Гончарова Евгения Александровна
доктор филологических наук, профессор,
почетный профессор РГПУ им. А.И.Герцена
заместитель председателя диссертационного совета Д 212.199.05
Часы консультаций: пятница 15.00-16.30
Контакты: egoncharova@herzen.spb.ru
Образование:
Окончила ЛГПИ им. А.И. Герцена, факультет иностранных языков, специальность «учитель немецкого и английского языков». Окончила аспирантуру ЛГПИ имени А.И. Герцена по специальности 10.02.04-германские языки и в 1969 году защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Несобственно-прямая речь в современной немецкой художественной прозе». В 1989 году защитила докторскую диссертацию по теме: «Категории автор – персонажи способы их выражения в структуре художественного текста».
Работает в РГПУ им. А.И. Герцена с 1966 года. Почетный работник высшего профессионального образования, почетный профессор РГПУ имени А.И. Герцена, награждена медалью «Знак почета» РГПУ имени А.И. Герцена.
Область научных интересов: общая стилистика; лингвистика и стилистика текста; интерпретация текста
Под научным руководством Е. А. Гончаровой защищены 20 кандидатских и 9 докторских диссертаций. Е. А. Гончарова является членом двух советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Публикации: имеет более 140 научных публикаций по проблемам теории немецкого языка и практики его преподавания в вузе.
Наиболее значимые публикации последних лет:
Учебные пособия
- Многомерность текста: понимание и интерпретация. Учебное издание (в соавторстве с И. А. Щировой). — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018. — 440 с. ()
- «Я – ТЕКСТ – МИР». Учебное пособие по интерпретации текстов на немецком языке (в соавторстве с Нюбиной Л.М.). — СПб.: Политехника-сервис, 2016. — 211 с. Тираж 300 экз. ISBN 978-5-906555-13-7. ()
- Theorie und Praxis der Stilanalyse. Теория и практика стилистического анализа. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Филологическое образование». — М.: Академия, 2010. – 352 с. ISBN: 978-5-7695-5368-4 ()
- Текст в парадигмах современного гуманитарного знания. Учебное пособие (в соавторстве с И.А. Щировой). — СПб: Книжный дом, 2006. – 171 с.()
- Интерпретация текста. Учебное пособие по немецкому языку для студентов высших педагогических учебных заведений, обучающихся по направлению 540300 (050300) «Филологическое образование» (в соавторстве с И.П. Шишкиной). — М: Высшая школа, 2005. — 367 с. ISBN: 5-06-005421-7 ()
Научные работы
- Characteristics of author's individual style in the mode of text formulating // Proceedings of the philological readings (PHR 2019) : proceedings, Orenburg, september 19-20 2019 / Orenburg State University. — London, 2020. — P. 118-126. — URL: https://www.europeanproceedings.com/files/data/article/1021/10583/article_1021_10583_pdf_100.pdf. — DOI: 10.15405/epsbs.2020.04.02.14. ()
- Художественный эпистолярий и модус его формулирования в книге Кристины Нестлингер «WERTER NACHWUCHS!» // Исследования языка и современное гуманитарное знание. — 2020. — Т. 2. — № 2. — С. 53-62. ()
- Текстовые категории и стиль // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. — 2019. — № 194. — С. 89-97. ()
- Содержание и выражение диалогических отношений в текстах печатного интервью // Немецкая филология в СПбГУ. — Выпуск VIII. Типология речевых жанров. — СПб: Изд-во СПбГУ, 2019. — С. 133-145. ()
- Дискурсивные параметры стиля // Немецкая филология в СПбГУ. — Вып. VII. — Дискурсивные аспекты языковых феноменов.— СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. — С. 35-51. ()
- Когнитивный аспект стиля текста // Когнитивные исследования языка. — 2018. — № 34. — С. 489-492. ()
- Стилистическая коннотация и грамматика // Грамматика в научно-исследовательском контексте современной лингвистики. — Материалы научных чтений памяти проф. Л. В. Шишковой: сб. статей / отв. ред. проф. Л. Б. Копчук. — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 51-62. ()
- Стиль как выражение релятивных и коррелятивных отношений в тексте // Вопросы филологии. — №1(53). — М.: Изд-во ИИЯ, ИЯ РАН, РАЛН, 2016. ISSN 1562-1391 — С. 19-24.
- Der fiktionale Brief in Chr. Nöstlingers „Werter Nachwuchs“: Stil als Beziehungsgestaltung im Generationendialog // Pohl I., Schellenberg W. (Hrsg.) Linguistische Untersuchungen jugendliterarischer Texte im Rahmen einer „relationalen Stilistik“. Peter Lang: Frankfurt am Main, 2015. — S. 257-284 ().
- Опыт дискурсивного анализа текста «анекдот» (на материале его использования как формы коммуникативного взаимодействия в ГДР и СССР) (в соавторстве с К.Кесслер) // Studia Linguistica XXII: Язык. Текст. Дискурс. — СПб.: Политехника-сервис, 2013. — С. 269-280 ()
- Текст – дискурс – стиль как когнитивное, коммуникативно-прагматическое и интерпретационное триединство ()// Коллективная монография «Текст – дискурс – стиль в современной этнокультуре Германии» (). — СПб.: изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2012. — Глава 1, с. 10-33. ISBN 978-5-8064-1658-3
- Ситуация как фактор стиля // Stylistyka. — 2010. — Т. 19. — С. 7-22. ()
- Дискурсивные параметры интерпретации литературного текста // Русская германистика. Ежегодник Российского союза германистов. — Москва, 2009. — С. 245-254 ().
- Grundprinzipien der Interpretation literatischer Texte in der Diskursperspective // Материалы совместного научно-исследовательского проекта по германистике РГПУ им. А.И.Герцена и Берлинского университета им. Гумбольдта / Arbeitspapiere GIP Herzen-Humboldt СПб., изд-во СПбГПУ, 2009. — С.148-159 ().
- Еще раз о стиле как научном объекте современного языкознания // Текст — Дискурс — Стиль. Коммуникации в экономике сборник научных статей. ответственный редактор В. Е, Чернявская; СПбГУЭиФ. — Санкт-Петербург, 2003. — С. 9-23 ().
Читаемые курсы: страница преподавателя в Атласе образовательных маршрутов.
Повышение квалификации:
11 ноября 2014 — участие в семинаре «Neue visuelle Ansätze für den DaF-Unterricht», организованном издательством учебной литературы «Hueber» при поддержке компании «Британия» для преподавателей немецкого языка в вузах и языковых центрах (сертификат: )
Апрель 2017 - «Проектирование и организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза» (16 ч). (сертификат: )
Май 2017 — «Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования» (16 ч). (сертификат: )
10 — 27 апреля 2018 — «Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования» (36 часов) (удостоверение: ).
Расписание занятий.
Стаж работы: общий и по специальности — 54 года