Пак Мария Сергеевна — cпециалист в области методологии, теории и практики химического образования
Занимаемая должность - профессор
Ученое звание - профессор по кафедре методики обучения химии (1994)
Ученая степень - доктор педагогических наук по специальности 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» (1992)
Общий стаж работы составляет 54 года
Стаж работы по специальности — 45 лет.
Направление подготовки. Окончила факультет естествознания ЛГПИ им. А.И. Герцена (1965). Была соискателем на кафедре методики преподавания химии ЛГПИ им. А.И. Герцена (1979 — 1982). Защитила (1982) кандидатскую диссертацию на тему «Взаимосвязь курса химии и специальных предметов в протехучилищах транспорта и связи» под научным руководством проф. В.П. Гаркунова (по специальности 13.00.02 «Методика преподавания химии»). Докторскую диссертацию защитила (1991) по теме «Теоретические основы интегративного подхода в процессе химической подготовки учащихся профтехучилищ» (по специальности 13.00.02 «Методика преподавания химии»). В РГПУ (ЛГПИ) им. А. И. Герцена работает с 1979 года на кафедре методики преподавания химии в должности ассистента; доцента (1983), профессора (1992). С 1992 по 2010 год являлась заведующей кафедрой методики обучения химии. Ветеран труда (2001). За заслуги в области образования награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (2000), медалью «В память 300-летия Санкт-Петербурга» (2003), присвоено звание «Почётный профессор РГПУ им. А.И. Герцена» (2010), награждена медалями
Профессиональные интересы М.С. Пак — методология, теория и практика непрерывного химического и химико-педагогического образования. В области теории и методики химического образования основала новое направление – интегративный подход (1990). Под ее научным руководством исследованы и успешно реализованы в образовательной практике теоретико-методические возможности (концепции, теоретические модели, методические системы) интегративно- (алгоритмического, модульного, проектного, аксиологического, контекстного) подходов. Дальнейшее развитие методологии, теории и практики, ориентированных на обеспечение качества общего химического образования и профессионально-методической вузовской и послевузовской подготовки специалиста (бакалавра, магистра, учителя химии) , кандидата и доктора педагогических наук, связывает с интегративно-компетентностным подходом, для применение которого разработала и реализовала вместе с учениками новые образовательные концепции и модели, учебные программы и пособия (по теории и методике обучения химии, дидактике химии, методологии химико-педагогических исследований), апробируя химико-методические инновации, образовательные новшества на организованных ею всероссийских научно-практических конференциях с международным участием коллег (Австрия, Беларусь, Германия, Казахстан, Латвия, Польша, США, Украина, Чехия и др.).
Преподаваемые дисциплины: Основы исследования по теории и методике обучения химии, Дидактика химии , Методология и методы научного исследования, Методология химико-педагогического образования
М.С. Пак вляется членом диссертационного совета Д 212.199.33, членом редколлегии сборника материалов ежегодных всероссийских научно-практических конференций химиков с международным участием («Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук»).
Основные научные работы посвящены проблемам методологии, теории и практики химического образования, профессионально-методической подготовки специалиста в вузе (бакалавра, магистра, учителя химии), подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре. Опубликовано более 500 работ.
Подготовила 19 кандидатов и 4 докторов педагогических наук.
E-mail: mspak@herzen.spb.ru, mspak-umk@rambler.ru
Сайт: mspak.herzen.spb.ru
Основные публикации:
1. Средства химического образования в средней школе: Учебное пособие. — СПб.: Образование, 1998. — 52 с.
2. Методика преподавания химии: Образовательный стандарт. — СПб.: Образование, 1998. — 30 с.
3. Алгоритмика при изучении химии. -М.: Владос [Библиотека учителя химии], 2000. — 112 с.
4. Концепции интегративно-контекстного образования в средней и высшей школе. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — 36 с.
5. Методология химико-педагогических исследований: Программа для магистрантов. — СПб.: Изд-во РГП, 2002. — 31 с.
6. Тестирование в управлении качеством химического образования: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. — 113 с. (В соавт. М.К. Толетова).
7. Основы дидактики химии: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во РПГУ, 2004. — 307 с.
8. Тренажер по дидактике химии: Практикум. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2004. — 224 с. (в соавт. Г.В. Некрасова).
9. Дидактика химии: Учебник для студентов вузов. — СПб.: ООО «Трио» 2012. — 457 с.
10. Учитель Учителей: Монография. — СПб.: Издательский Дом МИРС, 2014. — 190 с.
11.Инструментальная дидактика химии: Учебная программа для ДПО. — СПб.: Издательский Дом МИРС, 2014. — 28 с.
12. Дидактика химии: становление и развитие: Книга для учителя. — СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. — 79 с.
13. Теория и методика обучения химии: Учебник для вузов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 306 с. (обложка)
14. Ноксологический подход в химическом образовании //Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе (Редколлегия: Е.Я. Аршанский и др. — Витебск: ВГУ им. П.М. Машерова, 2016. — С.285-287.
15. Методология химико-педагогического образования: учебное пособие для магистрантов. — Изд-во РГПУ имени А.И. Герцена, 2016. — 180 с.
Биографические справки:
1. Педагогические вести. Юбилей ученого
1. И.В. Шутова. Профессор Мария Сергеевна Пак. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. — 47 с. [Ученые РГПУ им. А.И. Герцена].
2. И.С. Иванова. Научная школа профессора М.С. Пак: Научно-методическое пособие. – СПб.: Издательский дом «МИРС», 2010. – 54 с.
3. М.С. Пак, Г.В. Некрасов. Кафедра как ведущий научно-методический центр: Научно-методическое пособие. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. — 29 с.
4. М. Пак, И. Орлова. Кафедра методики обучения химии РГПУ им. А.И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001 — 44 с.
5. Профессора Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена в ХХ веке: Биографический справочник. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000. – С. 256-257.