Кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности: от создания до наших дней
Кафедра методики обучения безопасности жизнедеятельности (далее – МОБЖ) была создана в 2001 году на базе факультета безопасности жизнедеятельности, структурного подразделения университета. Это была первая методическая кафедра в области преподавания безопасности жизнедеятельности в вузах страны.
Основы научно-педагогической деятельности кафедры МОБЖ были заложены ее первыми профессорами, видными учеными Валерием Павловичем Соломиным и Ириной Николаевной Пономаревой. Большой вклад в организацию работы кафедры внес Леонид Александрович Михайлов, декан факультета безопасности жизнедеятельности.
Первым заведующим кафедрой МОБЖ был к.пед.н., доцент Вячеслав Михайлович Губанов. В разные годы кафедрой руководили д.пед.н., профессор Василий Алексеевич Смирнов, д.пед.н., профессор Алексей Григорьевич Щуров, к.пед.н., доцент Татьяна Анатольевна Спицына. С 2009 года работу кафедры возглавляет к.пед.н., доцент Регина Ивановна Попова.
Уже на начальном этапе существования кафедры определились два основных направления ее научно-исследовательской работы: методика обучения безопасности жизнедеятельности, уровни общего и профессионального образования, и методика обучения естествознанию, уровни общего и профессионального образования. Формирование первого направления связано с именами таких ученых, как Э.М.Киселева, В.П.Соломин, Т.А.Спицына, А.В.Старостенко. Основы второго направления научно-исследовательской работы кафедры заложены И.Н.Пономаревой, В.П.Соломиным, В.А.Смирновым.
Научно-исследовательские разработки кафедры в области методики обучения безопасности жизнедеятельности направлены на обоснование и развитие теоретических основ науки, на выявление организационно-педагогических и методических условий обучения, как в общеобразовательной, так и в профессиональной школе, на разработку эффективных методик обучения ОБЖ. Среди важных научных разработок кафедры в первый период ее существования – исследования, посвященные изучению организационно-педагогических условий подготовки будущих учителей ОБЖ в учреждениях системы профессионального образования – вузах, колледжах, что нашло свое отражение в диссертационных работах А.В.Старостенко, Э.М.Киселевой.
Среди наиболее значимых разработок кафедры в период до 2011 года следует отметить учебное пособие «Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе (5-6 классы)» – авторы Л.А.Михайлов, А.В.Старостенко (2004г.); учебно-методический комплекс для дисциплин модуля «Технологии обеспечения безопасности (информационной, экологической, экономической)» — авторы Э.М.Киселева, Р.И.Попова (2008г.); учебник «Концепции современного естествознания» для студентов вузов — авторы: Э.М.Киселева, С.В.Королькова, Г.А.Костецкая, Р.И.Попова, О.В.Силакова, В.П.Соломин, Т.А.Спицына и др. (2008г.); учебник для вузов «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» — авторы Э.М.Киселева, Р.И.Попова, В.П.Соломин, Т.А.Спицына и др. (2009г.).
Научными разработками кафедры МОБЖ было поддержано открытие магистратур по направлению «Педагогическое образование», программы «Экологическая безопасность» (2008г.), «Образование в области безопасности жизнедеятельности» (2010г.).
Важным событием в жизни кафедры явилась успешная защита П.В.Станкевичем докторской диссертации на тему «Модели содержания естественнонаучного образования бакалавров и магистров» (2010г.). Диссертационная работа П.В.Станкевича представляет собой фундаментальное исследование в области естественнонаучного образования студентов гуманитарных направлений подготовки в высшей профессиональной школе. Она явилась результатом многолетних исследований автора в области естественнонаучного образования студентов педагогического вуза, изучения специфики этого образования в условиях уровневой подготовки. В основу исследования положен существенный опыт практической деятельности автора и других специалистов кафедры.
Современная научная концепция кафедры МОБЖ определяется актуальными проблемами обучения в области безопасности жизнедеятельности в условиях модернизации отечественного образования, с одной стороны, и всем предшествующим опытом научно-исследовательской и методической работы кафедры, с другой. Научные разработки кафедры проводятся в соответствии со следующими заявленными темами: «Методика обучения безопасности жизнедеятельности в общеобразовательной школе и вузе» (руководитель Э.М.Киселева), «Методика организации практики студентов факультета безопасности жизнедеятельности» (руководитель Г.А.Костецкая), «Экологическое образование студентов факультета безопасности жизнедеятельности» (руководитель Р.И.Попова). Актуальность данных тем исследования обусловливается их теоретической и прикладной значимостью, а также объективными обстоятельствами, являющимися следствием современных процессов в образовании, а именно:
- принятием и поэтапным введением в действие ФГОС высшего образования третьего поколения;
- принятием и поэтапным введением в действие ФГОС общего образования;
- усилением актуальности образования в области безопасности жизнедеятельности;
- объективными процессами интеграции образовательных областей «Безопасность жизнедеятельности» и «Экология».
В числе наиболее значимых результатов научно-исследовательской деятельности кафедры за период, начиная с 2012 года, следует отметить следующие:
- издание методических рекомендаций по проведению педагогической практики для бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности» — авторы: Э.М.Киселева, Г.А.Костецкая, Р.И.Попова, О.В.Силакова, Т.А.Спицына;
- издание методических рекомендаций по проведению практик для магистрантов, обучающихся по программам «Экологическая безопасность», «Образование в области безопасности жизнедеятельности» — авторы: Э.М.Киселева, Р.И.Попова, О.В.Силакова;
- издание УМК по дисциплине «Естественнонаучная картина мира» — авторы: В.П.Соломин, П.В.Станкевич, С.Б.Бахвалова, С.В.Королькова, Р.И.Попова, Г.И.Ткачева (2013г.). Издание удостоено диплома лауреата конкурса на лучшую научную книгу, организованного Фондом развития отечественного образования (2013г.);
- издание методических рекомендаций по проведению производственной практики студентов бакалавриата — авторы: Э.М.Киселева, Г.А.Костецкая, Р.И.Попова (2014г.);
- защита кандидатских диссертаций И.С.Елизаровой (2012г.) и Е.А.Бырыловой (2014г.). Научный руководитель – к.пед.н., доцент Р.И.Попова;
- издание учебника по ОБЖ для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций под ред. проф. С.В.Алексеева (ИЦ «Вентана-Граф», Москва); в составе авторского коллектива — С.В.Алексеев, Г.А.Костецкая (2014г.; переиздания - 2015г., 2018г., 2019г.). Учебник включен в Федеральный перечень;
- издание методического пособия для учителей "ОБЖ 10-11 класс: Методическое пособие": под ред. проф. С.В. Алексеева (ИЦ "Вентана-Граф", Москва, 2015г.); в составе авторского коллектива С.В. Алексеев, Г.А. Костецкая;
- издание методического пособия для учителей "ОБЖ 10-11 класс: Программа": под ред. проф. С.В. Алексеева (ИЦ "Вентана-Граф", Москва, 2015г.); в составе авторского коллектива С.В. Алексеев, Г.А. Костецкая;
- издание учебника для студентов вузов "Безопасность жизнедеятельности: Учебник и практикум" (2016г., переиздание - 2017г.). В составе авторского коллектива - Э.М.Киселева, Р.И.Попова;
- издание учебника для студентов вузов "Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений: Учебник и практикум" (2016г., переиздание - 2017г.); в составе авторского коллектива - Э.М. Киселева, Р.И. Попова;
- издание учебно-методического пособия "Технологии и методики обучения безопасности жизнедеятельности" - авторы Э.М.Киселева, Р.И.Попова, В.Ю.Абрамова (2017);
- издание учебно-методического пособия "Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности" - авторы Э.М.Киселева, Р.И.Попова, В.Ю.Абрамова (2017);
- издание монографии Р.И. Поповой "Теоретико-методологические основы методической подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности" (2017г.);
- разработка курса "Основы безопасноти жизнедеятельности" для образовательного интернет-портала "Российская электронная школа" - авторы: В.Ю. Абрамова, С.Б. Бахвалова, А.Е. Бойков, Э.М. Киселева, Р.И. Попова (2017г., 2018г.).
Результаты научно-исследовательской деятельности позволяют выстраивать перспективы дальнейшей творческой работы ученых кафедры. На современном этапе исследовательская работа проводится в быстро изменяющихся условиях, а потому по сути своей является инновационной. Условия такой деятельности – инновационное научно-исследовательское пространство Герценовского университета и поддержка научных начинаний кафедры руководством вуза. Гарант успешности научных изысканий — кадровое обеспечение работы кафедры. В настоящее время в состав кафедры входят 13 специалистов, из них 3 доктора наук, 9 кандидатов наук.
Круг научных интересов, существенный опыт научной и практической работы ученых кафедры позволяет эффективно развивать научно-исследовательскую работу по двум основным направлениям: методика обучения безопасности жизнедеятельности, уровни общего и профессионального образования, и методика обучения естествознанию, уровни общего и профессионального образования. В научно-исследовательскую деятельность кафедры активно включаются аспиранты и магистранты.
Сегодня у кафедры МОБЖ есть все возможности для того, чтобы быть в числе ведущих методических кафедр Герценовского университета и занять лидирующее положение среди методических кафедр вузов страны по проблемам образования в области безопасности жизнедеятельности. Какие это возможности? Это — опыт, традиции, кадры. Есть возможности, и есть уверенность именно в таком сценарии дальнейшего развития.