ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийДеятельностьКонференцииОбщественно-педагогического форума «Просвещение в России: традиции и вызовы нового времени» Предварительная публикация, материалы к обсуждениюГоризонтов Леонид Ефремович — Текст как пропуск в профессию. Об одном из приоритетов гуманитарного образования.

 Горизонтов Леонид Ефремович

Профессор общеуниверситетской кафедры

всеобщей и отечественной истории 

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

 

 

Текст как пропуск в профессию.

Об одном из приоритетов гуманитарного образования

 

Миссия гуманитарного образования состоит, в частности, в том, чтобы научить понимать тексты, написанные другими, и, главное, создавать свои собственные, понятные другим тексты. Без этого трудно представить прогресс науки и культуры. Культура письменной речи и культура мышления неразрывно между собою связаны: каждый пишет так, как мыслит. Современный человек, лишенный способности полноценно излагать мысли в письменном виде, ущербен в плане своей культурной и национальной идентичности. Иными словами, без этого не сформировать культурного, креативного и социально активного человека.

Увы, названная компетенция все более становится раритетной в молодежной среде (от старшеклассников до молодых специалистов). Ситуацию усугубляет Интернет, искушающий плагиатом и пренебрежительным отношением к языковым нормам. Проблема, несомненно, должна попасть в центр внимания всех ответственных за гуманитарное образование и решаться системно.

Во-первых, умение создавать тексты формируют все гуманитарные дисциплины. Особенно велика роль словесности, задающей образцы литературного языка. Весь гуманитарный цикл должен быть нацелен на конечный результат.

Во-вторых, требуется продуманная преемственность различных образовательных ступеней. Университет ответственен за навыки академического письма, способность соблюдать заданные объемы, повышение авторской добросовестности. Однако для этого нужна исходная база — умение абитуриента свободно выражать свои мысли в виде логически структурированного, стилистически приемлемого и грамотного текста.

В-третьих, в вузах необходимо коренным образом изменить отношение к творческой работе студентов, которая теряется в рутине учебного процесса, ориентированного преимущественно на воспроизведение полученной информации. Приходится признать, что значительная часть сегодняшних выпускников вузов не умеет излагать свои мысли в письменной форме. Идя в науку, они становятся тяжелой обузой для руководителей аспирантов и редакторов изданий. Если же такие специалисты посвящают себя преподаванию, последствия еще более плачевны. Однако и во многих других сферах успешная деятельность без способности создавать тексты проблематична. Способность эта является не только пропуском в профессию, но и подлинной путевкой в жизнь.

В-четвертых, нередко берутся учить академическому письму люди, не имеющие серьезного опыта исследовательской работы. С другой стороны, добросовестный и квалифицированный университетский преподаватель рискует превратиться в литературного редактора и корректора. Без кропотливой работы с текстами учеников никак нельзя: важно показать на практике, к какому результату следует стремиться. Однако такая работа становится контрпродуктивной, если порождает иждивенчество и вводит в заблуждение по поводу готовности выпускников вузов и даже соискателей ученых степеней к самостоятельной профессиональной деятельности.

 

Последнее изменение: 9 апреля 2013 г. в 13:02:15
Автор:
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором