Орлова Ирина Алексеевна
Занимаемая должность доцент кафедры химического и экологического образования
Ученая степень кандидат химических наук (1997)
Ученое звание доцент (2010)
Направление подготовки. Окончила химический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена в 1979 году по специальности «Химия», квалификация «Учитель химии на французском языке».
В период с 1980 по 1998 гг. работала на кафедре неорганической химии, где прошла трудовой путь от лаборанта до старшего научного сотрудника. В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию по специальности 02.00.01 «Неорганическая химия» на тему «Синтез и свойства новых фото- и электроактивных полимеров на основе комплексных соединений переходных металлов с основаниями Шиффа», выполненную под руководством профессора, д.х.н.Шагисултановой Г.А.
В 1998 г. была принята на должность старшего преподавателя кафедры методики обучения химии. С 1999 г. – ассистент, с 2000 г. — доцент кафедры методики обучения химии (с 2010 г. – кафедра химического и экологического образования).
Общий стаж работы — 35лет.
Стаж работы по специальности по специальности — 17 лет.
Профессиональные интересы.Методология, теория и практика школьного эколого-химического образования.
Преподаваемые дисциплины.Читалалекции по дисциплинам:«История химии», «История и методология химии», «История и методология химического образования», «Теория и методика эколого-химического образования», «Методология и методы научного исследования», «Методика преподавания химии», «Дидактика химии»для студентов специалитета, бакалавриата, магистратуры факультетов химии и биологии.
В настоящее время читает лекции по следующим дисциплинам: «Общая экология», «Экология и общество», «Мониторинг окружающей среды», «Природопользование и охрана природы» и др. для студентов бакалавриата и магистратуры факультетов химии и биологии.
Разработала программыследующих дисциплинв соответствии с требованиями ФГОС ВПО нового поколения:«История химического образования» (ООП подготовки бакалавра по направлению «Педагогическое образование»); «История химии»(ООП подготовки бакалавра по направлению «Химия»); «История и методология химии» (ООП подготовки магистра по направлениям «Педагогическое образование», «Химия»); «История химического образования» (основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования (аспирантура).
Под руководством Орловой И.А. успешно защищены более десяти магистерских диссертаций.
Проходила повышение квалификациипо программам: «Воспитание студенческой молодежи в вузе: программы, проекты и технологии их реализации» (72 ч., 2012 г.); «Организационно-методическое сопровождение образовательной деятельности студента» (2013 г.), «Перспективы развития системы непрерывного экологического образования» (2013 г.) и др.
E-mail:iaorlova08@rambler.ru
Является автором более ста публикаций по тематике НИР кафедры.
Основные публикации:
1.Пак М.С., Орлова И.А., Некрасова Г.В. Магистерская диссертация по химическому образованию: Научно-практическое пособие. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. – 43 с.
2. Пак М.С., Орлова И.А. Гуманитарное обновление химического образования: Учебно-методическое пособие. — СПб: Издательский дом «МИРС», 2010. – 83 с.
3. Орлова И.А., Мельник А.А. Конкурс школьных исследовательских работ «Инструментальные исследования окружающей среды»: Методические рекомендации. – Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб: Осипов, 2010. – 74 с.
4.Пак М.С., Орлова И.А. Новое понимание качества общего химического образования: сущность и аспекты //Известия РГПУ им. А.И. Герцена. — 2011. — №138. — С. 148-153.
5.Орлова И.А. Компетентностный подход как теоретико-методологическая база модернизации эколого-химического образования школьников на основе идеи устойчивого развития цивилизации //Метаметодика как перспективное направление развития предметных методик обучения: Сборник научных статейIXвсероссийской научно-практической конференции (НИИ общего образования РГПУ им. А.И. Герцена), 8-9 декабря 2011 г. Выпуск 9. – СПб: ООО «СТАТУС», 2012. – С. 185-189.
6.Orlova I.A. Ecological-chemical education for the sustainable development in Russia // J. of Science Education. – 2012. — V. 13. – P. 45-47.
7. Orlova I.A. Ecological-chemical education for the sustainable development as a reflection of the new world-view // Stimulating Reflection and Catalysing Change in Chemistry Education: Abstract Book of 22nd International Conference on Chemistry Education (ICCE) and 11th European Conference on Research In Chemical Education (ECRICE), Italy, Rome, 15-20 July 2012. — P. 191.
8.Орлова И.А., Румянцева Е.М.Формирование здоровьесберегающего образовательного пространства при обучении химии в средней школе//Интернет-журнал «Науковедение». – 2013. — №2 (15).
9. Пак М.С., Орлова И.А., Бондаренко Д.К. Вопросы безопасности при обучении химии // Безопасность жизнедеятельности. – 2013. — №5 – С. 44-48.
10. Орлова И.А., Корсунова Л.С. Занятие потеме «Жиры: пользаиливред?» // Биология в школе. — 2013. — №9. С. 31-35.
11.Maria S. Pak, Irina A. Orlova. Problems of Integrated Safety in Education // J. of Science Education. Specialissue.Proceedingsof the 2d International Congress of Science Education, 15 years of the Journal of Science Education. – 2014. –V. 15. — P. 186.