Горизонтов Леонид Ефремович
Профессор общеуниверситетской кафедры
всеобщей и отечественной истории
Национального исследовательского университета
«Высшая школа экономики»
Текст как пропуск в профессию.
Об одном из приоритетов гуманитарного образования
Миссия гуманитарного образования состоит, в частности, в том, чтобы научить понимать тексты, написанные другими, и, главное, создавать свои собственные, понятные другим тексты. Без этого трудно представить прогресс науки и культуры. Культура письменной речи и культура мышления неразрывно между собою связаны: каждый пишет так, как мыслит. Современный человек, лишенный способности полноценно излагать мысли в письменном виде, ущербен в плане своей культурной и национальной идентичности. Иными словами, без этого не сформировать культурного, креативного и социально активного человека.
Увы, названная компетенция все более становится раритетной в молодежной среде (от старшеклассников до молодых специалистов). Ситуацию усугубляет Интернет, искушающий плагиатом и пренебрежительным отношением к языковым нормам. Проблема, несомненно, должна попасть в центр внимания всех ответственных за гуманитарное образование и решаться системно.
Во-первых, умение создавать тексты формируют все гуманитарные дисциплины. Особенно велика роль словесности, задающей образцы литературного языка. Весь гуманитарный цикл должен быть нацелен на конечный результат.
Во-вторых, требуется продуманная преемственность различных образовательных ступеней. Университет ответственен за навыки академического письма, способность соблюдать заданные объемы, повышение авторской добросовестности. Однако для этого нужна исходная база — умение абитуриента свободно выражать свои мысли в виде логически структурированного, стилистически приемлемого и грамотного текста.
В-третьих, в вузах необходимо коренным образом изменить отношение к творческой работе студентов, которая теряется в рутине учебного процесса, ориентированного преимущественно на воспроизведение полученной информации. Приходится признать, что значительная часть сегодняшних выпускников вузов не умеет излагать свои мысли в письменной форме. Идя в науку, они становятся тяжелой обузой для руководителей аспирантов и редакторов изданий. Если же такие специалисты посвящают себя преподаванию, последствия еще более плачевны. Однако и во многих других сферах успешная деятельность без способности создавать тексты проблематична. Способность эта является не только пропуском в профессию, но и подлинной путевкой в жизнь.
В-четвертых, нередко берутся учить академическому письму люди, не имеющие серьезного опыта исследовательской работы. С другой стороны, добросовестный и квалифицированный университетский преподаватель рискует превратиться в литературного редактора и корректора. Без кропотливой работы с текстами учеников никак нельзя: важно показать на практике, к какому результату следует стремиться. Однако такая работа становится контрпродуктивной, если порождает иждивенчество и вводит в заблуждение по поводу готовности выпускников вузов и даже соискателей ученых степеней к самостоятельной профессиональной деятельности.