ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт иностранных языковКафедрыКафедра романской филологии НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

   

 

 

 

 

 

► Направления научной работы кафедры

                                                                                                 

  • «Структурно-функциональные характеристики романских языков в сопоставлении с русским и латинским языками»

16.41.21 – фундаментальное исследование теории индоевропейских языков (романские языки, латинский, русский)

Научный руководитель направления : д. филол. н., проф. Становая Л.А.

Цель и задачи исследования (2017-2021 гг.) : Систематизация основных теоретических и методологических принципов предпринимаемого исследования. Сбор и первичный анализ языкового материала. Выявление основных структурно-функциональных характеристик преподаваемых языков (в диахронии и синхронии, в разных стилях и жанрах, в текстах разной прагматической направленности).

Тема объединяет членов кафедры и аспирантов, которые ведут исследования в области истории, грамматики и стилистики романских языковкогнитивного изучения романских и других языков.

                                                                                             

  • «Идиоэтническая фразеология родственных и неродственных (русского) языков»

Научный руководитель направления : д. филол. н., проф. Кириллова Н.Н.

Цель и задачи исследования (2009-2017 гг.) : Разработка словника симметричных и асимметричных структур, вербализующих ментальные концепты, концепты материальной культуры, концепты деятельностной формы во французском и русском языках. Актуальность темы определяется ее соответствием научной проблематике нашего времени – выявление и объяснение сходств и различий в языковых картинах мира. Современный мир, мир активного межъязыкового и межкультурного взаимодействия, предполагает, кроме языковой и речевой компетенции, компетенцию поликультурную. Предназначение преподавателя иностранного языка – обучать не только языковой компетенции, но и культурологической, выявляя специфическое на фоне универсалий.

Тема объединяет членов кафедры и аспирантов, которые ведут исследования в области фразеологии романских языков.

В ходе работы получены следующие результаты: сопоставительное рассмотрение двуязычных словарей (лексических и сугубо фразеологических) позволило обнаружить пятый тип отношений между языковыми единицами двух языков, который дополняет четыре известных, описанных в литературе (Гак В.Г., Скрелина Л.М., Становая Л.А.): транспозиционные, трансформационные, асимметричные и симметричные (последние называются эквивалентами). Новый тип отношений назван апроксимативным. Его введение в научный оборот углубляет наши представления о типах корреляции когнитивных единиц и средств их языковой объективации. Он является сигналом иных образных структур в формировании национальной картины мира и её своеобразного преломления во фразеологическом дискурсе национального языка, в данном случае, французского по отношению к русскому. В этом видится свидетельство различного мировидения народов.

                                                                     

  • «Лингводидактические аспекты преподавания романских языков и культур в языковом вузе»

Научный руководитель направления : канд. пед. наук, доц. Фролова И. В.

Цель и задачи научно-прикладного исследования (2019-2021 гг.) : Разработка новых приёмов и оптимальных моделей обучения романским языкам и культурам на разных ступенях обучения (бакалавриат, магистратура) в связи с новыми условиями обучения в языковом вузе (новые требования ФГОС 3+, 2-х уровневый бакалавриат, разноуровневый контингент обучаемых в одной учебной группе и т.д.)

                                                                                                                                            

► Научно-исследовательская работа студентов

                                                                                                          

  • Подготовка курсовых, бакалаврских и дипломных работ, магистерских диссертаций под руководством проф. Л.А. Становой, проф. Н.Н. Кирилловой, доц. О.Н. Кузьменко, доц. А.Е. Лукиной, доц. Н.Е. Тюкаловой, доц. Е.В. Абросовой, доц. Н.В. Ивановой по тематике научных исследований кафедры.

                                                      

  • Подготовка докладов на студенческой научной конференции по двум секциям:

а) Секция латинского языка (руководитель –  доц. Л.Н. Мущинина, ст.преп. А.В. Кочубей)

б) Секция романской филологии (руководитель – доц. О.Н. Кузьменко) 

                   


 

Школа-семинар имени профессора Л.М. Скрелиной «Человек и его язык»

 


 

Учебники и учебные пособия преподавателей кафедры

 

Скрелина Л.М., Становая Л.А.

История французского языка

Учебник предназначен для студентов институтов и факультетов иностранных языков, где курс истории французского языка читается, как основной. Рассматриваются вопросы формирования французского языка, начиная с его предыстории (I в. до н.э. — VIII в. н.э.). Основная часть включает в себя разделы по старофранцузскому (IX-XIII вв.), среднефранцузскому (XIV-XVI вв.) и классическому периодам (XVII-XVIII вв.), представляя функционирование языка в двух ракурсах — внешнем и внутреннем. Внешний раскрывает связь языка с жизнью общества, внутренний есть история системно-структурной организации языка. Большое внимание уделено проблематике диахронических исследований, и показано современное состояние науки о языке.

Скрелина Л.М., Становая Л.А.

История французского языка (Серия «Бакалавр. Базовый курс»)

Учебник предназначен для студентов институтов и факультетов иностранных языков, где курс истории французского языка считается как основной. Рассматриваются вопросы формирования французского языка, начиная с его предыстории (I в. до н.э. — VIII в. н.э.). Основная часть включает в себя разделы по старофранцузскому (IX XIII вв.), среднефранцузскому (XIV-XVI вв.) и классическому периодам (XVII-XVIII вв.), представляя функционирование языка в двух ракурсах — внешнем и внутреннем. Внешний раскрывает связь языка с жизнью общества, внутренний есть история системно-структурной организации языка. Большое внимание уделено проблематике диахронических исследований, показано современное состояние науки о языке. Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования третьего поколения.

Скрелина Л.М., Становая Л.А.

Теоретическая грамматика французского языка

Целью учебного пособия является теоретическое описание грамматики французского языка, в котором проблемы, их постановка, трактовка и решение рассматриваются и систематизируются в соответствии с теоретическими принципами основных направлений современной французской грамматики (традиционной, функциональной, дескриптивной, психосистематики). Учебное пособие представляет сведения как по важным проблемам теоретической грамматики французского языка, так и по ряду практических вопросов, связанных с пониманием системы, особенностей и функционирования современного французского языка, актуальность которых определяется задачами расширения личностно-профессиональной компетенции студентов в рамках гуманитаризации образования. Учебное пособие предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров «Лингвистика», «Педагогическое/Филологическое образование», специалистов «Лингвистика», «Иностранный язык». Учебное пособие в полной мере может быть использовано для организации самостоятельной работы студентов.

Скрелина Л.М.

Школа Гийома. Психосистематика

Пособие является приложением к курсу «История лингвистических учений и методов лингвистического анализа». В нем излагается лингвистическая теория выдающегося французского лингвиста Г. Гийома, имеющая большое значение для понимания онтологии языка и речи, общих и частных проблем лингвистики. Для студентов факультетов иностранных языков, обучающихся по направлениям подготовки бакалавров и магистров «Филология», «Лингвистика», «Иностранный язык».

Скрелина Л.М. (общая редакция, послесловие и комментарии) 

Гюстав Гийом. Принципы теоретической лингвистики

Гюстав Гийом (1883 — 1960) принадлежит к числу наиболее оригинальных и глубоких языковедов нашего времени. Он основал школу психосистематики и стал создателем теории лингвистического ментализма, которую по праву называют антропологической лингвистикой, или феноменологией языка. В «Принципах теоретической лингвистики», опубликованных в 1973 г., заключена квинтэссенция множества работ создателя психомеханики языка, изданных посмертно. 

Данный сборник работ Гюстава Гийома был подготовлен группой ученых из Фонда Г. Гийома (Университет им. Лаваля, Квебек) под руководством профессора Р. Валена. Фонд Г. Гийома создан в 1964 г. (официальное открытие состоялось в 1973 г. ) на базе архивных материалов, завещанных французским ученым своему ученику и другу Р. Валену. Расшифровка и подготовка к изданию рукописей общим объемом в 60 тысяч страниц была начата после смерти Г. Гийома и продолжается по сей день. Настоящий сборник содержит тематически подобранные лекции и отрывки из неизданных книг французского лингвиста. Оглавление разделов сборника в целом принадлежит составителю, отражая основные теоретические понятияпсихосистематики (систематики) языка и речи. Это — противопоставления языка и речи как потенциальной и реализованной речи, языкового представления и речевого выражения, систематики и семиологии; это — понятия оперативного и дискурсивного времени, оперативного механизма в языке и речи, физического и мыслимого универсума, лингвистического пространства и времени, интуитивного и научного мышления, инциденции и др.

Кириллова Н.Н.

Анализ художественного текста: концепция, стиль, композиция (Роман Э. Базена «Змея в кулаке» (на французском языке). Учебное  пособие   для студентов гуманитарных вузов и факультетов. СПб., 2011. — 212 с.

Последнее изменение: 8 мая 2022 г. в 20:12:36
Автор: Кочубей Алёна Валерьевна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором