ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
  • Лонгрид - это не жанр, это достаточно большой текст с мультимедийными прибамбасами
Анонсы

Все анонсы »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСМИСтуденческий пресс-центрПросвещениеЛонгрид - это не жанр, это достаточно большой текст с мультимедийными прибамбасами

ЛОНГРИД – ЭТО НЕ ЖАНР, ЭТО ДОВОЛЬНО ДЛИННЫЙ ТЕКСТ С МУЛЬТИМЕДИЙНЫМИ ПРИБАМБАСАМИ

Алексей Хашковский

 

Лонгрид – род произведений новых медиа, возникший в начале 10-х гг. нашего века. Представляет собой относительно большой (более 1 000 знаков) мультимедийный текст,  основой которого является печатный (вербальный) текст, часто имеющий характер «истории», связного сюжетного повествования. Лонгрид часто предполагает интерактивность – право выбора адресатом тех или иных элементов повествования.

«Сноуфол»  (снегопад) - один из первых и наиболее известный лонгрид, созданный специалистами «Нью-Йорк Таймс» в 2012 г., Его название стало именем нарицательным и  иногда функционирует как синоним термина «лонгрид», а также употребляется в глагольной форме – «to snowfall».

Сноуфол является частной формой лонгрида, так как существуют и другие формы этого рода журналистских произведений.  Первый (оригинальный) сноуфол имел в основе историю лыжников, попавших в горную лавину. Рассказы с фотографиями о них представляли интерактивные ответвления основного повествования. Мультимедийность проявлялась в наличии видео, фотографий, инфографики, 3D – анимации, звукового оформления, интерактивности и спецэффектов. Все элементы «Сноуфол» тесно связаны и дополняют друг друга, создавая эффект синергии.

Команда из 6 человек работала над «Сноуфол» полгода. В итоге он получил две престижные журналистские премии – Пулитцеровскую и Пибоди. Первый сноуфол вдохновил последователей. Например, команда из британской  «Гардиан» создала сноуфол под названием  “Firestorm” (Огненная буря).[1] Преемственность заметна в названии произведения и примененных приемах. “Firestorm” – это история о том, как австралийская семья с о. Тасмания переживала кошмар тотального лесного пожара. “Firestorm” – мультимедийная история, разделенная на главы с подзаголовками. Впечатляющие видео-картины огненной бури и семьи, которая спасается от огня в водах океана, сменяются ретроспективными интервью, в которых герои рассказывают о том, как переживали катастрофические события.

Путь к возникновению лонгрида как жанра не был прост. Изначально Интернет используется как средство горизонтальной (что было ново и важно в социальном плане) и вертикальной коммуникации, электронная  почта, диалоговые сервисы, сервисы аудио-визуальной коммуникации, новостные ленты, сайты организаций и частных лиц, деловые и торговые площадки. Социальные сети превращают персональные и групповые аккаунты в своего рода  СМИ. Появляется так называемая «непрофессиональная журналистика». Журналистом (коммуникатором) теперь может стать каждый: достаточно завести аккаунт в соцсети или создать «живой журнал». Превращение мобильного телефона в многоцелевой портативный девайс, включенный в Интернет, открывает новые возможности. Первоначально жанр мобильной интернет- коммуникации сжимается до фотографии или картинки с подписью. Появляются, «демотиваторы», «открытки», «селфи». Тенденция такова, что и «Война и мир» уже  готова быть сжата до размеров комикса.

Наконец, зададимся вопросом: что стало причиной появления и роста популярности лонгридов, которыми сегодня наполнены текстовые ленты агрегаторов и порталов новых медиа?

В начале века под влиянием социальных сетей средний объем «сообщения» информационных порталов, сайтов и агрегаторов стал неумолимо сокращаться. В большинстве случаев «пост» в социальной сети – особенно с развитием сети «Инстагарам» - сократился в объеме до минимума и представлял собой «селфи». Как писал французский философ Поль Вирилио в своей книге «Информационная бомба: «Слова уступают место картинке в реальном времени» [2. C.60]. 

Содержательная сторона  «сообщений» типа селфи сводится к визуальному высказыванию: «Я в Париже», «Я на Сицилии» и т.п.»  При этом «Я» в таком высказывании обладает ровно таким объемом  значения, как это местоимение само по себе. Предикаты «в Париже»  и «на Сицилии» у всех авторов селфи – одинаковые. Это значит, что собственное, специфическое  значение высказывания равно нулю. Видео-гэги, «пранки», «стримы» и т.п. жанры, преимущественно составившие видео-контент новых медиа, также не представляли аудитории ни объективной информации, ни качественной аналитики фактов, ни сюжетов, трогающих сердца аудитории. Казалось, что «культура большой книги» навсегда сменилась «культом смайлика» Но всякая тенденция  порождает своего антагониста.  как оказалось, потребность в качественном контенте у людей не исчезла. В итоге, именно качественные издания: «Нью-Йорк Таймс» (ныне «Нью-Йорк Таймс Интернешнл»), Гардиан и другие устремились на создание полноценного мультимедийного контента. Так появился лонгрид.

Как в свое время засилье кино, перекочевавшего на ТВ из кинотеатров сменилось бесконечными сериалами. «Санта Барбара», предсказанная  Рэем Брэдбери в 1953 г. в “Fahregeit 451” начала свое триумфальное шествие по миру только 31 год спустя – в 1984 г и снималась почти 10 лет.

Как же соотносятся понятия «лонгрид»  и «сноуфол» (в его нарицательном значении)? Пожалуй, буду недалек от истины, если скажу, что «сноуфол», это жанр «лонгрида» (т.е. большого материала новых медиа), в котором максимально и комплексно (системно) реализованы возможности мультимедийного текста. В противоположность сноуфолу мы можем привести в пример лонгрид-инструкцию, состоящий из текста и фотографий, в котором автор на материале собственного опыта рассказывает, как переехать учиться и жить, например, в Албанию.  Или – как себя вести девушке, которая решилась поехать, например, в Иран. Или – как охотиться на слона в Центральной Африке. Словом, лонгрид – это группа жанров онлайн-журналистики, которые отличаются существенным объемом и какой-либо степенью мультимедийности – от сопровождения текста фотографиями до максимального использования полного набора имеющихся средств, как это происходит в сноуфоле.  Лонгрид, как род мультимедийных произведений можно охарактеризовать не только его имманентными свойствами, но и от противного, показав – что лонгридом не является. Например, одинокая фотография (селфи), фотография с подписью, демотиватор, новостная заметка – логридами не являются, так как они малы по объему. С другой стороны, пространное интервью, размещенное на ютубе, также не является лонгридом, а представляет собой жанр видео-интервью.  При этом оно может продолжаться более часа, но сам по себе объем не превратит интервью в лонгрид, хотя относительно короткие интервью могут быть элементами последнего, как например, в упомянутом выше “Firestorm”[3]. Впрочем, есть примеры попыток интеграции интервью в жанр лонгрида.  При этом выбираются отдельные тематические эпизоды интервью, а затем это «избранное» публикуется с подзаголовком на каждый эпизод.

Сейчас весьма популярны лонгриды-истории. Это может быть история одной фотографии, рассказывающая о судьбе людей – иногда драматичной или трагической. 

Филологи и просто читающие люди пишут истории стихотворения, рассказывают о его реальной основе, развертывая несколько строчек поэтического текста в историю жизни и творчества поэта и его окружения. Таков, например, лонгрид (текст + фотографии) о стихотворении Н. Заболоцкого «Очарована, околдована…», о самом поэте, его женщинах и друзьях.

 Многократно переписываются и иллюстрируются истории жизни знаменитых людей. В эпоху пандемии информационным поводом для написания и публикации биографических лонгридов нередко служит смерть героя публикации. В такой ситуации лонгридов-биографий нередко выходит несколько, и у читателя есть возможность сравнить оригинальность текстов и мастерство авторов.

Популярны лонгриды типа «таинственный остров». Речь в них идет о неких местах планеты, обросших мистическими  и прочими таинственными легендами. Примером такого жанра можно считать лонгриды (их несколько) о японском острове Хашима. Они представляют текст иллюстрированный апокалиптическими фотографиями, который повествует о ныне заброшенном таинственном острове-городе. Есть также и немало видеосюжетов о Хашиме.  Среди российских мультимедийных лонгридов типа «сноуфол» можно назвать проект «КоммерсантЪ» «Земля отчуждения». Это полноформатный лонгрид о Чернобыле и его окрестностях в исторической перспективе катастрофы.

Перспективным жанром, на мой взгляд, является научно-популярный лонгрид. Особенно в тех случаях, когда интересный с научной точки зрения и любопытный феномен вплетается в человеческую историю и обретает интригу. Примером такого успешного проекта (и он не одинок) является лонгрид «Почему эффект Джанибекова был засекречен в СССР 10 лет».[6] В нем присутствует и загадочный феномен, пугающий апокалиптической перспективой для нашей планеты, и судьба космонавта открывшего феномен, и счастливая развязка научного объяснения «странного» поведения гайки на космическом корабле.

С ростом популярности лонгрида появилась и сервисная инфраструктура, помогающая авторам оформить проект на достойном программном, мультимедийном  и дизайнерском уровне. Сервисы такого рода поставляют услуги по конструированию и размещению лонгридов, подчас излишне увлекаясь извлечением прибыли из оказанных услуг.

Подведем итог. Лонгрид является родом мультимедийной онлайн-журналистики, включающим в себя широкий спектр видов (жанров) от полноформатного мультимедийного «сноуфола» до рерайт-лонгрида (лонгрида-пересказа), лонгрида-инструкции и просто фотографии с историей.

 

Литература:

Firestorm // https://www.theguardian.com/world/interactive/2013/may/26/firestorm-bushfire-dunalley-holmes-family.

Вирилио Поль  Информационная бомба. Стратегия обмана. - М: 2002.

Земля отчуждения //  https://www.kommersant.ru/projects/chernobyl

Маклюэн Маршал Понимание медиа. - М: 2011.

Почему эффект Джанибекова был засекречен в СССР 10 лет // https://zen.yandex.com/media/tehno_chtivo/pochemu-effekt-djanibekova-byl-zasekrechen-v-sssr-celyh-10-let-5efc642915ec1f5abc085dfd

Последнее изменение: 1 мая 2022 г. в 16:35:52
Автор: Хашковский Алексей Васильевич
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

СМИ о нас

Архив »

Техническая поддержка — «Арт Диалог», 2007 Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором