Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии»
Научный руководитель лаборатории — главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, профессор Ирина Борисовна Горбунова.
Учебно-методическая лаборатория «Музыкально-компьютерные технологии» была создана в РГПУ им. А.И. Герцена в 2002 году. Одной из основных задач, поставленных перед Лабораторией, стала разработка нового образовательного направления — музыкально-компьютерные технологии как обучающая и творческая среда в общем и специальном музыкальном образовании. В данном контексте музыкальный компьютер рассматривается как новый инструмент в области профессионального музыкального образования и творчества, как средство обучения в общем музыкальном образовании, а также как средство реабилитации людей с ограниченными возможностями.
Главное направление работы Лаборатории — учебная деятельность. Сотрудниками разработаны и проводятся занятия по следующим программам:
– для музыкантов с высшим и средним специальным музыкальным образованием по программе профессиональной переподготовки «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях»;
– профессионально-образовательный профиль бакалавра художественного образования «Музыкально-компьютерные технологии» (дневная и заочная формы обучения);
– для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программе «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха»;
– для студентов факультета музыки разработаны и проводятся занятия по следующим дисциплинам: «Новые информационные технологии в современном образовании и творчестве», «Математика и информатика», в рамках которой разработана программа «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Современные информационные технологии в искусстве», «Информационные технологии в науке и образовании», «Компьютерные технологии в науке и образовании» (для магистров), «Аудиовизуальные и технические средства обучения для музыкантов», «Организация музыкального воспитания во внеклассной работе»;
– для учителей музыки общеобразовательных школ, ДМШ, ДШИ, ДДТ разработаны и проводится обучение по программам повышения квалификации: «Музыкальный компьютер – новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-ориентированных компьютеров»;
– для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений -«Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий»;
– для учащихся музыкальных школ разработан элективный курс для профильной школы «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» в рамках дисциплины «Информатика»;
– для учащихся общеобразовательных школ разработана программа курсового обучения «Введение в музыкальный компьютер»;
– для всех желающих проводится курсовое обучение по следующим программам: «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере».
Научная деятельность сотрудников Лаборатории осуществляется в рамках различных направлений. Проводится фундаментальное исследование по теме: «Разработка концептуальных основ информационных технологий в музыкальном образовании». Диссертационные исследования проводятся по следующим специальностям: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования), 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования), 05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ, 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (технология, уровни общего и профессионального образования); культурология (искусствоведение).
На базе Лаборатории готовится ряд диссертационных исследований.
Различные виды деятельности УМЛ находят свое отражение в организации и проведении конференций, семинаров, в участии в выставках и т.д. Наиболее масштабными проектами являются:
— городской семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», с докладами в рамках которого выступили композиторы, а также ученые из ряда университетов мира (Великобритании, Польши, США);
— ежегодная международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование»;
— аспирантский семинар.
Значительную часть работы УМЛ составляет просветительская деятельность, в рамках которой проводятся творческие встречи, мастер-классы, презентации, городской семинар и др.
Для решения поставленных задач возникла необходимость привлечения специалистов из различных вузов и учреждений Санкт-Петербурга, среди которых Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н.А. Римского-Корсакова, Союз композиторов РФ (Санкт-Петербургское отделение), общеобразовательные и специализированные музыкальные лицеи и школы искусств города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, «СПб АРДИС» (ассоциация родителей и детей-инвалидов по слуху) и др. Лаборатория осуществляет непосредственную связь с различными факультетами РГПУ им. А.И. Герцена: факультет музыки, факультет математики, дошкольный факультет, коррекционной педагогики и др. Установлена связь с зарубежными центрами музыкального образования.
Реализуется программа профессиональной переподготовки: «Преподавание электронного музыкального инструмента в профессиональных средних образовательных учреждениях».
Сотрудниками разработаны и проводятся занятия по следующим программам:
КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ для педагогов-музыкантов:
- «Музыкально-компьютерные технологии» (72 часа)
- «Компьютерное музыкальное творчество» (72 часа)
- «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий» (72 часа)
- «Методика обучения игре на электронных музыкальных инструментах» (72 часа)
- «Аранжировка на электронных музыкальных инструментах» (72 часа)
- «Информационные технологии в музыкальном образовании» (72 часа)
- «Звуковой дизайн» (82 часа)
- «Компьютерная студия звукозаписи» (72 часа)
- «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе»
- Дистанционное музыкальное образование» (72 часа)
- »Инновационный курс практической гармонии на основе музыкально-компьютерных технологий» (72 часа, авторский курс доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, доктора искусствоведения Н.А. Бергер)
- «Основные элементы музыкального языка и музыкальной письменности» (72 часа, авторский курс доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, доктора искусствоведения Н.А. Бергер для педагогов всех звеньев музыкального образования)
- «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий» (72 часа, авторский курс доцента Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, доктора искусствоведения Н.А. Бергер для педагогов всех звеньев музыкального образования)
По окончании выдаётся Удостоверение о повышении квалификации.
КУРСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
По окончании выдаётся свидетельство о профессиональной переподготовке с правом ведения преподавательской деятельности в средних профессиональных образовательных учреждениях.
Занятия в группе от 10 до 12 человек.
Начало занятий по мере комплектования групп.
Контактная информация лаборатории:
Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, РГПУ им. А.И. Герцена, корп. 1, ауд. 239
Тел: (812) 571-44-61
E-mail: gorbunova@herzen.spb.ru
www.muslab.spb.ru