История кафедры
1903-1940 гг.
Кафедра зоологии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена основана в 1909 г. в Женском педагогическом институте, который был организован на базе Женских педагогических курсов 23 июня 1903 года. Первое заседание комиссии по вопросам постановки преподавания учебных дисциплин во вновь организованном институте состоялось 19 октября 1903 г. Комиссию по дисциплинам биологического цикла возглавлял зоолог, профессор В. Т. Шевяков. Членами комиссии были профессора В. В. Половцев и М. Н. Римский-Корсаков. Из дисциплин биологического цикла были приняты: анатомия с включением анатомии человека, физиология, химия, физика, естествоведение и ряд общеобразовательных предметов.
Основателем кафедры зоологии, первым ее заведующим стал один из выдающихся зоологов России, профессор Валентин Александрович Догель (впоследствии член-корреспондент АН с 1939 г.), ученик профессора Владимира Тимофеевича Шевякова. В. А. Догелю принадлежит основная заслуга в организации и руководстве кафедрой и, прежде всего, в постановке учебного процесса. Под его руководством и при непосредственном участии были разработаны программы учебных курсов лекций и лабораторных практикумов, полевых практик по зоологии.
Совместно с М. М. Берг им была создана материальная база учебного процесса с включением в нее фонда препаратов, химических реактивов, красителей, лабораторной посуды, оборудования для полевых практик. Важнейшей заслугой В. А. Догеля является также организация первоклассного зоологического музея, который был создан на базе коллекций Женских курсов Лохвицкой-Скалон, существовавших до организации Женского педагогического института.
Зоологический музей сохранился до настоящего времени, и ему по-прежнему принадлежит существенная роль в учебном процессе по всем дисциплинам зоологического цикла.
Зоологический музей кафедры и в наши дни представляет один из лучших музеев педагогических университетов и институтов, в него проводятся экскурсии для учащихся школ города и области.
В 1918 г. Педагогический институт был переименован в «Первый педагогический институт», а в 1920 г. ему присвоили имя Александра Ивановича Герцена, и он получил статус Государственного педагогического института имени А. И. Герцена.
В течение первых лет заведования кафедрой зоологии в педагогическом институте им. А. И. Герцена В. А. Догель привлекал к чтению лекций известных ученых-зоологов. Среди них — почетный член Академии Наук — профессор Н. М. Книпович (1918-1925), автор учебника «Курс общей зоологии». Профессор В. Д. Зеленский читал лекции по курсу общей биологии (до 1930 г.). Хорошо известный в истории русской школы биологов профессор И. И. Полянский читал лекции по общей биологии (1922-1930). На организованной им Павловской экскурсионной станции студенты-биологи педагогического института им. А. И.Герцена проходили летнюю полевую практику по зоологии и ботанике.
Педагогическая деятельность В. А. Догеля неразрывно связана с его научными исследованиями в области протозоологии, паразитологии, сравнительной анатомии и эволюции беспозвоночных. К научной работе он активно привлекал студентов и имел уже тогда, в 20-е годы, много своих учеников, как в педагогическом институте, так и на кафедре зоологии беспозвоночных в Ленинградском Университете.
В 1933 г. В. А. Догель перешел в Ленинградский Государственный Университет, где возглавил кафедру зоологии беспозвоночных. Кафедру зоологии педагогического института он передал своему ученику и сотруднику профессору (впоследствии член-корреспондент Академии Наук) Юрию Ивановичу Полянскому. В этот период времени коллектив кафедры состоял преимущественно из учеников В. А. Догеля: А. А. Стрелков, Ю. К. Петрушевский, Е. М. Хейсин и В. И. Полянский. Несколькими годами позже в число основных сотрудников кафедры вошли и ученики Ю. И. Полянского: В. В. Барбарин, Л. М. Соловьева, А. Ф. Орлова, Е. Н. Фролова.
В течение 30-х годов учебная и научная деятельность кафедры зоологии развивалась весьма интенсивно. В учебный план были введены новые предметы: генетика, эмбриология, зоогеография, спецкурсы зоологического профиля. При кафедре была открыта аспирантура (1932 г.)., к научной работе активно привлекались студенты.
Под руководством А. А. Стрелкова начал свою работу зоологический кружок, на базе которого студенты могли выполнять научные исследования, выступали с докладами, занимались в лабораториях кафедры, осваивали программу большого практикума по зоологии. В 1932 г. при кафедре была открыта аспирантура и началась подготовка молодых специалистов — будущих преподавателей высших учебных заведений.
В 1937 г. начала функционировать биологическая станция в поселке Вырица Ленинградской области, и полевая практика по зоологии, генетике, ботанике и другим предметам биологического цикла вошла в качестве важного звена в подготовку учителя биологии.
Коллектив кафедры создает ряд методических пособий для студентов и учителей биологии. При авторстве и под редакцией Ю. И. Полянского были изданы: «Биологический эксперимент в школе» (1935 г.), «Практические занятия по биологии» (1935,1937), авторы — Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков; создано руководство «Большой практикум по зоологии беспозвоночных», авторы которого А. В. Иванов, Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков. Это уникальное по своему содержанию и значению для учебного процесса руководство получило широкое распространение в университетах и педагогических институтах. Книга выдержала 3 издания: 1-е-в 1941 г., 2-е в 1958 г. 3-е издание включило 3 тома (части), из которых первый том опубликован в 1981 г., второй — с участием А. С Мончадского в качестве четвертого автора, опубликован в 1983 г., а третий том выпущен в 1985 г.
В 1939 г. начинается выпуск серии «Ученые записки» кафедры зоологии. Преподаватели и аспиранты кафедры публикуют в этом печатном издании свои труды. До 1947 г. опубликовано 4 тома «Ученых записок».
1940-1945 гг.
Как только началась Отечественная война в 1941 г. Ю. И. Полянский и Е. М. Хейсин ушли в ряды действующей армии. Заведование кафедрой принял профессор А. А. Стрелков, и с 1941 по 1946 гг. он руководил деятельностью кафедры зоологии. Вместе с рядом сотрудников кафедры и факультета А. А. Стрелков и его семья были эвакуированы на Северный Кавказ, а затем на Урал, в гор. Кыштым. В весьма трудных условиях, благодаря самоотверженной деятельности А. А. Стрелкова и находившихся вместе с ним сотрудников кафедры, была организована учебная база, на которой проводились занятия со студентами в течение 6 лет эвакуации. А. А. Стрелков сумел сохранить и основные кадры кафедры.
После эвакуации кафедры в 1941 г. большая часть ее имущества осталась в Ленинграде, остался и зоологический музей. В течение всего периода военных действий, в период блокады Ленинграда, на кафедре работали оставшиеся в городе сотрудники: К. С. Ильина, Н. В. Яковлева, М. Б. Гожева, А. В. Барбарина. В тяжелых условиях блокады города, постоянного артиллерийского обстрела, они самоотверженно трудились, принимая все меры, благодаря которым оставшееся в помещениях кафедры ценное имущество и зоологический музей были сохранены.
Из эвакуации коллектив сотрудников кафедры возвратился в Ленинград в 1945 г., и в 1946 г. к руководству кафедрой зоологии вновь приходит Ю. И. Полянский после окончания службы в армии. После 5-летнего перерыва кафедра восстанавливает в полной мере учебный процесс и продолжает научные исследования, включая в них ряд новых тем и направлений. Следует отметить, что тематика научных исследований, начатая в 1933 г. и продолжавшаяся до 1948 г., развивалась в едином направлении с использованием разнообразных экспериментальных подходов. Основное внимание было направлено на глубокое изучение морфологии, физиологии и жизненных циклов свободноживущих протистов и эндобионтов.
Именно в это время был выполнен целый ряд фундаментальных исследований разных систематических групп протистов. А. А. Стрелкову принадлежит большая серия первоклассных исследований инфузорий — облигатных эндобионтов рубца жвачных парнокопытных животных и многочисленного комплекса видов инфузорий их кишечника непарнокопытных млекопитающих. В ряде статей и в своей монографии — «Паразитические инфузории из кишечника непарнокопытных семейства Equidae» (Учен. зап. Инст. им. А. И. Герцена, Mb 17,1939) А. А. Стрелков впервые приводит подробное описание системы, морфологии, особенностей экологии, жизненных циклов, путей происхождения и эволюции этой специфической и многочисленной группы инфузорий.
В серии экспериментальных исследований Ю. И. Полянского, А. А. Стрелкова, С. Г. Киль впервые была показана пластичность и широкий спектр морфологической изменчивости инфузорий рубца жвачных животных под воздействием факторов внешней среды (1939-1941). Эти работы, выполненные в области экологической паразитологии, имеют общебиологическое значение и в наши дни.
Послевоенные годы
Исследования А. Ф. Орловой, часть которых выполнена в соавторстве с Ю. И. Полянским, раскрыли закономерности адаптации инфузорий (парамеций) к изменениям температурных условий и соленостного фактора внешней среды. В этих работах получены убедительные доказательства феномена длительных модификаций, формирующихся у инфузорий под влиянием изменения среды обитания. Исследования актуальны и сохранили свое высокое значение до настоящего времени. В частности, феномен длительных модификаций был получен и подтвержден в экспериментальной работе аспиранта кафедры Толмашовой Г. Т., объектом изучения которой были Euglena gracilis и Astasia longa при культивировании, этих двух видов эвгленид в средах с повышенным содержанием кальция (1990).
Изучением биологии и жизненного цикла кокцидий кролика занимался на кпфедре в течение ряда лет профессор Е. М. Хейсин. Он внес много новых данных в жизненный цикл кокцидий и впервые дал полное описание всех его стадий в своей монографии «Кокцидий кишечника кролика» (1947). Занимаясь совершенствованием учебного процесса по зоологии и участвуя в проведении полевой практики студентов на Агробиостанции в пос. Вырица, Е. М. Хейсин написал «Краткий определитель пресноводной фауны» (1951). Этот определитель уже в течение 50 лет и до сегодняшнего дня служит незаменимым пособием при изучении водной фауны на полевой практике студентов по учебной программе курса зоологии беспозвоночных.
В течение ряда лет (1939-1948) на кафедре изучалась проблема энергетического обмена на разных этапах жизненного цикла инфузорий (В. В. Барбарин, Л. М. Соловьева, Т. А. Маркова, Н. А. Помряскинская). Было показано, что интенсивность энергетического обмена служит одним из важнейших критериев физиологического состояния одноклеточных организмов и, соответственно, выживания их в меняющихся условиях среды обитания. Развивались на кафедре и исследования по зоологии позвоночных, включавшие главным образом ихтиологическую тематику и аспекты зоогеографии (Ю. К. Петрушевский, А. В. Гриб).
Трагические последствия для кафедры имели итоги сессии ВАСХНИЛ, которая проходила в августе 1948 г. Коллективу преподавателей кафедры во главе с Ю. И. Полянским было предъявлено обвинение в причастности к менделизму-морганизму (направлению в генетике, которое в то время было признано враждебным). Профессора Ю. И. Полянский, А. А. Стрелков и Е. М. Хейсин, а также несколько основных преподавателей были вынуждены прекратить работу на кафедре, деятельность которой в течение последующих 2-х лет была полностью нарушена. После этих негативных событий Ю. И. Полянский на кафедру не вернулся. Не вернулись и профессора А. А. Стрелков и Е. М. Хейсин.
Однако на протяжении многих последующих лет Ю. И. Полянский поддерживал контакты с коллективом кафедры. Тесное содружество с кафедрой зоологии и кафедрой методики преподавания биологии и экологии нашло свое отражение при подготовке к изданию учебника «Общая биология» для старших классов средней школы. В коллектив авторов учебника, созданный Ю. И. Полянским, вошли: В. М. Корсунская, Н. М. Верзилин, Л. Н. Жинкин, К. М. Суханова, а также профессора А. Д. Браун (Инст. цитологии РАН) и А. С. Данилевский (ГУ). Этот учебник выдержал около 30 изданий.
1950-1970 гг.
С 1950 г. и в течение 10 последующих лет кафедру возглавлял профессор Сергей Владимирович Герд. По своей научной специализации он был гидробиологом, имел многолетний опыт педагогической деятельности и известен как методист в области зоологии, как прекрасный педагог и руководитель.
Работая на кафедре зоологии, С. В. Герд продолжал начатые им ранее исследования озер Карелии, целью которых было изучение влияния гумификации на биологическую продуктивность водоемов. Результаты многолетних исследований он изложил в своей монографии «Биоценоз бентоса больших озер Карелии» (1952). К исследованиям озер Карелии, а также ряда водоемов Ленинградской области, он широко привлекал аспирантов и студентов. Большинство этих исследований было опубликовано в печати (Е. В. Семенова, Т. В. Щербина).
Под руководством С. В. Герда интенсивно совершенствовалась и развивалась учебная деятельность кафедры. Разрабатывались новые методики преподавания курсов зоологии, полевых практик, большое внимание уделялось работе со студентами заочного отделения. Для студентов-заочников были обновлены учебные программы по курсам кафедры и написаны методические пособия: «Методические указания к программе и контрольные работы по зоологии беспозвоночных» — К. М. Суханова (1956 г.). Ряд методических пособий для учителей школ написал С. В. Герд: «Аквариум в школе» (1953 г.), «Террариум в школе» (1956 г.). Создан также целый ряд пособий для курсов зоологии, особенно для полевых практик: Т. Н. Михина, Е. Н. Фролова, Т. В. Щербина — «Практикум по зоологии беспозвоночных» (1962 и 1975); Е. Н. Фролова, Е. Ф. Керер, Т. В. Щербина — «Полевая практика по зоологии беспозвоночных» (1970 г.). Доцент А. Ф. Орлова (1957) опубликовала руководство для работы студентов заочного отделения над курсовыми проектами по зоологии.
При активном участии С. В. Герда на кафедре начала развиваться орнитологическая тематика, которой руководили доценты: И. В. Покровская, И. В. Прокофьева, П. Н. Митрофанов, Н. С. Серпокрыл. Тематика оказалась весьма перспективной, в ней приняли участие многие студенты. Орнитологические исследования продолжаются и сейчас, особенно в период полевых практик по зоологии позвоночных. С. В. Герд уделял много внимания работам студентов в заповедниках, на биостанциях, на длительных экскурсиях в природу. В 1951 — 1957 гг. в экспедициях участвовало более 80 студентов.
С. В. Герд много работал с учителями школ, проводил для них консультации, занимался с учащимися школ на Агробиостанции в Вырице, в зоологическом музее кафедры, много работал со студентами и аспирантами. Он был строгим и требовательным преподавателем, воспитателем молодого поколения и, вместе с тем, очень доброжелательным человеком, с глубоким уважением относился к людям, ко всем, кто вместе с ним работал. Под его руководством с 1953 по 1957 годы опубликовано три тома «Ученых записок» кафедры, защитили диссертации 9 аспирантов. Среди них — ученики С. В. Герда и проф. Л. Н. Жинкина, который в эти годы работал на кафедре зоологии. Научная тематика Л. Н. Жинкина — это область экспериментальной эмбриологии, в которой вместе с ним работали доцент 3. Ф. Исаченко, доц. Е. А. Валыптрем и аспиранты: А. А. Монич, Т. В. Михальченко. Дальнейшего развития на кафедре эти исследования не получили. Однако близкие к данной тематике исследования успешно проводила доцент А. Ф. Орлова. В течение нескольких лет она изучала влияние факторов внешней среды на развитие гонад малого суслика. А. Ф. Орлова с участием студентов проводила эти исследования в контакте с профессором И. Я. Поляковым, зав. лабораторией прогноза размножения грызунов ВИЗР.
В 1957 г. произошло объединение педагогического института им. А. И. Герцена с Ленинградским педагогическим институтом, и, соответственно, произошло объединение факультетов и кафедр. В состав кафедры зоологии полностью вошла аналогичная кафедра этого института, располагавшаяся в здании на Малой Посадской улице. Коллектив преподавателей этой кафедры состоял из 5 человек, и возглавлял ее профессор В. В. Петров. После объединения состав кафедры был увеличен до 22 человек: 3 профессора, 6 доцентов, 5 ассистентов и 8 лаборантов, а также 10 аспирантов; значительно увеличилось и число студентов. Увеличился объем учебной работы: по дисциплинам зоологического цикла и цикла эволюционного учения проводятся занятия в 70 группах студентов, и в 46 группах студентов проводится полевая практика по зоологии на территории двух биостанций — в Вырице и в Железо. Все виды занятий по дисциплинам биологического профиля проводятся на факультетах естествознания, географии и физического воспитания.
В период с 1961 по 1965 год (после смерти С. В. Герда) руководителем кафедры зоологии стал профессор В. В. Петров. Эти годы характеризуются продолжением уже существующих направлений учебной и научной работы, но несколько расширилась ихтиологическая тематика исследований, поскольку В. В. Петров был ихтиологом по своему научному направлению и интересам.
С 1965 по 1967 год кафедру зоологии возглавляет профессор Ф. Д. Мордухай-Болтовской, гидробиолог по своей биологической специализации. В этот же период времени на кафедру возвращается профессор В. В. Барбарин, ученик Ю. И. Полянского и в 1967 г. становится заведующим кафедрой. В это время в педагогическом институте им. А. И. Герцена был основан факультет повышения квалификации (ФПК) преподавателей разных специальностей и, в том числе, преподавателей биологии. В. В. Барбарин стал деканом этого факультета.
После длительного перерыва (с 1948 по 1967 г.) на кафедре возобновляется учебный курс генетики, и в коллектив кафедры приходят молодые специалисты-генетики: П. Я. Шварцман, Л. В. Бондаренко, В. М. Кузнецов, Т. Б. Ромашкина и, несколько позже Н. В. Решетова. На кафедре организуются 3 цикла слушателей ФПК, которые специализируются по зоологии (руководитель К. М. Суханова), эволюционному учению (руководитель 3. Ф. Исаченко) и генетике. Доцент, впоследствии профессор П. Я. Шварцман выполнил большую работу по восстановлению курса генетики для студентов и стал руководителем группы слушателей ФПК, проходивших специализацию по генетике. Активно, под руководством П. Я. Шварцмана, начали развиваться и научные исследования по генетике, в основу которых была положена проблема химического мутагенеза. К исследовательской работе по данной проблеме активно привлекались студенты, выполнявшие курсовые и дипломные работы.
В. В. Барбарин включил в научную работу кафедры исследование энергетического обмена в процессе травматической регенерации двухслойных (гидра) и низших трехслойных животных (ресничные черви планарии). Эта проблема имеет важное значение в выяснении путей возникновения и эволюции бесполого размножения у беспозвоночных. Под руководством В. В. Барбарина работали аспиранты: Г. Н. Михеева, Л. М. Ортобаева, Е. Ф. Керер, Н. С. Новикова. Двое из них, Л. М. Ортобаева и Е. Ф. Керер успешно защитили кандидатские диссертации. Однако это направление исследований не получило дальнейшего развития на кафедре.
1970-1990 гг.
В начале 70-х годов значительно расширилась аспирантура при кафедре зоологии, и к руководству аспирантами были привлечены доценты И. В. Покровская, И. В. Прокофьева, Е. А. Валыптрем, П. Я. Шварцман.
Как и во все предыдущие годы на кафедре продолжалась методическая работа по созданию необходимых учебных пособий по предметам кафедры для студентов, особенно для студентов-заочников.
В 1975 г. профессор В. В. Барбарин был серьезно болен и далее не смог продолжать заведование кафедрой.
В 1976 г. на должность заведующей кафедрой зоологии была избрана профессор К. М. Суханова. В это время значительно расширился учебный курс генетики, который студенты изучали не только на факультете биологии, но и на ряде других факультетов (П. Я. Шварцман). Был расширен и модернизирован курс эволюционного учения (3. Ф. Исаченко), введен новый для кафедры курс цитологии (К. М. Суханова). Увеличилось число слушателей и групп ФПК, произошло их распределение по основным предметам кафедры: зоология (И. В. Покровская, Н. С. Серпокрыл), генетика (П. Я. Шварцман), цитология (К. М. Суханова), эволюционное учение (3. Ф. Исаченко), были составлены новые учебные программы по предметам каждой группы.
В связи с введением в учебный процесс предмета цитология (биология клетки) написан учебник «Цитология» (авторы: А. С. Трошин (ред.), А. Д. Браун, Ю. Б. Бахтин, Л. Н. Жинкин, К. М. Суханова) специально для студентов педагогических институтов (1970; 1978).
В 1976 г. по распоряжению декана факультета вводится сезонная полевая практика по зоологии беспозвоночных в Вырице. Для этой практики в природе, очень нужной и важной в подготовке учителя-биолога, были составлены новые программы, и практика проходила очень успешно. Традиционно, в соответствии с учебным планом, проводится сезонная полевая практика по курсу зоологии позвоночных (Д. В. Романов, Е. М. Замосковский) и летняя полевая практика по этому предмету (Н. С. Серпокрыл, Д. В. Романов, Е. М. Замосковский, И. В. Покровская).
При активном участии П. Я. Шварцмана в учебный процесс введена полевая практика по курсу генетики, которая проходит на Агробиостан-ции в Вырице. Написана оригинальная программа полевой практики для студентов IV курса факультета биологии (П. Я. Шварцман, Л. В. Бондаренко, Т. Б. Ромашкина).
В течение ряда лет (70-е, 80-е годы) по кафедре зоологии проходил учебный курс «Основы сельского хозяйства», существенную часть которого составлял раздел животноводства, и потому на Агробиостанции в Вырице содержалась коллекция гусей, уток, кур и кроликов. В коллекции были хорошо подобраны группы каждой породы с/х птиц и кроликов (доценты И. Л. Скворцова, К. К. Каримов). Студенты, проходившие практику по программе курса основ сельского хозяйства, изучали породы домашних птиц и кроликов, правила ухода за ними, правила кормления и подбора необходимых кормов, знакомились с особенностями их биологии. Нельзя не отметить творческую деятельность доцента И. Л. Скворцовой, которая опубликовала ряд научных статей об особенностях ценных пород кроликов для Северо-Запада России. И. Л. Скворцова ежегодно принимала участие во Всесоюзных выставках по сельскому хозяйству и получила ряд дипломов за улучшение ценных пород кроликов. Однако в конце 80-х годов коллекция с/х птиц и кроликов прекратила свое существование, и практика студентов по курсу основ сельского хозяйства была прекращена.
В 80-е годы учебная деятельность и научная работа кафедры получили четко выраженную экологическую направленность. Возобновлены исследования эндобионтов пищеварительного тракта копытных. О. А. Корнилова изучает фауну энтодиниоморфных и других групп инфузорий, обитающих в рубце и сетке (желудке) парнокопытных и в кишечнике непарнокопытных (1987; 1991). Впервые изучена фауна эндобионтов кулана, продолжено изучение инфузорий из желудка сайги (1997), овцебыка, верблюда, из кишечника зебры и осла. Составлен и опубликован определитель инфузорий, обитающих в кишечнике лошадиных (Корнилова, 1995). Многочисленная группа инфузорий — эндобионтов травоядных имеет важное значение в биологии как один из редких примеров сопряженной эволюции эндобионта и хозяина.
Интенсивно развивается орнитологическая тематика, изучается биология воробьиных птиц, главным образом в период гнездования, ведутся работы по этологии (И. В. Покровская, Н. С. Серпокрыл). В течение ряда последних лет изучаются адаптации птиц к обитанию в экстремальных условиях пустыни (острова и прибрежные зоны Аральского моря). Автор исследований Д. О. Елисеев.
Новым направлением исследовательских работ по орнитологии в период полевой практики следует назвать запись голосов птиц в весенний и летний периоды. Автор этих работ — доцент П. Н.Митрофанов. Занимаясь изучением голосов птиц в течение нескольких лет, он внедрил этот интересный и важный материал в учебный процесс. Кроме того, свой оригинальный материал, включивший целый ряд новых записей, П. Н. Митрофанов представил в фонотеку РАН.
В течение 80-х годов вновь начали развиваться и продолжаются до настоящего времени исследования фауны перепончатокрылых насекомых (пчелы, шмели, осы). Доцент П. С. Горбунов в годы обучения в аспирантуре и последующего времени работы на кафедре организовал пчелиную и шмелиную пасеки на территории Агробиостанции в Вырице. Пасеке принадлежит существенная роль в полевой практике студентов, в познании биологии местной породы пчел. Она была необходима и для выполнения курсовых и дипломных работ студентов и кандидатской диссертации П. С. Горбунова.
Продолжается изучение фауны и биологии трематод — паразитов рыб и моллюсков реки Оредеж и Вырицкого водохранилища (М. А. Гвоздев). Эти исследования тесно связаны с учебным процессом, особенно в период летней полевой практики студентов.
Еще одно научное направление возникает на кафедре в 1984 г. Оно включает изучение адаптивных морфогенезов в жизненных циклах пресноводных и морских губок (доцент Л. В. Иванова). Это направление продолжает развиваться и в настоящее время, в нем принимает участие много студентов, написана серия курсовых и дипломных работ, написан целый ряд статей в научные журналы, включая и зарубежные публикации.
Изучение протистов, традиционно проводящееся на кафедре, в 80-е годы было посвящено выяснению значения этих одноклеточных организмов в биологической очистке сточных вод города. Исследования проведены совместно с сотрудниками одной из станций аэрации в Ст. Петергофе (Н. Н. Банина, О. М. Бараусова, К. Ф. Гейспиц, К. М. Суханова), и показана та огромная роль, которая принадлежит гетеротрофным протистам (амебы, жгутиконосцы, инфузории) и бактериям в биологической очистке сточных вод в аэротенках. По итогам исследований издана книга «Фауна аэротенков», 1984, Изд. РАН, ред. Л. А. Кутикова.
В области генетики интенсивно, с участием многих студентов, изучается проблема химического мутагенеза (профессор П. Я. Шварцман, ст. преп. Т. Б. Ромашкина, Н. В. Решетова). В помощь студентам на полевой практике написана книга — «Полевая практика по генетике с основами селекции» (П. Я. Шварцман, 1986. М., «Просвещение»).
1990-н.в.
В 1993 г. произошла смена руководства кафедрой, и заведующим кафедрой зоологии стал доцент М. А. Гвоздев. В это время, именно в начале 90-х годов XX в. учебный процесс кафедры и факультета в целом претерпевает изменения в связи с организацией Института Естествознания. В учебном плане появляются новые дисциплины, входящие в систему подготовки бакалавров и магистров. Преподаватели кафедры работают над созданием программ новых учебных курсов, над организацией нового учебного процесса. Созданы учебные пособия для студентов заочного отделения факультета биологии: «Методические рекомендации по зоологии беспозвоночных» (Т. А. Иудина); «Методические указания и задания по курсу »Эволюционное учение» (П. С. Горбунов, 2000). Разработаны программы лекций по учебным предметам «История биологии» и «Общая биология» (К. М. Суханова) для студентов I и II курсов Института Естествознания. Периодически обновляются программы по всем учебным курсам кафедры (М. А. Гвоздев, П.С. Горбунов и др.).
Научные исследования преподавателей и аспирантов кафедры развиваются по всем упомянутым выше направлениям. Расширены паразито-логические исследования, которые возглавляет М. А. Гвоздев, продолжая серию работ по изучению трематод водоемов Ленинградской области. В этом же направлении ведут исследования аспирантка кафедры А. Аванесян и доцент Г. Л. Атаев, недавно защитивший докторскую диссертацию на тему «Развитие партенид трематод», и исследования трематод продолжаются.
Новые проблемы также ставятся и решаются, в изучении жизненных циклов свободноживущих протистов — раковинных амеб почвы леса (К. М. Суханова, Т. А. Иудина): впервые изучен полный жизненный цикл тестацей рода коритион, и продолжается изучение биологии рода тринема. У одного из видов рода коритион впервые обнаружен половой процесс в форме изогамной копуляции, доказано наличие мейоза, изучена экология этой природной группы протистов, весьма существенно влияющих на состояние почвенной биоты леса (Т.А. Иудина).