Игорь Альбертович Карачевцев,
Заслуженный учитель России,
лауреат премии Президента РФ в области образования,
абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-2003»,
директор гимназии №166 Санкт-Петербурга,
учитель истории и обществознания.
Петербургский учитель на перекрёстках культур: смена вех.
(Доклад прозвучал на пленарном заседании: «Образование и культура» в рамках открытия IV Петербургского образовательного форума 27 марта 2013 года в Президентской библиотеке имени Б. Н. Ельцина)
Каждое утро я выхожу на перекрёсток двух дорог. Перейдя одну, можно прийти в храм. Пересекая другую улицу, попадаешь в торгово-развлекательный комплекс. Я же иду-еду третьей дорогой, дорогой в школу! Но при этом, меня постоянно мучает вопрос: кем я должен быть в школе: духовным наставником молодёжи, эффективным менеджером или продавцом образовательных услуг? А может быть, наше время позволяет эти роли сочетать в одной профессии? Возникает парадоксальная мысль, что сочетание это нереально, но … возможно.
В моих профессиональных мечтаниях теплится ощущение, что я являюсь продолжателем великих гуманистических традиций педагогов прошлого, а в реальной деятельности ежедневно оказываю услуги в сфере образования, где клиент всегда прав. А каким я нужен своим ученикам, их родителям, государству и обществу? Много колючих вопросов возникает по дороге к школе…
«Счастье – это, когда тебя понимают», — писал девятиклассник в старом фильме. Понимают ли нас, учителей, наши учащиеся сегодня? Мне кажется, не всегда или очень часто, ведь мы на нашем профессиональном пути ориентируемся на классические вехи культуры прошлого, а они, наши ученики, рвутся к новым культурным вехам в стиле hi-tech и hip-hop .
Часть учительства не выдерживает этого отчуждения, отсутствия культурной близости с учениками и уходят из профессии. Другие замыкаются в своём учебном кабинете, в своём учебном предмете, не принимают инновационные перемены в образовании и культуре и упорно «сеют разумное, доброе, вечное, … а вырастает белена с чертополохом». Третьи включаются в инновационные проекты: ищут, порой ошибаются, но не останавливаются на перекрёстках трудных дорог.
Согласитесь, что современная цивилизация находится в кризисе. Материальный прогресс подчиняет себе духовную жизнь общества. Культура, на мой взгляд, теряет своё глубокоё предназначение – способствовать духовно-нравственному возвышению человека и человечества.
Что же делать? Задаю я себе и Вам вечный больной вопрос. Как писали русские философы и публицисты 20-х годов прошлого века: нужна смена вех!
Рискну определить некоторые вехи, опираясь на профессиональные размышления и опыт директора петербургской гимназии, учителя истории и обществознания.
Первое. Надо формировать в общественном сознании мысль, что образование является непреходящей ценностью, обладание которым помогает понять мир культуры и самого себя в этом мире. А для этого, я думаю, надо пересмотреть многие образовательные программы и школьные учебники так, чтобы они отвечали учащимся не только на вопросы «Что? Где? Когда?», а в большей степени «Зачем? Почему? В чём смысл?» Если вместе искать ответы на эти вопросы каждый день, каждый урок, то школа может и должна стать центром диалога культур, а не борьбы культур.
Второе. Надо согласиться, что в новых условиях меняется роль учителя в обществе. В прошлом веке российское учительство воспринималась как часть отечественной интеллигенции. Но, мне кажется, что наша жизнь заставила многих отказаться от традиционных черт русской интеллигенции: поиска истины, жажды справедливости, чувства вины.
Может быть, мы должны войти в сообщество современного креативного класса, уверенных профессионалов в области образования и культуры? Но для этого надо развивать в себе инновационное критическое мышление, умение преодолевать жесткие стандарты и стереотипы во имя творческих импровизаций. А руководителям всех уровней надо не мешать этому процессу. Но, при этом, всем нам надо помнить слова поэта: «Цель творчества самоотдача, /А не шумиха, не успех».
Третье. Крайне важно, чтобы деятели культуры и искусства также глубоко задумались о проблемах школы, вернулись в мир детства, отрочества, юности. Нам нужны новые яркие произведения искусства (литературы, кинематографа, живописи), о которых мы бы вели равный заинтересованный диалог с детьми о смысле жизни, смысле учения, о природе добра и зла. А образы учителя и его учеников в этих произведениях представали как ищущие, порой заблуждающиеся, но рвущиеся к добру и истине, а не находящиеся только во власти пороков. Хочется спросить: где вы, мастера культуры, продолжатели творческих исканий Анатолия Алексина и Владимира Тендрякова, Динары Асановой и Ильи Авербаха?
Четвёртое. В настоящее время обсуждаются проблемы школьного исторического образования, нового школьного учебника по истории России. Я согласен, что нужны новые подходы к изложению исторического процесса в нашей стране, это является безусловным принципом!
Важно, чтобы в школьном учебнике истории всестороннее раскрывалась сущность патриотизма. Как правило, в реальной практике школьного исторического образования она сводится к военно-патриотической тематике. При этом в тени остаётся мирный аспект патриотизма, повседневная гражданственность, стремление к преумножению достоинств Отечества, открытость к диалогу с другими культурами и традициями.
Пусть наши ученики прочитают в школьном учебнике не только о великих правителях и воинах, великих деятелях нашей культуры, но и о «малых» героях, служителях долга и истины. Например, о мастере картузных дел Осипе Комиссарове, о городовом Анатолии Тяпкине, о правозащитнике Владимире Короленко, о протоирее Иоанне Кронштадтском, философе Михаиле Бахтине. Образы наших соотечественников прошлого могут стать «духовными скрепами» между разными поколениями на перекрёстке культур.
Хорошо бы создать яркую живую иллюстрированную книгу и многосерийный фильм «История России: духовно-культурное наследие великой страны» и дарить их каждой российской семье, в которой рождается ребёнок, новый гражданин России!
И последнее. Хочу привести слова выдающегося русского философа Василия Васильевича Розанова, который сам ни один год преподавал в гимназии. Он писал: «Культура начинается там, где начинается любовь, где возникает привязанность; где взгляд человека, неопределенно блуждающий повсюду, на чем-нибудь останавливается и уже не ищет отойти от него».
… Любовь рождается в семье, развивается в школе, укрепляется в театральном зале и на вернисаже, закаляется в научной лаборатории и наполняется духовным светом в храме. Так? Нет, не всегда так, … но так должно быть! Иначе нас ждёт катастрофа на перекрёстке культур!