ПОРЯДОК СДАЧИ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА В АСПИРАНТУРУ
ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТЕ
Кандидатский экзамен по английскому языку является формой промежуточная аттестации по дисциплине "Иностранный язык". Экзамен направлен на оценку уровня сформированности умений аспиранта/экстерна пользоваться иностранным языком как средством профессионального общения в научной сфере. Промежуточная аттестация по дисциплине направлена на оценивание уровня сформированности умений работать с англоязычным текстом по специальности: правильно понять и кратко передать информацию, содержащуюся в нем. Оценивается также степень владения навыками устной иноязычной речи на уровне самостоятельно подготовленного высказывания по темам, связанным с подготовленным по англоязычным источникам рефератом и с научно-исследовательской работой аспиранта/экстерна.
Кандидатский экзамен по английскому языку для аспирантов заочного отделения в 2021-2022 учебном году проводится с применением дистанционных образовательных технологий. До начала экзамена необходимо разместить экзаменационные материалы на платформе Moodle.
Порядок размещения материалов на платформе Moodle:
1. Реферат и словник (без оригиналов прочитанных статей или книги) размещается в разделе РЕФЕРАТЫ.
2. Видеопрезентации размещается в разделе ВИДЕОПРЕЗЕНТАЦИИ.
Просьба разместить рефераты сразу же после записи на курс, а видеопрезентации не позднее, чем за 1 день до экзамена, продублировав их размещение на платформе Moodle отсылкой на почту кафедры интенсивного обучения иностранным языкам (kaf.intensiv@mail.ru).
Содержание экзамена:
Кандидатский экзамен по английскому языку проводится в два этапа:
На первом этапе аспирант/экстерн выполняет реферат по прочитанной англоязычной литературе по теме исследования. В реферате излагаются основные идеи прочитанной книги/отдельных глав книги или статей из англоязычных академических журналов по теме выполняемого диссертационного исследования. Реферируемые источники не должны быть переведены на русский язык. Минимальный объём прочитанного – 100 страниц, объем реферата на русском языке – 30 страниц. Этот вид работы демонстрирует умение аспиранта работать с англоязычной литературой, систематизировать, структурировать и в логичной форме излагать материал. Оценка за реферат входит в совокупную оценку за экзамен.
Требования к реферату
1. Аспиранты всех специальностей выполняют реферат на русском языке
2. Объём реферата составляет не менее 30 страниц текста без учёта иллюстраций, графиков, титульного листа, страниц Содержания и Библиографии.
3. Формат реферата: 14 шрифт Times New Roman, 1,5 интервал, все поля 2 см.
4. К реферату прилагается словник (минимальный объём 5 страниц), выполненный в свободной форме.
5. Титульный лист, подписанный научным руководителем (который тем самым одобряет выбор литературы своим (ей) аспирантом(кой), сдаётся на кафедру интенсивного обучения иностранным языкам не позднее 20.12.2021.
6. Реферат должен представлять собой логичное изложение прочитанного и переведённого иноязычного материала и включать в себя: Содержание, Введение, Основную часть, состоящую из отдельных параграфов, Заключение и Библиографии (при наличии более двух книг, статей и т.д.). В Заключении необходимо выразить критическую оценку изложенного материала с указанием его ценности для настоящего или дальнейшего исследования.
7. Все литературные источники, указанные на титульном листе, должны быть переведены на русский язык. Если для написания реферата использовалось большое количество статей, то в название реферата выносится две основные статьи. Остальные статьи перечисляются на дополнительном листе и прилагаются к титульному листу. Образец оформления титульного листа реферата находится в Приложении 1.
Выполненный реферат сдаётся в электронном виде с новым титульным листом с указанием 2022 года вместе с источником переведённого иноязычного материала (книгой / статьями) и словником до 15.04.2022 г.
Критерии оценки реферата:
1) Степень раскрытия сущности проблемы
- соответствие содержания теме и плану реферата;
- полнота и глубина раскрытия основных понятий проблемы;
- обоснованность способов и методов работы с материалом;
- умение работать с литературой, систематизировать и структурировать материал;
- умение обобщать, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемому вопросу, аргументировать основные положения и выводы.
2) Обоснованность выбора источников
- круг, полнота использования литературных источников по проблеме;
- привлечение новейших работ по проблеме (журнальные публикации, материалы сборников научных трудов и т.д.).
3) Соблюдение требований к оформлению реферата
- правильное оформление ссылок на используемую литературу;
- грамотность и культура изложения;
- владение терминологией и понятийным аппаратом проблемы; − соблюдение требований к объему реферата;
- культура оформления: выделение абзацев.
4) Грамотность изложения материала
- отсутствие орфографических и синтаксических ошибок, стилистических погрешностей; − отсутствие опечаток, сокращений слов, кроме общепринятых;
- литературный стиль.
Второй этап экзамена проводится устно и включает в себя 2 задания, выполненных в форме одной видеопрезентации:
- Устное изложение на иностранном языке основных позиций письменного проекта, связанного с темой исследования аспиранта/экстерна (проект ранее был предоставлен в форме реферата на русском языке);
- Сообщение на иностранном языке о научно-исследовательской работе, которую аспирант/экстерн выполняет в настоящее время.
Критерии выставления оценки за экзамен.
Отлично
Реферат тематически соответствует специальности аспиранта (соискателя, экстерна); в полной мере отражает основные положения оригинального текста, написан грамотным научным языком, имеет чёткую структуру и логику изложения. Выдержан объём реферата, соблюдены требования к внешнему оформлению. К реферату прилагается глоссарий: список терминов и специальной лексики, формирующих специфику выбранной монографии/научных статей выбранной монографии/научных статей. Выражена критическая оценка изложенного материала с указанием его ценности для настоящего или дальнейшего исследования аспиранта (соискателя, экстерна).
Результаты выполнения устных экзаменационных заданий демонстрируют умение аспиранта (соискателя, экстерна) осуществлять научную и профессиональную коммуникацию на иностранном языке:
─ круг вопросов, рассматриваемых в прочитанной для написания реферата англоязычной литературе по теме исследования, определен верно; изложение информации логичное, выполнено без серьезных грамматических и лексических ошибок (допускается не более 3-х ошибок); стилевое оформление речи выбрано правильно с учетом цели высказывания и адресата;
─ содержание высказывания по теме научно-исследовательской работы отличается связанностью, полнотой, спонтанностью и беглостью. Высказывания хорошо аргументированы, отражают точку зрения говорящего. Речь грамотная и выразительная, правильно используются лексико-грамматические конструкции; стиль научного высказывания выдержан в течение всего монолога. Объем высказывания соответствует требованиям. Возможны 1–2 ошибки, исправляемые на основе самокоррекции при быстрой, адекватной речевой реакции.
Хорошо
Реферат тематически соответствует специальности аспиранта (соискателя, экстерна); отражает основные положения и структуру оригинального текста. Выдержан объём реферата, соблюдены требования к внешнему оформлению. К реферату прилагается глоссарий: список терминов и специальной лексики, формирующих специфику выбранной монографии/научных статей. Выражена критическая оценка изложенного материала с указанием его ценности для настоящего или дальнейшего исследования аспиранта (соискателя, экстерна). Однако в авторском тексте есть некоторые нарушения логики, стиля изложения, а также отмечен ряд грамматических, лексических, орфографических и пунктуационных ошибок, не искажающих смысла изложения. Результаты выполнения экзаменационных заданий демонстрируют в целом успешное, но содержащее отдельные недочеты, умение аспиранта (соискателя, экстерна) осуществлять научную и профессиональную коммуникацию на иностранном языке:
─ устное изложение письменного проекта, связанного с темой исследования аспиранта/экстерна, который ранее был предоставлен в форме реферата на русском языке,
достаточно полное, стилевое оформление речи соответствует цели высказывания, но логичность изложения незначительно нарушена, речевое оформление передачи содержания содержит 3-4 грамматические и лексические ошибки;
─ содержание высказывания по теме научно-исследовательской работы логичное, речь лексически и грамматически разнообразная, но недостаточно беглая (паузы, повторы и др.). Возможны 3 лексические или грамматические ошибки и незначительные нарушения стиля научного высказывания. При этом объем высказывания соответствует требованиям.
Удовлетворительно
Реферат тематически соответствует специальности аспиранта (соискателя, экстерна), отражает основные положения и структуру оригинального текста. Выдержан объём реферата, в целом реферат оформлен в соответствии с общими требованиями. К реферату прилагается глоссарий: список терминов и специальной лексики, формирующих специфику выбранной монографии/научных статей. Однако в авторском тексте есть нарушения логики и стиля изложения, а также отмечен ряд грамматических, лексических, орфографических и пунктуационных ошибок, которые ведут к искажению смысла. Не выражена критическая оценка изложенного материала с указанием его ценности для настоящего или дальнейшего исследования аспиранта (соискателя, экстерна).
В экзаменационных заданиях содержатся ошибки, значительно осложняющие научную и профессиональную коммуникацию на иностранном языке:
─ в устном изложении письменного проекта, связанного с темой исследования аспиранта/экстерна, отмечаются смысловые искажения; словарный запас ограничен, грамматическое оформление речи содержит серьезные грамматические ошибки, затрудняющие понимание высказывания (4-5 ошибок);
─ содержание высказывания по теме научно-исследовательской работы не вполне логичное. В речи допущены 4 серьезные лексические или грамматические ошибки, имеются нарушения стиля научного высказывания. Объем высказывания неполный.
Неудовлетворительно
Реферат тематически соответствует специальности аспиранта (соискателя, экстерна), но не в полном объеме отражены основные положения оригинального текста. Объём реферата выдержан, однако присутствуют недочеты в его оформлении. К реферату прилагается глоссарий: список терминов и специальной лексики, формирующих специфику выбранной монографии/научных статей. В авторском тексте присутствуют многочисленные нарушения логики и стиля изложения, отмечаются серьезные грамматические, лексические, орфографические и пунктуационные ошибок, которые ведут к искажению смысла. Не выражена критическая оценка изложенного материала с указанием его ценности для настоящего или дальнейшего исследования аспиранта (соискателя, экстерна). В целом реферат свидетельствует о низкой степени обработанности информационного материала.
В экзаменационных заданиях содержатся ошибки, препятствующие осуществлению научной и профессиональной коммуникации на иностранном языке:
─ изложение письменного проекта, связанного с темой исследования аспиранта/экстерна, содержит существенные смысловые искажения; понимание высказывания затруднено из-за многочисленных лексико-грамматических и фонетических ошибок (пять и более лексико-грамматических ошибок);
─ содержание высказываний по теме научно-исследовательской работы не нелогичное; словарный запас существенно ограничен, грамматическое оформление речи содержит серьезные ошибки, препятствующие пониманию; стиль научного высказывания нарушен.
Подготовка к экзамену
Для подготовки к экзамену рекомендуются учебники по грамматике английского языка и учебные пособия по развитию разговорных умений:
- Грамматика английского языка: под редакцией профессора Е. В. Ивановой. Москва: Айрис Пресс, 2016. - 381 с.
- Гуревич В. В. Практическая грамматика английского языка /В. В. Гуревич. Москва: Флинта, 2012. - 291 с. - URL:
http://e.lanbook.com/books/element.php?pl1_cid=25&pl1_id=3786. - ЭБС издательства «Лань».
- Маньковская З. В. Английский язык в ситуациях повседневного делового общения: Учебное пособие. - Москва: ООО "Научно-издательский центр ИНФРА-М", 2013. - 223 с.
- URL: http://znanium.com/go.php?id=397686. - ЭБС Znanium.
- Крылова Е. А. Develop your English-speaking skills: учебно-методическое пособие/Е.А. Крылова. - Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - 97 с. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=435427. - ЭБС Университетская библиотека онлайн.
Электронные образовательные ресурсы и профессиональные базы данных
- Engvid’s free writing lessons: https://www.engvid.com/topic/writing/
- Online Collocation Dictionary: http://www.freecollocation.com/
- Samples-help: http://www.samples-help.org.uk/
- Macmillan Dictionary: Free English Dictionary and Thesaurus Online: http://www.macmillandictionary.com/
- Dictionary by Merriam-Webster: http://www.merriam-webster.com/
- Encyclopedia Britannica Online: http://www.britannica.com/
Контакты:
Ответственная кафедра: кафедра интенсивного обучения иностранным языкам
Заведующая кафедрой: доктор педагогических наук, профессор Комарова Юлия Александровна.
Инженер кафедры: Борникова Ирина Васильевна
Часы приёма: пон.- втор. с 11.00-15.00; чет.- пят. с 11.00-15.00
Электронный адрес кафедры: каf.intensiv@mail.ru
Расположение кафедры: ауд.413 корпус 1.