Научная работа
Научная работа сотрудниками кафедры осуществляется по нескольким направлениям:
Система методического обеспечения многоуровневого непрерывного математического образования
Руководители: проф. Стефанова Н.Л., проф. Подходова Н.С.
Цель работы: Разработать систему современного методического обеспечения процесса обучения математике в общеобразовательной школе и в вузе, а также профессиональной подготовки учителя математики.
Актуальность исследования по сформулированной теме обусловлена изменением условий осуществления процесса обучения математике на уровне общеобразовательной школы (утверждение компетентностного подхода, профилизация обучения в старшей школе, осуществление новых форм обучения, в частности дистанционной, и т.д.), а также на уровне профессиональной (педагогической) школы (ориентация на самостоятельное овладение знаниями, широкое использование новых технологий обучения и т.д.)требует принципиально иного методического обеспечения. Это не означает отказа от традиционных элементов методического обеспечения, но предполагает изменение в их содержании, композиции и функционировании. Кроме того, появляются новые элементы методического обеспечения (компетентностные задачи, компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы), что требует исследования их функций в образовательном процессе обучения математике.
Подготовка кадров высшей квалификации
Кафедра осуществляет руководство научной работой аспирантов, докторантов и соискателей по специальности 13.00.02 теория и методика обучения и воспитания (математика – уровни общего и профессионального образования).
На кафедре функционирует аспирантура и докторантура по указанной специальности. По указанной специальности в РГПУ им. А.И. Герцена действует диссертационный совет Д.212.199.21 по присуждению ученой степени доктора наук.
Сотрудничество с образовательными учреждениями
В рамках сотрудничества с ОУ осуществляется:
Руководство опытно-экспериментальной работой
Руководство инновационными программами
Руководство индивидуальными исследованиями учителей
Консультирование и сопровождение публикационной деятельности
Помощь в организации конференций
Проблемы совместных исследований:
-
Реализация ФГОС ОО на разных уровнях общего образования
-
Разработка программы достижения метапредметных и личностных результатов обучения в основной школе. Гимназия № 157 им. принцессы Е.М.Ольденбургской.
-
Система достижения метапредметных результатов и их диагностика в рамках интегративной модели школы. ГБОУ СОШ № 45.
-
Современные технологии образовательной деятельности, ориентированные на предоставление доступного качественного математического образования в общеобразовательной школе. ГБОУ СОШ № 518, ГБОУ СОШ № 86.
-
Проектирование образовательной среды, направленной на развитие и реализацию исследовательского потенциала учащихся: Формирование учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся в школе с углубленным изучением математики. ГБОУ СОШ № 308 с углубленным изучением математики.
Внешние партнеры и контакты:
Кафедра алгебры, геометрии и анализа Школы естественных наук Дальневосточного Федерального Университета
690950, г. Владивосток, ул. Октябрьская, 27.
Университет Касселя (г. Кассель, Германия)
Universität Kassel, Mönchebergstraße 19, 34109 Kassel, Germany
Email: studieren@uni-kassel.de
Официальный сайт https://www.uni-kassel.de/uni/
Основные труды сотрудников кафедры за последние годы:
Одним из достижений кафедры является коллективная монография «Современная методическая система математического образования», научные редакторы: д-р пед. наук, проф. Н.Л. Стефанова, д-р пед. наук, проф. Н.С. Подходова, канд. пед. наук, доц. В.И. Снегурова.
В ежегодном сборнике научных трудов, представляющихся на Международную научную конференцию «Герценовские чтения», раскрываются возможные пути решения актуальных теоретических и практических проблем методики обучения математике в средней и высшей школе, различные направления модернизации отечественного математического образования.
Научно-методические разработки по методике обучения математике поддерживаются следующими учебными пособиями и статьями (за период 2012-2019 г.):
- Подходова Н.С., Снегурова В.И., Орлов В.В. Концептуальные основы построения курса математики (в логике стандартов общего образования). Педагогика. 2019. № 3. С. 55-68.
- Снегурова В.И., Орлов В.В., Крылов В.В., Иванов И.А., Подходова Н.С., Лисимова О.А., Фефилова Е.Ф Методика обучения математике. Практикум. Учебное пособие / Москва, 2018. Сер. 65 Образовательный процесс (1-е изд.)
- Стефанова Н.Л., Снегурова В.И., Орлов В.В., Подходова Н.С., Иванов И.А. Методика обучения математике. Учебник в 2 частях / Москва, 2018. Сер. 65 Бакалавр. Академический курс Том ЧАСТЬ 1
- Кочуренко Н.В., Снегурова В.И., Стефанова Н.Л., Харитова О.В. Основы математической обработки информации. учебник и практикум для академического бакалавриата / Москва, 2018. Сер. Бакалавр. Академический курс
- Снегурова В.И., Кочуренко Н.В., Харитонова О.В., Математика для педагогических направлений. Учебник и практикум / Москва, 2017. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)
- Багаутдинова А.Ш., Клещёва И.В., Харитонова О.В. Проектное обучение при изучении математической статистики. Образовательные технологии и общество. 2017. Т. 20. № 1. С. 536-544.
- Снегурова В.И., Стефанова Н.Л., Орлов В.В., Подходова Н.С., Радченко В.П., Крылов В.В., Ярмолюк В.Е., Иванов И.А. Методика обучения математике в 2 частях. Часть 1. Учебник / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
- Орлов В.В., Снегурова В.И., Стефанова Н.Л., Орлова А.В., Радченко В.П., Крылов В.В., Ярмолюк В.Е., Иванов И.А., Подходова Н.С. Методика обучения математике. Практикум. Учебное пособие / Москва, 2016. Сер. 58 Бакалавр. Академический курс (1-е изд.)
- Орлов В.В., Подходова Н.С., Снегурова В.И. Особенности построения школьного курса математики в логике образовательных стандартов. В сборнике: Проблемы теории и практики обучения математике. Герценовские чтения, 69: Сборник научных работ, представленных на Международную научную конференцию. Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. 2016. С. 3-10.
- Клещева И.В. Концепция развития исследовательского потенциала учащихся при обучении математике. Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52-6. С. 45-51.
- Стефанова Н.Л., Снегурова В.И., Кочуренко Н.В., Харитонова О.В. Основы математической обработки информации. Учебник и практикум / Москва, 2016. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.)
- Пиотровская К.Р., Сазонова Н.В. Основы математической обработки информации. Практикум по решению задач. Том Часть I Алгебра логики
- Н.Л. Стефанова, Н.С. Подходова, М.В. Солдаева, Методика обучения математике в профильной школе: Учебное пособие для организации самостоятельной работы студентов— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.-235 с.
- В.А. Лопачев, М.Ю. Чурилова, О.В. Харитонова, Теория вероятностей и математическая статистика. Базовый курс: Учебно-методическое пособие.— СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012.— 224 с.
Научно-методические разработки по методике обучения информатике поддерживаются следующими учебными пособиями и статьями (за период 2012-2019 г.):
- Тербушева Е.А. Методика обучения интеллектуальному анализу образовательных данных студентов педагогического вуза // Открытое образование. 2019. №3. URL: https://openedu.rea.ru/jour/article/view/624.
- Пиотровская К.Р., Сазонова Н.В. Междисциплинарные задачи олимпиадной информатики для школьников. В сборнике: Проблемы теории и практики обучения математике Материалы Международной научной конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2018. С. 104-109.
- Пиотровская К.Р. Пакеты текстовой аналитики и компьютерная лингводидактика. В сборнике: Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизация преподавания иностранных языков К 80-летию профессора Л.И. Корниловой: сборник материалов. 2018. С. 111-117.
- Тербушева Е.А., Пиотровская К.Р. Интеллектуальный анализ данных и развитие научно-исследовательских компетенций бакалавров. Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1. С. 93.
- Нежинский В.В., Шумара Е.В. Разработка системы лабораторных работ для обучения программированию. Universum: технические науки. 2016. № 7 (28). С. 5.