ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
«ПЕДАГОГ-МУЗЫКАНТ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
14-17 апреля 2010 год
ПОЛОЖЕНИЕ О КОНКУРСЕ
Цель конкурса:
· способствовать повышению статуса педагога-музыканта в современном социокультурном пространстве, обобщению и распространению инновационного педагогического опыта;
· инициировать осмысление педагогическим сообществом содержания общего и дополнительного музыкального образования на современном этапе;
· содействовать совершенствованию профессиональной подготовки педагога-музыканта;
· стимулировать социальную активность педагога-музыканта.
Задачи конкурса:
· выявление педагогов-музыкантов, достигших высокого уровня профессиональной компетентности;
· выявление студентов, мотивированных на педагогическое творчество и освоение профессиональных образовательных программ в области педагогики музыкального образования;
· распространение эффективных технологий и методов работы с учащимися в разных видах музыкальной деятельности;
· привлечение студентов и учителей музыки к научно-исследовательской деятельности.
Автор идеи проведения конкурса – заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, доцент кафедры музыкального воспитания и образования РГПУ им. А.И. Герцена Белла Соломоновна Рачина.
1. Участники конкурса
Конкурс проводится по трем категориям (без ограничения возраста):
I категория: студенты бакалавриата, специалитета, магистратуры музыкально-педагогических факультетов высших учебных заведений;
II категория: учителя музыки общеобразовательных школ;
III категория: преподаватели системы дополнительного образования;
Конкурсант имеет право выступить одновременно в разных номинациях.
2. Порядок проведения конкурса
Конкурсные испытания состоят из двух туров.
Первый тур проводится заочно в период с 15 по 31 марта 2010 года. Участники конкурса до 10 марта 2010 года предоставляют в оргкомитет конкурсные материалы и документы по соответствующей номинации.
Второй тур проводится в период с 14 до 17 апреля 2010 года на факультете музыки РГПУ им. А.И. Герцена. На второй тур приглашаются участники конкурса, наиболее убедительно и ярко продемонстрировавшие владение педагогическими компетенциями в первом туре соответствующей номинации (реализация художественно-педагогической идеи урока и/или внеклассного мероприятия; методическая разработка урока и/или внеклассного мероприятия).
Порядок выступления участников во втором туре определяется жеребьевкой.
3. Номинации и регламент конкурса
Номинация I
Открытый урок музыки в общеобразовательной школе
I и II категории
Первый тур
· видеозапись урока музыки (продолжительность: 35 минут);
· сценарий урока;
· аннотация, содержащая:
? тему, цель, задачи урока;
? рефлексивный анализ и диагностику успешности собственной музыкально-педагогической деятельности;
? перечень авторов и названий музыкальных произведений, использованных в сценарии.
Возраст учащихся: 8–14 лет (2–9 класс).
Второй тур
· проведение открытого урока музыки c учащимися (не менее 15 человек) петербургских школ. Конкурсанты II категории имеют право проводить урок музыки со своими учениками по согласованию с Оргкомитетом конкурса.
· защита и рефлексивный анализ открытого урока музыки (продолжительность: 5–10 минут).
Номинация II
Индивидуальное занятие с учащимися
в системе дополнительного образования
III категория
Первый тур
· видеозапись фрагмента индивидуального занятия с учеником (продолжительность: 10–12 минут);
· рефлексивный анализ качества управления музыкальной деятельностью учащихся;
· перечень авторов и названий музыкальных произведений, использованных в видеозаписи.
Возраст учащихся: без ограничений.
Второй тур
· проведение индивидуального занятия с учащимся ДОУ, предоставленным оргкомитетом конкурса, по одной из дисциплин: фортепиано, струнно-смычковые, ударные, духовые, народные инструменты, сольное пение, ансамблевое исполнительство (продолжительность урока: 40–45 минут). Конкурсант должен продемонстрировать умение работать над произведениями разного стиля, жанра, формы и характера;
· защита и рефлексивный анализ индивидуального занятия с учащимся (продолжительность: 5–10 минут).
Номинация III
Видеозапись урока музыки в общеобразовательной школе
I и II категории
Первый тур
· видеозапись урока музыки (продолжительность: 35 минут);
· сценарий урока;
· аннотация, содержащая:
? тему, цель, задачи урока;
? рефлексивный анализ и диагностику успешности собственной музыкально-педагогической деятельности;
? перечень авторов и названий музыкальных произведений, использованных в сценарии.
Возраст учащихся: 6–14 лет (1–9 класс).
Второй тур
· презентация, защита и рефлексивный анализ проекта урока музыки, представленного в материалах первого тура (продолжительность: 15 минут).
Номинация IV
Видеозапись внеклассного мероприятия
I и II категории
Первый тур
· видеозапись внеклассного мероприятия (продолжительность: 45 минут);
· сценарий внеклассного мероприятия;
· аннотация, содержащая:
? тему, цель, задачи мероприятия;
? условия реализации проекта (вид общеобразовательного учреждения, возраст учащихся, год обучения, необходимое оборудование);
? ожидаемые результаты;
? формат проведения (тематический праздник, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, музыкальный спектакль, музыкально-драматическое представление, музыкально-театральная гостиная, концерт школьного художественного коллектива – хора, оркестра и др.);
? рефлексивный анализ и диагностику успешности собственной музыкально-педагогической деятельности;
? перечень авторов и названий музыкальных произведений, использованных в видеозаписи.
Возраст учащихся: без ограничений.
Второй тур
· презентация, защита и рефлексивный анализ проекта внеклассного мероприятия, представленного в материалах первого тура (продолжительность: 15 минут).
Номинация V
Методическая разработка урока музыки
в общеобразовательной школе
I и II категории
Первый тур
· методическая разработка урока музыки (продолжительность: 40–45 минут);
· аннотация, содержащая:
? тему, цель, задачи мероприятия;
? условия реализации проекта (вид общеобразовательного учреждения, возраст учащихся, год обучения, необходимое оборудование, технические средства);
? рефлексивный анализ и диагностику успешности собственной музыкально-педагогической деятельности;
? перечень авторов и названий музыкальных произведений, использованных в методической разработке.
Возраст учащихся: 6–14 лет (1–9 класс).
Второй тур
· презентация, защита и рефлексивный анализ проекта методической разработки, представленной в материалах первого тура (продолжительность: 15 минут). Приветствуется включение в презентацию фрагментов видеозаписей проведенных ранее уроков музыки.
Номинация VI
Методическая разработка внеклассного мероприятия
I и II категории
Первый тур
· методическая разработка внеклассного мероприятия (продолжительность: 40–45 минут);
· аннотация, содержащая:
? тему, цель, задачи мероприятия;
? условия реализации проекта (вид общеобразовательного учреждения, возраст учащихся, год обучения, необходимое оборудование, технические средства);
? ожидаемые результаты;
? формат проведения (тематический праздник, театрализованное представление, литературно-музыкальная композиция, музыкальный спектакль, музыкально-драматическое представление, музыкально-театральная гостиная);
? рефлексивный анализ и диагностику успешности собственной музыкально-педагогической деятельности;
? перечень авторов и названий музыкальных произведений, использованных в методической разработке.
Возраст учащихся: без ограничений.
Второй тур
· презентация, защита и рефлексивный анализ проекта методической разработки, представленной в материалах первого тура (продолжительность: 15 минут). Приветствуется включение в презентацию фрагментов видеозаписей проведенных ранее внеклассных мероприятий.
4. Призы и награды
· По результатам II тура определяются лауреаты I, II и III премий и дипломанты. Лауреатам конкурса вручаются призы и памятные подарки. В отдельных случаях одно место может быть разделено между несколькими участниками.
· Жюри конкурса имеет право присуждать поощрительные призы за отдельные аспекты конкурсного выступления (неординарность художественно-педагогической идеи урока, организацию отдельных видов музыкальной деятельности учащихся, яркость исполнения вокальных и инструментальных произведений и т.д.).
· Специальные призы конкурса присуждаются учителям музыки петербургских школ, подготовивших учащихся к участию в конкурсе. Государственные и общественные организации, творческие союзы, средства массовой информации, учреждения и фирмы по согласованию с жюри конкурса могут учредить специальные призы.
5. Жюри
В состав жюри конкурса входят известные музыканты, методисты, учителя музыки, ученые, работающие в области педагогики музыкального образования.
Состав жюри, а также изменения в нем определяются Оргкомитетом.
Выступление каждого участника оценивается по 10-балльной системе
Решения жюри окончательны, обжалованию и пересмотру не подлежат.
6. Оргкомитет
Для организации и проведения конкурса создается оргкомитет. Состав оргкомитета утверждается ректором РГПУ им А.И. Герцена. В задачи оргкомитета входит разработка всех конкурсных мероприятий и их осуществление.
Оргкомитет оставляет за собой все права на аудио- и видеоматериалы конкурса, а также их дальнейшее использование в любое время без выплаты каких-либо вознаграждений.
7. Финансовые условия
Вступительный взнос для I категории составляет 800 рублей, для II и III категорий – 1000 рублей.
Все расходы, связанные с участием в конкурсе (проезд в Санкт-Петербург и обратно, проживание и питание) обеспечивает направляющая сторона или сами конкурсанты.
Зарубежные участники самостоятельно оформляют паспорта, визы и медицинские страховки.
Зарубежным и иногородним участникам конкурса предоставляется возможность проживания в общежитии гостиничного типа Университета, гостиницах города.
Участие в конкурсе определяется по гражданству участника, а не по месту обучения.
8. Порядок оформления заявок на участие в конкурсе
Для регистрации участия в конкурсе необходимо до 10 марта 2010 года (по почтовому штемпелю отправки) предоставить в оргкомитет следующие документы и конкурсные материалы:
· заполненную регистрационную карту;
· ксерокопии всех документов, указанных в регистрационной карте;
· две фотографии 9х12 (в электронном виде);
· ксерокопию квитанции (платежного поручения с отметкой банка) о перечислении вступительного взноса;
· ксерокопии дипломов и свидетельств о полученном образовании, справка из вуза;
· резюме педагога-музыканта (II и III категории; не более двух тысяч знаков с пробелами).
· видеозапись урока музыки, внеклассного мероприятия или занятия творческого коллектива (видеоматериал должен быть представлен в полном объеме без каких-либо купюр, монтаж нескольких записей не допускается);
· сценарий урока или внеклассного мероприятия в номинациях № 1, 3, 4;
· нотный текст песен, попевок и распеваний, музыкальных произведений, звучавших на уроке или занятии (для всех номинаций).
Материалы по номинациям должны иметь соответствующее оформление:
· видеоматериал: DVD-носитель в формате DVD-видео;
· аудиоматериал: CD-носитель в формате mp3;
· текстовый материал (сценарий, аннотация, методическая разработка): распечатка на бумаге А4 – 1 экземпляр и электронная версия на CD-носителе в формате MS Office Word 97-2003.
Иностранные участники имеют право представить документы, материалы и выступать в конкурсных мероприятиях на английском языке.
9. Адреса и телефоны оргкомитета конкурса
199155, Санкт-Петербург, пер. Каховского, д. 2
Факультет музыки РГПУ им А.И. Герцена, Оргкомитет конкурса
Телефон: +7(812) 350-24-01. Тел./Факс: +7 (812) 350-96-52
e-mail: urok-muz@yandex.ru
Проезд до станции метро «Приморская»