НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Научная деятельность кафедры организована согласно следующим направлениям:
1) «Лингводидактические аспекты англоязычного научного дискурса». Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.А. Комарова
Современный этап развития лингвистической и методической науки характеризуется интересом учёных к проблемам текста вообще и научного дискурса, в частности. Это обусловлено сложной, многоаспектной природой самого объекта исследования, появлением новых методов изучения этого объекта, процессами глобализации, охватывающими все стороны общественной жизни, в том числе и науку. Главной целью научного дискурса является процесс вывода нового знания о предмете, явлении, их свойствах и качествах, представленный в вербальной форме и обусловленный коммуникативными канонами научного общения – логичностью изложения, доказательством истинности и ложности тех или иных положений, предельной абстракцией предмета речи. В целях исследования лингводидактических аспектов англоязычного научного дискурса необходимо решить следующие задачи: а) определение конститутивных признаков научного дискурса; б) исследование содержания и механизмов тематической, структурной и коммуникативной целостности научного дискурса; в) выявление особенностей комплементарных, координирующих и компететивных стратегий научного дискурса; г) определение содержательной стороны информативных речевых актов в рамках жанров научной речи; д) исследование совокупности стилевых характеристик, определяющих стилеобразующие факторы; е) выявление концептуального, фактуального и логического плана достижения в научном тексте коммуникативного эффекта; ж) определение разнородных стереотипных структур, которые обладают высокой степенью обязательности употребления в научном тексте.
2) «Интенсифицированные технологии обучения слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации иноязычной научной речи». Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Ю.А. Комарова.
Расширение границ мирового культурно-экономического пространства сделало возможным свободный доступ к многочисленным информационным каналам, предоставило возможности сотрудничества в интеллектуально-теоретической и практической сферах. Названные причины явились стимулом, актуализирующим необходимость разработки, апробации и дальнейшего внедрения интенсифицированных технологий обучения иностранным языкам.
Именно интенсифицированные технологии способны в кратчайшие сроки реализовать объемные обучающие задачи. Успешность в овладении умениями иноязычного общения, позитивность и бесконфликтность всего обучающего процесса, комфортность и высокая продуктивность – вот те основные черты, которые позволили сегодня интенсифицированным технологиям занять приоритетные позиции в практике обучения взрослых слушателей иностранным языкам. Как следствие, современная теория и практика обучения иностранным языкам в качестве одного из приоритетных своих направлений избрала изучение перспектив развития уже существующих технологий и разработку и внедрение новых интенсифицированных технологий обучения иностранным языкам взрослых слушателей.
В целях проектирования интенсифицированных технологий обучения слушателей краткосрочных курсов повышения квалификации иноязычной научной речи необходимо решить следующие задачи: а) моделирование поля профессиональной деятельности в рамках андрагогической парадигмы обучения; б) определение основных характеристик учебно-профессиональной и квазипрофессиональной деятельности; в) формулирование требований к содержанию профессионального обучения в андрагогической модели; г) определение сущности методического моделирования с целью выявления внутренних факторов, условий и компонентов образовательного процесса, нацеленного на формирование научно-исследовательской компетентности, д) выявление закономерностей данного образовательного процесса, логики его организации и проведения обучающих процедур; е) прогнозирование типов, видов и содержания интенсифицированных технологий, используемых в условиях иноязычной курсовой подготовки в рамках системы последипломного образования.
Основное научное направление университета, в рамках которого выполняются исследования профессорско-преподавательского состава кафедры – «Формирование билингвальной личности в естественной и искусственной среде». Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Н.В. Баграмова.
Участие сотрудников, студентов и аспирантов в научных симпозиумах, конференциях, семинарах, ассамблеях, выставках, форумах
2018 год
Международная научная конференция «Герценовские чтения. Иностранные языки» (12-13 апреля 2018)
- Малаховская М.Л. Выступление с докладом «Взаимный контроль как средство развития умений письменной речи студентов»
- Пантелеева Л.В. Выступление с докладом «Художественный перевод как элемент развития творческих способностей бакалавров естественнонаучных специальностей»
Совместно с издательством Макмиллан проведен общегородской методический семинар "Подготовка обучающихся к ЕГЭ и к международным экзаменам: Методические аспекты» РГПУ им. А.И. Герцена 19.12.2018 г.