Внимание!
Вступительные экзамены в аспирантуру состоятся 10 сентября в 10.30. Консультация по билетам проводится 7 сентября в 13.30. Аудитория 53.
Поступление в аспирантуру
На кафедре осуществляется подготовка кандидатов и докторов наук по специальности
«13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык как иностранный, уровень профессионального образования»
СОБЕСЕДОВАНИЕ АБИТУРИЕНТА С ЗАВЕДУЮЩЕЙ КАФЕДРОЙ
Сроки проведения собеседования:
с 10 мая по 30 июня
с 31 августа по 5 сентября
1. Краткое обсуждение научного исследования, самостоятельно проведенного абитуриентом.
2. Беседу об участии абитуриента в научно-исследовательской работе вуза (участие и выступление с докладами на различных научных мероприятиях, научные публикации, участие в заявочной и грантовой деятельности и пр.).
На основании собеседования составляется Протокол, который подписывается заведующим кафедрой и передаётся абитуриентом в отдел аспирантуры.
Собеседование проводится с целью выявления у абитуриента определенного объёма научных знаний, общекультурных и профессиональных (научно-исследовательских) компетенций, навыков системного и критического мышления, необходимых для дальнейшего обучения в аспирантуре. В ходе собеседования абитуриент должен показать профессиональное владение теорией и практикой определённой предметной области, умение обобщить основные результаты работы и кратко изложить их, соблюдая культуру научной речи, её языковые и стилистические особенности, умение вести научную дискуссию.
На собеседование необходимо представить текст научной работы, назвать решавшуюся в ней научную проблему и кратко охарактеризовать её актуальность, перечислить основные теоретические положения, использовавшиеся для решения поставленной научной проблемы и иллюстративный материал, подтверждающий обоснованность сделанных выводов.
На собеседование абитуриент должен представить анкету о личных данных в распечатанном виде и на электронном носителе. В анкете должны быть указаны следующие сведения:
1. Фамилия, имя и отчество.
2. Адрес фактического проживания, контактный (домашний и мобильный) телефон, адрес электронной почты.
3. Сведения об образовании (какую школу, какой вуз закончил абитуриент, с каким дипломом: обычным или с отличием).
4. Область научных интересов.
5. Тема выпускной квалификационной научно-исследовательской работы (дипломной работы или магистерской диссертации).
6. Сведения о научных публикациях.
Необходимо представить на собеседование все научные публикации или их ксерокопии, а также оформить список публикаций по форме 16. На основании представленных публикаций список заверяется подписью заведующего кафедрой и передаётся абитуриентом в отдел аспирантуры.
7. Сведения об участии в заявочной и грантовой деятельности.
8. Сведения о наградах за участие в научно-исследовательской работе.
9. Сведения о сданных кандидатских экзаменах (второй иностранный язык и история и философия науки).
Вопросы на вступительном экзамене:
1. Общая характеристика видов речевой деятельности.
2. Лингвистическая и психологическая характеристика говорения как вида речевой деятельности.
3. Аудирование как вид речевой деятельности. Его психологическая и лингвистическая характеристика.
4. Чтение как вид речевой деятельности.
5. Письмо как вид речевой деятельности.
6. Методика обучения восприятию устной речи на слух и роль технических средств в этом процессе.
7. Система работы при обучении говорению на начальном этапе обучения РКИ.
8. Методика обучения письму.
9. Методика обучения чтению иностранных учащихся.
10. Методы обучения русскому языку как иностранному, сознательно-практический метод обучения РКИ.
11. Особенности русской фонетической системы и русской интонации в практике обучения РКИ. Орфоэпия и стили произношения.
12. Занятия по фонетике на различных этапах обучения (начальном, основном, продвинутом).
13. Практическая грамматика русского языка: понятие и связь её с фонетикой, лексикой, стилистикой в процессе обучения РКИ.
14. Обучение практической грамматике. Функциональная грамматика в практике преподавания РКИ.
15. Методика изучения предложно-падежной системы русского языка.
16. Лингворечевая характеристика видо-временных форм русского глагола.
17. Система работы по лексике при обучении русскому языку как иностранному на начальном этапе.
18. Обучение иностранцев лексике русского языка на продвинутом этапе.
19. Лингвострановедение. Культурный компонент семантики русского слова.
20. Пути и способы ознакомления учащихся с культурой страны и современной действительностью в процессе обучения РКИ.
Комментарий: билет содержит 3 вопроса: два теоретических и третий — изложение основных положений представленного реферата, беседа по его содержанию.