Продолжаем знакомить вас с нашими талантами. Знакомьтесь, очаровательная Мария Копосова.
Расскажи о себе и том, что для тебя значит обучение в нашем ВУЗе.
Меня зовут Мария Копосова, я учусь в РГПУ им. А. И. Герцена на филологическом факультете. В следующем учебном году буду на четвертом курсе бакалавриата. В моей семье есть несколько педагогов, поэтому я испытываю особый трепет, обучаясь в педагогическом ВУЗе. С другой стороны, уже сформировавшийся трехлетний опыт поможет мне в дальнейшем, даже если мой путь не будет связан с обучением и воспитанием другого человека.
Помогли ли тебе полученные в университете знания при работе с детьми? Если да, то как?
Да, конечно. Удивительно, что в процессе педагогической практики всплывает не целостная система знаний, которые мы получали на занятиях, а точечные, отрывочные моменты. Фразы, сказанные преподавателе невзначай, становятся значительными и невероятно точными.
Я вышла к детям впервые во время экспедиции в Финляндию, урок был в офлайн-формате. Не имея представления о том, как работать с целым классом иностранных детей, я растерялась. Тогда мне сказали то, о чем многие забывают, когда переходят к педагогической практике: «Мы не можем оставлять ученика одного». Имелась в виду ситуация, когда учитель дает задание и говорит: «Делайте, а потом покажете, что получилось», а сам садится за стол и занимается своими делами.
Именно в условиях онлайн-обучения этот совет кажется особенно необходимым.
Какое, по-твоему, главное отличие обычного лагеря от его онлайн-версии?
Не думаю, что их вообще стоит сравнивать… Но если все же говорить об этом, то самое заметное различие состоит в том, что нет ощущения присутствия. Если в офлайн-формате ситуация «дети выполняют задание, учитель сидит и ждет» еще как-то работает, то в режиме дистанционного обучения эта тактика невозможна. В обычном лагере мы видим огромное количество невербальных знаков (вроде кивка головы, поворота тела, походки и др.), которые помогают взаимодействовать с ребенком. Именно поэтому в онлайн-лагере мы посвящаем достаточное время разговорам, реакциям, общению друг с другом.
Вожатый уделяет больше времени каждому ребенку еще и благодаря тому, что часть мастер-классов он проводит сам. Таким образом, связь вожатый-ребенок становится крепче. И количество мастер-классов впечатляет. Например, в онлайн-формате стали более доступными занятия, связанные с компьютерной сферой.
Некоторым детям удобнее и привычнее работать за компьютером, поэтому онлайн-лагерь для них комфортнее. На наших сменах уже были начинающие программисты, разработчики игр и создатели мультфильмов…
Кроме того, есть и дети, которым сложно сразу идти на сближение, поэтому в начале смены они либо сидят с выключенными камерами, либо стараются не участвовать в беседе. Но именно в онлайн-лагере такие дети раскрываются, и уже в конце смены мы видим активных и талантливых ребят, которые не боятся показывать себя.
Онлайн-формат позволяет расширять круг общения как ребят, так и вожатых. В МегаГерц неоднократно приходили различные гости-специалисты из разных областей. Возможность получить опыт от человека, который, возможно, находится на другом конце страны, — очевидный плюс онлайн-лагеря.
В онлайн-лагере дается больше свободы в плане выполнения режима, и дети могут предупредить, что они уйдут гулять или поедут с родителями куда-нибудь.
Какой проведенный тобой мастер-класс запомнился больше всего? Почему?
На второй смене я проводила мастер-класс по сценической речи. Он понравился как детям, так и вожатым, которые в нем поучаствовали. Скорее всего именно благодаря максимальной отдаче участников мне и запомнился этот мастер-класс. К тому же, когда разбираешься в чем-то и можешь вполне естественно, а не заученно об этом рассказать, именно тогда занятие приносит радость.
Вожатые-напарники вспоминают мастер-класс по приготовлению мороженого из бананов, так как там я использовала две камеры, и это был мой первый опыт проведения подобных мероприятий.
Как думаешь, какими качествами должен обладать вожатый?
Вожатый должен быть терпеливым, так как приходится сталкиваться с разными ситуациями. Необходимое качество – готовность действовать, придумывать и создавать. О таких качествах, как ответственность, пунктуальность, чуткость и целеустремленность, я думаю, не нужно и говорить. Важно понимать, что перед нами дети, а не студенты ВУЗов или работники какой-нибудь компании. Хотя именно дети порой выдают такое, что не от всякого взрослого ожидаешь.
Как человек, который уже получил некий опыт, дай совет новичкам: что нужно делать, чтобы дети не шалили?
Безусловно, совсем без шалостей не обойтись.
Мне в этом плане повезло, наверное, потому что прям шалунов у меня в отрядах не было. Тут важно понимать, что каждый случай индивидуален и универсального средства нет. Нам помогали смена активности или уход на маленький перерыв. Иногда хватает и обычного «ребята, успокойтесь».
Что для тебя значит быть вожатым?
Учитель сопровождает ребенка на коротком отрезке времени. Время, отведенное вожатому, еще меньше. Во время моих поездок в лагерь, вожатый был для меня другом и помощником, старшим товарищем, с которым можно посоветоваться, поделиться чем-то своим. И конечно же, это проводник по лагерной жизни, тот маяк, который указывает отряду дорогу.
Я стараюсь быть таким вожатым, и неважно: пять дней длится смена или меньше. В нашем лагере мы пытаемся каждый день показывать что-то новое, удивлять ребят, открывать неизвестное. Я думаю, именно это важно.