Научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры интенсивного обучения РКИ развивается в рамках университетского научного направления «Формирование билингвальной личности в условиях искусственной и естественной языковой среды» (руководитель направления — д.п.н., проф. Нина Витальевна Баграмова).
Координирует НИР кафедры д.ф.н., проф. Римма Михайловна Теремова.
1.1. Направления научной работы на кафедре:
1. «Интерактивные технологии в теории и методике обучения русскому языку как иностранному» (фундаментальное исследование 16.31.02)
Научный руководитель - д.ф.н., проф. Р.М. Теремова
В рамках данной темы исследуется специфика краткосрочных форм обучения русскому языку как иностранному. Перспективной научной целью является создание концептуальной учебно-методической и организационной модели интенсивного краткосрочного обучения, в основе которой лежит научное обоснование интенсивных методов и приемов, таких, как:
· опора на лингвокультурологические доминанты учебных аспектов;
· интерактивный и коммуникативный режим обучения;
· реализация принципов межкультурного диалога;
· модульное обучение;
· педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов во время аудиторной и внеаудиторной работы и др.
Научные результаты направлены на обогащение и развитие теории методики РКИ.
В русле этого направления на кафедре выполняются следующие научные проекты:
А.«Описание функциональной грамматики современного русского языка в целях преподавания ее иностранным учащимся».
Научный руководитель — д.ф.н., проф. Р.М. Теремова
Проект направлен на решение проблем методической интерпретации функционально-семантических категорий причины, следствия, условия, уступки, цели, побуждения при обучении РКИ. Проект способствует формированию научной школы, разрабатывающей актуальный сегмент функциональной грамматики русского языка.
Б. «Теория учебника: концептуальные и лингвометодические характеристики учебника по русскому языку нового поколения». — Научный руководитель – к.ф.н., доц. Гаврилова В.Л.
Особенностью этого проекта является прикладная, практическая направленность исследований, исходящих из потребностей учебного процесса. Научные результаты работ по проекту становятся концептуальной и лингвометодической базой собственной учебной продукции (пособия и учебники по русскому языку нового поколения для студентов-иностранцев, справочники, методические рекомендации и материалы к спецкурсам и спецсеминарам).
2. Коммуникативно-культурологическая парадигма в практике преподавания РКИ (прикладное исследование 16.31.41)
В русле этого направления на кафедре выполняются следующие научные проекты:
А. «Использование лингвосоциокультурного потенциала текстов культуры в целях преподавания русского языка как иностранного».
Научный руководитель — к.ф.н., доцент Артамонова В.В.
В проекте исследуются методические приемы формирования ключевых языковых компетенций иностранных стажеров при изучении текстов культуры (художественного, кино- и телетекста, живописного, музыкального и публицистического текстов) в иностранной аудитории.
Б. «Формирование системы социокультурного сопровождения иностранных студентов в условиях краткосрочного обучения» .
Научный руководитель – к.п.н., доцент Игошина О.А.
Проект направлен на исследование специфики внеаудиторной работы с иностранными студентами и факторов успешной адаптации учащихся в российском социуме; развитие эмпатийных и толерантных качеств личности студента- иностранца, его творческого потенциала.