Публикации кафедры интенсивного обучения РКИ за 2020 г.
Учебники и учебные пособия:
1. Гаврилова В. Л., Теремова Р. М. Русский язык как иностранный. Актуальный разговор. Учебное пособие. – М., 2020. Сер. 76 Высшее образование (3-е изд., испр. и доп). – 318 с.
2. Патаман А. С. Шаг навстречу. Учебное пособие по русскому языку для начинающих. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. – 277 с.
3. Коломейцева Е.Б., Черняева Е. П. Узнаем больше о России…Учебное пособие для студентов-иностранцев по развитию речи (электронное издание).— Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2020.— 97 c.
4. Иванов А. Ю., Сергеева О. В. Модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации: учебно-методическое пособие/ А.Ю. Иванов, О.В. Сергеева. – Санкт-Петербург, 2020. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM). – Загл. с этикетки диска.
Монографии:
1. Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху : монография / ответственный редактор Е. А. Хамраева; Московский педагогический государственный университет. — Москва: Сам Полиграфист, 2020. — 446 с.
2. Унарова В. Я. Метаязыковые способности и умения младших школьников (на примере изучения трех языков / Унарова В. Я., Хамраева Е. А. // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху : монография / Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, подготовительный факультет русского языка как иностранного. — Москва, 2020. — С. 412-423.
3. Хамраева Е. А. Современный лингводидактический инструментарий преодоления языковой регрессии у детей-билингвов / Хамраева Е. А. // Теория и практика обучения русскому языку как иностранному в цифровую эпоху : монография / Московский педагогический государственный университет, Институт филологии, подготовительный факультет русского языка как иностранного. — Москва, 2020. — С. 345-354.
Публикации в журналах, рецензируемых ВАК:
1. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л., Максимова О.В. Стажировка зарубежных преподавателей русского языка в Герценовском университете: опыт и перспективы // Современное педагогическое образование. – 2020. – № 8. – С. 120-124.
2. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л. Структура и содержание учебного курса по лингвокультурологии для иностранных учащихся //Современное педагогическое образование. – 2020. – № 6. – С. 37-41.
3. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л., Бай И. Культуроведческий аспект в практике преподавания русского языка китайским студентам //Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки.– 2020. – № 7. – С. 90-95.
4. Теремова Р.М., Гаврилова В.Л., Белоус Б.С. Особенности обучения американских студентов в условиях русской лингвокультурной среды // Современное педагогическое образование. – 2020. – №9. – С. 42-45.
5. Тимошенко-Оздемир Е.Н., Савицкая Ю.В. Преподавание падежной системы русского языка в турецкой аудитории: проблема интерференции и пути ее решения // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 6. – С. 21.
6. Филатова Е.М. Экспериментальные основы формирования синонимических парадигм устойчивых сравнений русского языка // Мир науки. Социология, филология, культурология. – 2020. – Т.11. – № 1. – С. 1.
7. Коломейцева Е.Б., Бхатнагар М.Сравнительный анализ зоонимической фразеологии русского языка и хинди// Вестник Тверского государственного университета. Серия: Филология. – 2020. – № 4 (67). – С. 7-16.
8. Коломейцева Е.Б. Денди в литературе: опыт анализа языка литературы о денди// Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2020. – Т. 12. – № 1. – С. 24-33.
9. Сьянова Е. И. К проблеме создания электронного сводного диалектного словаря // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. – 2020. – Т. 12. – № 1. – С. 68-77.
10. Хамраева Е. А. Технологии дополненной реальности [АR] и коллажирования как способы организации обучения русскому языку / Хамраева Е. А. // Русский язык за рубежом. — Москва, 2020. — N 5 (282). — С. 51-56.
11. Ивкина М. И. История развития дистанционного обучения и современная практика обучения РКИ / Ивкина М. И., Хамраева Е. А. // Русский язык за рубежом. — Москва, 2020. — N 5 (282). — С. 27-33.
Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции (РИНЦ):
1. Аладышкина Л. В.О гендерном подходе к описанию русского языка // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – С. 5-8.
2. Коломейцева Е. Б. Применение интерактивных методов при формировании лингвокультурологической компетенции на уроках РКИ // Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: матер. докл. и сообщ. XXV междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – С. 196-199.
3. Красюкова Ю. А. Использование аудиотекста на уроках РКИ в средней школе как средство улучшения психологического климата в учебном заведении// Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: матер. докл. и сообщ. XXV междунар. науч.-метод. конф. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – С. 384-387.
4. Теремова Р. М., Гаврилова В. Л. Спецкурс «Православная Россия: духовные ценности русского общества» в практике обучения иностранных учащихся русскому языку// Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин: материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции. – СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 2020. – С. 238-243.
Публикации в других сборниках и журналах, индексируемых базой данных РИНЦ:
1. Аладышкина Л. В. Феминитивы со значением профессий в лексических минимумах и учебных пособиях по РКИ как отражение современной русской картины мира // В сборнике: Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 55-летию кафедры РКИ. Под общей редакцией С.А. Вишнякова. – 2020. – С. 32-39.
2. Артамонова В. В. «Неосентиментализм в русской литературе конца ХХ – начала ХХI веков» — Международная научно-практическая конференция «Язык.Культура.Перевод: научные парадигмы и практические аспекты». — М.: МГИМО, Одинцовский филиал, г. Одинцово Московской области, 20-21 февраля 2020 г. — С. 20-25.
3. Батищева Е. В., Малявка А. Образ рыцаря-конквистадора и мотив внутренней борьбы в творчестве Н. Гумилева// Гуманитарные аспекты повседневности: проблемы и перспективы в XXI веке: сборник научных трудов. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации ФГБОУ ВО «Воронежский государственный педагогический». – Воронеж, 2020. – С. 138-148.
4. Журавлева Е.А. Содержание курса по лингвокультурологии для иностранных студентов, изучающих русский язык как иностранный // В сборнике: Педагогика, психология, общество: перспективы развития. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2020. С. 39-42.
5. Зацепина Т.В., Зацепин А.В. Педагогическая деятельность как творческий процесс // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 67-3. С. 89-91.
6. Игнатьева А.В. Женщина и трагическая судьба в повести В. Г. Распутина «Живи и помни» //В сборнике: Литература о войне: эволюция смыслов и трансформация образов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор А.Г. Бондарев. Иркутск, 2020. – С. 37-46.
7. Иванов А. Ю., Сергеева О. В. Опыт реализации экспериментальной площадки «Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования» // Актуальные вопросы современной науки и образования [Текст] : материалы XIX международной научно-практической конференции / Кировский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА. – Киров: МФЮА, 2020. – С. 649-660.
8. Коломейцева Е.Б., Матвеев А.П. Опыт прочтения произведений В.О. Пелевина в азиатской аудитории // В сборнике: Русская литература в иностранной аудитории. сборник научных статей. – Санкт-Петербург, 2020. – С. 181-184.
9. Коломейцева Е.Б. Потенциал дисплейного текста в практике обучения русского языка как иностарнного (на примере интернет-мемов) // Лингвориторическая парадигма: теоретические и прикладные аспекты. – 2020. – № 25-2. – С. 188-190.
10. Коломейцева Е.Б. Применение интерактивных методов при формировании лингвокультурологической компетенции на уроках РКИ // В сборнике: Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин. Материалы докладов и сообщений XХV международной научно-методической конференции. – 2020. – С. 196-199.
11. Сьянова Е.И. «Словарь прозвищ Воронежского края»: к вопросу лексикографического описания имени собственного // В сборнике: Ономастика Поволжья. Материалы XVIII Международной научной конференции. В 2 томах. – 2020. – С. 232-238.
12. Сьянова Е.И. Говоры Воронежского края в «Словаре русских народных говоров» (в рамках проекта РФФИ «Сводная русская диалектная лексикография: проблемы и перспективы») // В сборнике: Эпистемологические основания современного образования: актуальные вопросы продвижения фундаментального знания в учебный процесс. Материалы Международной научно-практической конференции 2020 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ». – Москва, 2020. – С. 217-223.
13. Хамраева Е. А. Мета-навыки в обучении детей-билингвов : техника чтения на русском языке / Хамраева Е. А. // Метапредметный подход в образовании : русский язык в школьном и вузовском обучении разным предметам : материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19 ноября 2020 г. — Москва, 2020. — С. 119-127.
14. Работа Ю.А., Чакушкина А.С.Формирование коммуникативной компетенции иностранных студентов с учетом оценочного содержания лексики (на материале тематических текствов) // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2020. № 3. С. 31-34.
Научно-практические конференции, семинары:
1. VIII Международная научно-практическая конференция Тотального диктанта «Динамические процессы в современном русском языке», 2 февраля 2020, Точка кипения – Коммуна НИТУ
2. «МИСиС» Актуальные проблемы преподавания филологических дисциплин. XХV международная научно-методическая конференция СПб.: ФГБОУВО «СПбГУПТД», 7 февраля 2020.
3. XXI международная конференция молодых филологов, 13-15 февраля 2020, Tallina Ülikool, Эстония.
4. Международная научно-практическая конференция, посвященная 55-летию кафедры РКИ «Вопросы теории и практики преподавания русского языка как иностранного», МПГУ, 20–21 февраля 2020.
5. Международная научно-практическая конференция «Язык. Культура. Перевод: научные парадигмы и практические аспекты». МГИМО, Московская область, г. Одинцово, 20-21 февраля 2020 г.
6. Международная онлайн-конференция «Преподаватель 21 века: трансформация», 16-17 марта 2020.
7. II Международная научно-практическая конференция ОГУ им. И.С. Тургенева «Актуальные проблемы русского языка и методики его преподавания в иностранной аудитории», ОГУ им. И.С. Тургенева,16 апреля 2020.
8. Международная онлайн-конференция «Переход на дистанционное обучение в сфере РКИ», Онлайн-школа иностранных языков LanguageLife, Международная онлайн-школа русского языка Russificate, Испания, 26 апреля 2020.
9. XIX международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы современной науки и образования», Киров / Кировский филиал Московского финансово-юридического университета МФЮА, 19-22 мая 2020.
10. XIV Ассамблея Русского мира «Русский мир онлайн», 3 ноября 2020 г.
11. Межвузовский научно-методический семинар (с международным участием) «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ» на тему: «Онлайн-обучение русскому языку как иностранному: из опыта работы», РГПУ им. А.И.Герцена, 11 ноября 2020 г.
12. XLIX Международная филологическая конференция памяти Президента СПбГУ, профессора Л. А. Вербицкой, СПбГУ, Санкт-Петербург, 16–23 ноября 2020.
13. VIII Международная конференция «Война и мир в творчестве Б.Окуджавы», Федеральный государственный Мемориальный музей Б.Ш. Окуджавы в Переделкино, культурный центр «Дом Булата» на Арбате, Региональный общественный фонд Булата Окуджавы, 28-29 ноября 2020.
14. Международная научно-практическая конференция «Возможности и проблемы онлайн-обучения русскому языку в мировом образовательном пространстве в эпоху пандемии», Университет Пулы им. Юрая Добрилы, Хорватия, 1-3 декабря 2020.
15. VII международный педагогический форум «Язык, общество, человек», 4-7 декабря 2020 г.
16. Всероссийская научно-практическая конференция «Этнокультурные дискурсы поликультурного образования» РГПУ им. А.И. Герцена, 15 декабря 2020.
17. I Международный форум молодых русистов «Терра русистика». Псков, 17-19 декабря 2020 г.
18. Образовательный марафон «Актуальная Россия», Сеул, Республика Корея, 17-19 декабря 2020 г.
Конкурсы:
1. Международный конкурс для преподавателей русского языка как иностранного «Русская речь» от фонда «Россотрудничество», 20 октября 2020 г.
Научные проекты (гранты):
Заявка на финансирование научных проектов:
- Fulbright Faculty Development Program. A special elective course ‘Politics and Language: Comparative Approach (Russian and English)’ aimed at international advanced learners, who learn Russian as a foreign language
- Fulbright Faculty Development Program. The author concept, or rhetorical strategies in autobiographies and memoirs by American politicians (a research project)
- Конкурс социально значимых проектов Общественной палаты Российской Федерации «Мой проект — моей стране»
Реализация поддержанных научных проектов:
Программа повышения качества преподавания русского языка в Узбекистане «Класс!» («Зур!»). Образовательные учреждения Республики Узбекистан. Проект «Класс»: октябрь — декабрь 2020 г.