Артамонова Валентина Викторовна
кандидат филологических наук, доцент
Работает в РГПУ им. А.И. Герцена с 2003 г.
Стаж научно-педагогической работы – 40 лет.
Образование:
В 1980 г. окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова по специальности «Русский язык и литература».
В 1985-1988 гг. училась в аспирантуре ЛГПИ им. А.И. Герцена при кафедре советской литературы, здесь же в 1988 году защитила кандидатскую диссертацию, посвященную творчеству ленинградского писателя 60-70-х гг. Сергея Воронина (научный руководитель – д.ф.н, проф. А.И. Хватов). Работала в вузах России и Казахстана.
Звание доцента кафедры интенсивного обучения русскому языку как иностранному было присвоено в 2007 году.
Повышение квалификации:
1. Межвузовский научно-методический семинар «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ», проводимый кафедрой интенсивного обучения РКИ в 2009-2019 гг.
2 Международная научно-методическая конференция/ семинар «Проблемы преподавания русской литературы иностранным учащимся», проводимый кафедрой русского языка как иностранного факультета РКИ РГПУ им. А.И.Герцена, в 2009-2019 г.г.
3. Учебно-проектировочный семинар «Проектирование основных образовательных программ ФГОС ВПО: раздел «Создание социокультурной среды вуза, обеспечивающей развитие общекультурных компетенций» и инновационная деятельность», Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 20 марта 2013.
4. Семинар «Повышение эффективности деятельности структурных подразделений университета на основе рейтингового подхода», Санкт-Петербург, РГПУ им. А.И.Герцена, 15-16 октября 2013 г.
5. Оценка качества профессиональной деятельности преподавателя вуза, 15.10.13 – 06.12.13 (РГПУ им. А.И.Герцена) УДОСТОВЕРЕНИЕ
6. «Иностранный язык как средство обеспечения профессиональной мобильности научно-педагогических кадров», 16.02.15 — 30.06.15 (576ч.), РГПУ им. А.И. Герцена СПРАВКА
7. «Разработка учебных материалов и составление учебно-методического пособия», 1.02.2017 — 31.05.2017(РГПУ им.Герцена) УДОСТОВЕРЕНИЕ
8.«Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования» (16 ч.) с 02.05.2017 г. по 31.05.2017 г
9. «Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза» (16 ч.) с 10.04.2017 г. по 29.04.2017 г.
10. «Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» (36 ч.) с 10.04.2018 г. по 27.04.2018 г.
11. XI межвузовский лингвокультурологический научно-практический семинар с международным участием «Онлайн-обучение русскому языку как иностранному: из опыта работы» 11.11.2020 г. Сертификат
12. Международный научно-педагогический форум «Россия и Германия: образовательные проекты в системе школьного и вузовского образования», 25 фераля 2021 г. Сертификат
13. Сертификат участника Международной научной конференции «Литературные чтения: проблемы художественной антропологии», ФГБОУ «Санкт-Петербургский государственный институт культуры», 12-13 марта 2021 г.
14. Сертификат участника XII Лингвокультурологического межвузовского научно-практического семинара «Формирование лингвокультурологической компетенции на различных этапах обучения русскому языку как иностранному», РГПУ им. А. И. Герцена, 9 ноября 2021 г.
15. ХIII международная научно-практическая конференция «Человек в его духовном развитии: творчество Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей), Институт русского языка как иностранного РГПУ им. А.И. Герцена, 19 ноября 2021.
16. Сертификат участника Международной научно-практической конференции «Язык. Культура. Перевод: Межкультурная коммуникация в цифровую эпоху», МГИМО, Москва, 17-18 февраля 2022.
17. Сертификат участника заседания Международного научно-методического круглого стола «Диалог о языке современной литературы», СПбГУ, 27 апреля 2022 года.
18. Сертификат участника XXIII Выставки научных достижений Герценовского университета, Санкт-Петурбург, 2022 г.
Область научных интересов:
Филология, русская классическая и современная литература, культурология, лингвокультурология, теория и методика РКИ.
Тема научных исследований:
Художественный текст в иностранной аудитории, Лингвокультурологические и социокультурные доминанты в преподавании РКИ.
Учебная деятельность:
Читает лекционные курсы и проводит практические занятия по аспектам: «Практический курс русского языка» для студентов начального уровня (ПО), «Разговорная практика», «Язык средств массовой информации», «Аудиовизуальный курс», «Комментированное чтение», «Литература», «Новейшая литература с методикой её преподавания ( для зарубежных преподавателей РКИ)», участвует в разработке дополнительных образовательных и профессиональных программ кафедры, руководит подготовкой докладов и сообщений иностранных студентов на кафедральные и факультетские семинары и конференции, является рецензентом учебных пособий, выпускаемых на кафедре, выпускных работ магистров и бакалавров на факультете РКИ.
Авторские спецкурсы:
Золотая коллекция русской литературы;
История России в зеркале кинематографа;
Введение в культуру России (для зарубежных преподавателей филологов)
Новейшая литература России с методикой ее преподавания (для зарубежных преподавателей Русского языка и литературы)
Научно-методическая деятельность:
Принимала участие в инновационной программе РГПУ в качестве разработчика учебно-методической модели интенсивного модульного обучения РКИ.
Является координатором грантовой деятельности на кафедре. Была организатором Урока-фестиваля русского языка для иностранных студентов вузов России «Нас подружил Петербург! (17-20 апреля 2019г, при финансовой поддержке фонда «Русский мир») /main/structure/fukultets/ru/1271667936/1557860648/
Активно участвует в научно-методических конференциях всероссийского и международного уровня. Организатор кафедрального ежегодного межвузовского семинара «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ».
Проекты:
1. Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ;
2. Концептуально-содержательная структура и организационно-методическое сопровождение образовательных программ для зарубежных преподавателей-филологов;
3. Межкультурная коммуникация в образовательной среде; СЕРТИФИКАТ
4. Музейный семинар «Культурное пространство Санкт-Петербурга»
5. Литературно — театральная студия
6. Сборник творческих работ иностранных студентов «Русский язык с петербургским акцентом» (2010 год)
Член Ученого Совета факультета РКИ.
Награды:
1. Артамонова В.В. - Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2010 год)
2. Артамонова В.В. – благодарность МГУ им. М.В. Ломоносова за активную работу по подготовке иностранных учащихся РГПУ к участию в Пятом онлайн-фестивале дружбы «В мире русской литературы»
3. Артамонова В.В. – благодарность за работу в летней образовательной программе для американских студентов
4. Медаль императрицы Марии Фёдоровны, выдана 20 мая 2021 г. решением президиумом Учёного совета РГПУ им. А. И. Герцена.
Основные публикации:
Учебные пособия:
- Такое разное кино: Учебное пособие по аудиовизуальному курсу для иностранных учащихся.– СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007 (в соавторстве с Г.О. Дудиной).
- «Литературный Петербург» // «Материалы дополнительных общеразвивающих программ с использованием дистанционных технологий, разработанных в рамках реализации федеральной целевой программы «Русский язык» на 2016-2020 годы». – СПб, Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2018 г.
Статьи:
1. Артамонова В. В. Формирование социокультурной компетенции студентов, изучающих русский язык как иностранный и неродной, при работе с текстами культуры // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию Независимости Республики Казахстан (20 октября 2011 года). – Усть-Каменогорск, 2011. – С.126-131.
2. Артамонова В. В., Лем П., Теодоро-Миани К. Стилистика и редакционная философия издания (на материале американских, итальянских и российских СМИ)// «Северный регион: наука, образование, культура» — Сургут: Изд-во СурГУ, №1-2 (25-26), 2012. – С. 274-280.
3. Артамонова В. В. Презентация творчества В. Маяковского в иностранной аудитории с позиций межкультурного диалога // Сборник научных статей XVI Международной научной конференции «Русистика и современность». – Одесса, 2013. – C. 25-27.
4. Артамонова В. В. Эмигрантское творчество С. Довлатова в восприятии студентов-американцев на примере повести «Иностранка»// Сб. научных материалов конференции «Русскоязычные писатели в современном мире (литература и культура эмиграции)» в рамках 6 Международного форума русскоязычных писателей «Литературная Вена». – Вена, Берлин, 2014. – С.239-242.
5. Артамонова В. В. Цикл Л. Улицкой «Девочки» (Мифологическая транскрипция текста) // Современные концепции научных исследований. Ч.4. №5. 2014. — С. 13.
6. Артамонова В. В. Восприятие концепта «победа» американцами (на материале русской поэзии о войне) // «Запечатленная Победа: ключевые образы, концепты, идеологемы. (Литературные события и феномены XX века)». Материалы Международной конференции, посвященной 70-летию окончания Второй мировой войны. Российская академия наук, Институт русской литературы (Пушкинский Дом), Воронежский государственный университет, 2016. – С. 225-230.
7. Артамонова В.В. Николай Алексеевич Некрасов. «Внимая ужасам войны..» //«В мире русской поэзии. Учебное пособие по обучению анализа русского поэтического текста: В двух частях, часть 1». — СПб, 2016г.
8. Артамонова В. В. Рассказ В. Тендрякова «Параня» в контексте советской истории 1930-х годов (опят прочтения в иностранной аудитории ) // Русская литература в иностарнной аудитории: сборник научных статей. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – С. 215-219.
9. Артамонова В. В. Онтологические доминанты творчества А.С. Пушкина и их освоение в иностранной аудитории // Неделя русского языка во Вьетнаме: сборник материалов и статей. Русский центр науки и культуры в Ханое, 2017. – С. 69-74.
10. Артамонова В. В. Концепция учебного пособия «Литературная карта Петербурга» // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников XVI Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена2017. – С. 338-341
11. Артамонова В. В. Интерактивно-коммуникативный потенциал игровой деятельности при обучении иностранных студентов русскому языку // Совеременные тенденции в изучении и преподаваниии русского языка и литературы: материалы докладов и сообщений XXII международной научно-методической конференции. – СПб., 2017. – С. 302-306.
12. Артамонова В. В. Грани национального характера в рассказе Захара Прилепина «Рыбаки и космонавты»: дискуссия в иностранной аудитории // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников ХVII Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. – С. 243-246.
13. Артамонова В. В. Этика и эстетика Петербурга: дискуссия в иностранной аудитории (по материалам литературного сборика «В Питере жить») // Русская литература в иностранной аудитории: сборник научных статей. СПб., 2019. – С. 263-267.
14. Артамонова В. В. Урок-фестиваль русского языка для иностранных студентов «Нас подружил Петербург» (попытка методической интерпретации) // Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей участников XVIII Международной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена 2019. – С. 288-290.
15. Артамонова В. В., Аксенова Д. А. Лингводидактическая система изучения русской сленговой лексики в иностранной аудитории // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-1. – С. 30-33.
16. Артамонова В. В. Комментированное чтение в интенсивном обучении русскому языку как иностранному: дидактические подходы к художественному тексту // « Обучение РКИ на современном этапе: традиции и инновации». Материалы Круглого стола для преподавателей русского языка как иностранного в рамках проведения Урока-фестиваля русского языка иностранных студентов вузов России. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. – С. 16-19.
17. Артамонова В. В. «Неосентиментализм в русской литературе конца ХХ – начала ХХI веков» // Международная научно-практическая конференция «Язык.Культура.Перевод: научные парадигмы и практические аспекты». — М.: МГИМО, Одинцовский филиал, г. Одинцово Московской области, 20-21 февраля 2020 г. – С. 20-25.
18. Артамонова В. В. «Человек Шукшина: эмоции и ценности (на примере малой прозы)»// труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – Санкт-Петербург, 2021. – Т. 222. – С. 54-61.
19. Артамонова В.В. Человек Шукшина: эмоции и ценности (на примере малой прозы) / Проблемы художественной антропологии.Материалы международной научной конференции "Литературные чтения", посвященной памяти В Я. Гречнева. - Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры 2021. Том 22. С.54-61.
20. Артамонова В. В. Стихотворения Н. А. Некрасова «Внимая ужачах войны...» И «Орина, мать солдатская» на уроках комментированного чтения в иностранной аудитории // В сборнике: Русская литература в иностранной аудитории. Сборник научных статей по итогам XIII Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2022. С. 317-327.
РИНЦ:
https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?authorid=262436
Контактная информация:
E-mail:v_artamonova@mail.ru