Профессорско-преподавательский состав и студенты факультета безопасности жизнедеятельности приступили к работе в цикле Всероссийских вебинаров реализуемых в период с февраля по сентябрь 2014 года по актуальным вопросам безопасности жизнедеятельности.
Необходимость организации и проведения цикла вебинаров продиктована тем, что модернизация российского образования предполагает не только масштабные структурные, институциональные, организационно-экономические изменения, но в первую очередь – значительное обновление содержания общего образования, приведение его в соответствие с требованиями времени и задачами развития страны.
За годы существования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ для школ) и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (БЖД для средних профессиональных и высших учебных заведение) накоплен немалый опыт преподавания и реализации. Произошла определённая коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплексы.
Более чем в 40 вузах страны готовят специалистов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» — учитель-организатор безопасности жизнедеятельности.
Вместе с тем, образовательные учреждения страны ещё испытывают дефицит дипломированных педагогов-организаторов ОБЖ, в связи с этим данный предмет нередко ведётся, педагогами других специальностей, что затрудняет современный подход к организации образовательного процесса по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», к определению его роли и месту в период модернизации образования. Причинами данного положения дел являются также:
— отсутствие четкой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;
— низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;
— фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях, отсутствие чёткого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;
— отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся в освоении практических навыков по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Цикл проводимых вебинаров преследует реализацию триединой задачи:
— информационно-методическую, которая позволит всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета ОБЖ;
— организационно-планирующую, которая предусматривает структурирование учебного материала по ступеням обучения, определение его количественных и качественных характеристик;
— методическую, которая позволяет преподавателям-организаторам и учителям ОБЖ, учителям-предметникам, привлекающимся к проведению занятий по ОБЖ, реализовать собственный подход в части тематического планирования курса и структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, а также выбора путей формирования системы знаний, умений, навыков, в подготовке обучающихся.
Первый, в цикле предложенных тем, вебинар: «Функции и роль учителя ОБЖ на современном этапе образования в условиях реализации ФГОС» прошел на факультете безопасности жизнедеятельности 25 февраля 2014 года.
В роли основного докладчика выступил директор Новосибирского НИИ здоровья и безопасности, заведующий кафедрой анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности, заслуженный деятель науки РФ, д.б.н., профессор Р.И. Айзман.
По итогам вебинара, в котором приняли участие 12 преподавателей и 46 студентов факультета, было проведено рабочее совещание «Перспективы высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности», а также демонстрационная работа Центра Безопасности жизнедеятельности ФБЖ.
Информация предоставлена факультетом безопасности жизнедеятельности