ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
В 2008 году исполнилось сорок лет со дня основания кафедры методики преподавания иностранных языков. Первым заведующим кафедрой и руководителем аспирантуры был доктор педагогических наук, профессор Шатилов Сергей Филиппович. Сергей Филиппович руководил кафедрой более 25 лет. Благодаря активной организаторской и научной деятельности С.Ф. Шатилова при кафедре была открыта аспирантура. С.Ф. Шатилов, как руководитель нового направления в теории обучения иностранных языков, впервые в истории методики предложил новую модель ревой деятельности, в которую компонентами входили знания, навыки и умения. Научные исследования аспирантов и соискателей были сосредоточены на разработке теоретических основ формирования речевых навыков. С.Ф. Шатилов, как руководитель нового направления в теории обучения иностранных языков впервые в истории методики, предложил новую модель ревой деятельности, в которую компонентами входили знания, навыки и умения. Из «модели» ушли понятия «первичные умения» и «вторичные умения». Особое внимание было уделено рассмотрению проблем формирования навыков.
Именно С.Ф. Шатилов ввел понятия «языковые навыки», которые он определял как операции с языковым материалом (фонетическим, лексическим, грамматическим) вне условий коммуникации, и «речевые навыки», которые он интерпретировал как навыки интуитивно-правильного пользования речевым материалом в условиях реального общения. Задолго до рекомендуемого современного компетентного подхода к обучению, в работах, выполненных на кафедре методики, речь шла о различных компетентностях и компетенциях, которые необходимо формировать у специалистов различных отраслей знаний. Эти исследования помогли С.Ф. Шатилову разработать Профессиограмму учителя иностранного языка», на которую ориентировались многие педагогические вузы. Постепенно, с годами, в Петербурге сложилась научная методическая школа, родоначальником которой был С.Ф. Шатилов. Его последователи и в настоящее время продолжают изучать, экспериментально проверять, интерпретировать, внедрять в практику обучения идеи, высказанные в его трудах. С 1993 года по 2009 год кафедру возглавляла кан.пед.наук, профессор Колкова Маргарита Кузьминична. В этот период на кафедре сохраняются и развиваются сложившиеся педагогические традиции, осваиваются новые направления научной деятельности. Научные исследования, проводимые на кафедре под руководством Колковой М.К. на протяжении многих лет, послужили основой для разработки компетентностного и культуроведческого подходов, которые способствовали модернизации традиционного обучения и внедрению инновационных трансформаций в обучении с целью формирования у обучаемых способности искать самостоятельно новые знания, применять их в новых условиях, приобретать опыт творческой деятельности. Многочисленные ученики Маргариты Кузьминичны (34 кандидата наук) осуществляют научную и педагогическую деятельность в России (Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск, Мурманск и др.) и за рубежом (Китай, Казахстан, Эстония).
Как член Ученого Совета факультета иностранных языков РГПУ им. А.И.Герцена, Колкова М.К. участвовала в разработке профессионально-образовательных программ многоуровневой подготовки бакалавра, специалиста, магистра. Маргарита Кузьминична является ответственным редактором кафедральных сборников научных трудов «Традиции и инновации в методике обучения иностранным языкам» (2007), «Методика обучения иностранным языкам в средней школе» (Модернизация общего образования), 2006 и др. В настоящее время кафедру возглавляет кандидат педагогических наук, доцент Трубицина Ольга Ивановна