2021. С. 314-316.
10. Богданова Е. С. Особенности обучения русскому языку как иностранному в неязыковой среде (из опыта работы в университетете Орхус, Дания) // В сборнике: Сборник материалов Первого международного форума молодых русистов. Сост. Е.В. Ковалых, С.В. Лукьянова, Н.С. Молчанова. Псков, 2021. С. 39-41.
11. Гассельблат О. А. «Стилизация синтаксической и композиционной составляющих жанров религиозного дискурса в поэзии Марины Цветаевой» // Вестник Литературного института им. А. М. Горького. – № 2-3. – 2021. – С. 30-37.
12. Артамонова В. В. «Человек Шукшина: эмоции и ценности (на примере малой прозы)» // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2021. – Т. 222. – С. 54-61.
13. Артамонова В.В. Человек Шукшина: эмоции и ценности (на примере малой прозы) / Проблемы художественной антропологии.Материалы международной научной конференции "Литературные чтения", посвященной памяти В Я. Гречнева. - ТРУДЫ Санкт-Петербургского государственного института культуры 2021. Том 22.С.С.54-61.
14. Коломейцева Е. Б. Преодоление языковых трудностей, возникающих у узбекских студентов при обучении в российких вузах // Содружество языков. Содружество культур^ сборник научных статей Международной научной конференции –Ташкент, Наманганский государственный университет. – 2021. – С. 120-124.
15. Коломейцева Е. Б. Квесты в преподавании РКИ (на примере комбинированного креста по учебному пособию "Узнаем больше о России") // В сборнике: Русский язык в цифровом пространстве в эпоху пандемии – Пула, Университет Пулы им. Юрая Добрилы, 2021. – С. 63-72.
16. Коломейцева Е. Б. Преподавание русского языка в школах Киргизии: проблемы и пути их преодолдения // В сборнике: Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве. Сборник материалов Международного научного конгресса. Москва, 2021. С. 167-169.
17. Тимошенко-Оздемир Е.Н. Чтение аутентичных текстов на занятиях по РКИ как способ получения страноведческой информации (на примере текста театральной программки– либретто) // В сборнике: Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе. VIII Международная научно-методическая конференция. 28-29 октября 2021 г. – Санкт-Петербургский горный университет, 2021.- С. 305-308.
18. Тимошенко-Оздемир Е.Н. Опыт проведения учебных экскурсий на занятиях по русскому языку как иностранному в онлайн-формате // В сборике: Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы. Международная научно-практическая конференция 18-19 ноября 2021 года. – Казань: Издательство Казанского университета, 2021 . – С. 111-113.
19. Игошина О. А. Этапы работы с текстом русской народной сказки в иностранной аудитории // В сборнике: Русский язык в полиэтническом образовательном пространстве воеенного вуза. Материалы III Межвузовской научно-методической конференции. Санкт-Петербург, 2021. С. 391-395.
Научно-практические конференции, семинары:
1. Научно-практический семинар «Подготовка и проведение тестирования по РКИ учителей русского языка средних школ в Узбекистане», Кашкадарьинский областной региональный центр переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, Карши, 23 февраля 2021.
2. Международный научно-педагогический форум «Россия и Германия: образовательные проекты в системе школьного и вузовского образования», Санкт-Петербург, РГПУ им. А. И. Герцена и гимназия № 540, 25 фераля 2021 г.
3. Международная научная конференция «Литературные чтения: проблемы художественной антропологии», Санкт-Петербургский государственный институт культуры, 12-13 марта 2021 г.
4. Международная конференция «Teacher's Way», 27-28 марта 2021 г.
5. Методический семинар на тему «Планирование уроков и использование ресурсов при обучении русскому языку как иностранному» в рамках проекта повышения квалификации учителей средних школ в Республике Узбекистан. Институт повышения квалификации работников образования Кашкадарьинской области Руз, Карши, 30 марта 2021.
6. XХVI международная научно-методическая конференция памяти Надежды Тихоновны Свидинской «Проблемы преподавания филологических дисциплин в новых образовательных условиях», СПб, СПбГУПТД, 15 апреля 2021.
7. III Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории», Орел, Орловский государственный университет, 22 апреля 2021.
8. IX Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Развитие Северо-Арктического региона: история и традиции народов Арктики в меняющихся климатических условиях», Архангельск, 29-30 апреля 2021 г.
9. XIX международная научно-практическая конференция «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории», РГПУ им. Герцена, 21-23 апреля 2021 г.
10. Костомаровский форум 24-28 мая 2021 г.
11. Республиканская научно-практическая конференция «Русский язык и литература в Узбекистане-2021», Ташкент, Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, 17 июня 2021 г.
12. Практико-ориентированный форум для преподавателей и методистов «РКИ-перезагрузка-2021», Москва, 18 июня 2021 г.
13. Круглый стол «Национальная система образования в поликультурном обществе», университет им. Герцена, 29 июня 2021 г.
14. VII Международный конгресс РОПРЯЛ «Динамика языковых и культурных процессов в современной России», Екатеринбург, Уральский федеральный университет, 6-9 октября 2021.
15. Форум-преподавателей-русистов стран Азии и Австралии «Русский язык сегодня: современное состояние, методики, тенденции», Индонезия, Джакарта, 6-8 октября 2021 г.
16. XXIV международные научные Горшковские чтения «Язык как материал словесности», Москва, 23 октября 2021 года.
17. V международная научно-практическая конференция «Русский язык на перекрёстке эпох: традиции и инновации в русистике», 29-30 октября, Ереван.
18. VII Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе», Санкт-Петербургский горный университет, 28-29 октября 2021 г.
19. XII Лингвокультурологический межвузовский научно-практический семинар «Формирование лингвокультурологической компетенции на различных этапах обучения русскому языку как иностранному», РГПУ им. А. И. Герцена, 9 ноября 2021 г.
20. V международная научно-практическая конференция преподавателей-русистов, Стамбул, Турция, 19-20 ноября 2021 г.
21. ХIII международная научно-практическая конференция «Человек в его духовном развитии: творчество Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей), Институт русского языка как иностранного РГПУ им. А.И. Герцена, 19 ноября 2021
22. Конференция Британского Совета в Узбекинстане "New directions in English Learning Assessment", Ташкент, Узбекистан, 15-17 ноября 2021 г.
23. Международная научно-практическая конференции «Система образования в условиях электронной образовательной среды», Узбекистан, Республика Каракалпакстан, 18 ноября 2021 г.
24. Международная научно-практическая конференция «Довузовская подготовка иностранных граждан: проблемы и перспективы», Казанский (Приволжский) федеральный университет, 18-19 ноября 2021 г.
25. Международный научный конгресс «Русский язык в глобальном научном и образовательном пространстве», Москва, Государственный институт русского языка им. А. С. Пушкина, 6-10 декабря 2021 г.
Научные проекты (гранты):
Заявка на финансирование научных проектов:
1. II международный конкурс научно-методических разработок молодых преподавателей педагогических вузов, колледжей и организаций дополнительного профессионального педагогического образования государств-участников СНГ «Учимся учить», Москва, апрель 2021 г.
2. Конкурс грантовой поддержки гуманитарных исследовательских и проектных инициатив молодёжи имени В.Г.Костомарова. Заявка на проект канала «РКИ мактаб».
3. Грантовый проект от РОССОТРУДНИЧЕСТВА по проведению в Киргизской Республике курсов повышения квалификации учителей русского языка и предметов на русском языке киргизских школ, а также специалистов в области преподавания русского языка, 01 декабря - 20 декабря 2021 г.
Повышение квалификации:
1. Повышение квалификации "Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования" (36 ак. ч.), РГПУ им. А. И, Герцена. 30 августа 2021 г.
19. Дополнительная общеразвивающая программа "Первая помошь при заболеваниях и травмах" (16 ак.ч.), РГПУ им. А. И, Герцена. 30-31 августа 2021 г.