Щирова Ирина Александровна,
профессор, доктор филологических наук,
Почетный работник сферы образования РФ
награждена медалью И.И.Бецкого и Почётной грамотой Министерства образования и науки РФ
► Руководитель основного научного направления РГПУ им. А.И. Герцена “Системные и дискурсные аспекты изучения языков зарубежных стран”;
► исполнительный директор Координационно-редакционного экспертного совета по иностранным языкам РГПУ им. А.И. Герцена;
► руководитель магистерской программы «Современная лингвистика и межкультурная коммуникация», направление «Лингвистика»;
► член редакционного совета направления «Общественные и гуманитарные науки» научного журнала “Известия Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена” (список ВАК) и редакционного совета (заместитель ответственного редактора) журнала “Научное мнение” (список ВАК); ответственный редактор межвузовского сборника научных трудов Studia Linguistica (список изданий РИНЦ);
► член международных и всероссийских профессиональных ассоциаций PALA, IALS, IATEFL, SPELTA.
Работает в РГПУ им. А.И.Герцена с 1992 г.
Образование:
1) Защитила кандидатскую диссертацию по теме «Лингвостилистические средства реализации художественной детали в коротком психологическом рассказе» (на материале прозы английских авторов ХХ века). Специальность 10.02.04 – германские языки (английский язык) 15.01.1992 г. Научный руководитель диссертационного исследования — д.филол.н., проф. Тураева З.Я.
2) Защитила докторскую диссертацию по теме «Языковое моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе ХХ века». Специальность 10.02.04 – германские языки. 3.07. 2001. Научный консультант диссертационного исследования — д.филол.н., проф. Гончарова Е.А.
Преподаваемые дисциплины: Лингвистика текста и интерпретация текста. Текст в современных стилях гуманитарного мышления. Актуальные проблемы текста и дискурса. Методология научного исследования. Художественная модель “внутреннего человека” в англоязычной психологической литературе ХХ в. Категория адресованности в различных типах текста. Интерпретация текста: проблемы и подходы. Руководитель общевузовского научного семинара аспирантов «Современные стратегии описания текста»
Сфера научных интересов: Общие вопросы теории текста; лингвистика текста, интерпретация текста, стилистика; философия литературы, философия и методология науки; вопросы текстотипологии и литературной семантики.
Разработке данных проблем посвящены труды проф. И.А.Щировой и диссертационные исследования её докторантов и аспирантов. Подготовила 12 кандидатов и 1 доктора филологических наук, руководит 3 аспирантами.
Публикации: Автор свыше 170 научных и учебно-методических работ, включая 9 монографий (из них 6 – в соавторстве), учебные пособия и публикации в международных изданиях. Монографии и учебные пособия неоднократно награждались дипломами Лауреата всесоюзного конкурса на лучшую научную книгу года и на лучшее учебно-методическое пособие в отрасли, проводимых Фондом развития отечественного образования.
Наиболее значимые работы:
- КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ОПИСАНИЯ ТЕКСТА В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ. Глава в книге: Язык и текст в антропомерной науке. Гурочкина А.Г., Воронцова Т.И., Щирова И.А., Ачкасов А.В., Гончарова Е.А., Каргаполова И.А., Клейменова В.Ю., Сергаева Ю.В. коллективная монография. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена. Санкт-Петербург, 2018. С. 51-77.
- Многомерность текста: понимание и интерпретация. Учебное пособие. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена. 2017. Изд-е 2-е, перераб. и доп. 440 с. (в соавторстве с Е.А. Гончаровой).
- Текст сквозь призму сложного: монография. СПб., 2013 . (13,7 п.л.)
- How to Analyse Fiction (Как анализировать художественный текст). Учебное пособие (гриф УМО). СПб.: Борей-Арт, 2008. (11.9 п.л.).
- Психологический текст: деталь и образ. Монография. СПб.: Изд-во филологического факультета СПБГУ, 2003 (7, 5 п.л.)
- Художественное моделирование когнитивных процессов в англоязычной психологической прозе ХХ века. Монография. СПб.: Изд-во СпбГУЭФ, 2000. (13, 1 п.л.)
Список основных публикаций и индекс цитирования см. в: Проекты: Принимает участие в ряде международных и российских проектов. Руководила госбджетными научными проектами и научным проектом в рамках Иновационной программы РГПУ:
- Исследование параметров интерпретации художественного текста: синхронический и диахронический аспект (2005 г.).
- Разработка понятийно-терминологического аппарата в когнитивно-коммуникативной парадигме для создания учебных материалов нового поколения (2006 г.)
- Текст и язык в парадигмах современного гуманитарного знания: анализ, интерпретация, понимание. ( 2007).
Повышение квалификации: регулярно участвует в программах повышения квалификации и научно-практических семинарах по вопросам лингвистики, новых образовательных стратегий и программ, наукометрических показателей, комплексного рейтингования и т.п. В их числе:
- научно-практические семинары в рамках инновационной образовательной программы РГПУ им. А.И Герцена (2007-2008 гг)
- научно-практические семинары на базе Фундаментальной библиотеки РГПУ им. А.И Герцена (2009-2013 гг)
- повышение квалификации по программе «Подготовка к внедрению ФГОС ВПО нового поколения: проектирование основных образовательных программ, отвечающих требованиям ФГОС» (июнь 2010)
- серия мастер-классов по вопросам теории и интерпретации текста в рамках международной конференции ассоциации IALS на базе университета Генуи (июль, 2010 г)
- семинар для директоров институтов и филиалов, деканов факультетов, заведующих кафедр «Повышение эффективности деятельности структурных подразделений университета на основе рейтингового подхода» (октябрь 2013)
- программа повышения квалификации «Оценка качества профессиональной деятельности преподавателя вуза», РГПУ им. А.И.Герцена (15.10.13 — 06.12.13, 72 часа); Сертификат
- международные научно-практические семинары ассоциации SPELTA по различным аспектам преподавания языка и культуры (2013-2014 гг) Сертификат 1
- программа повышения квалификации «Проектирование программ в государственной итоговой аттестации бакалавров и магистров на основе технологий оценки компетентностей» (04.03-24.04. 2014; 72 часа)
- Цикл научно-методических семинаров К.Гастингса по проблемам преподавания английского языка и культуры (36 ч) 2016 г.
- Проектирование и организация учебного процесса в электронной ИОС вуза г (36 ч) 2017 г
- Проектирование ФОС основной образовательной программы высшего образования (36 ч) 2017 г
- Противодействие коррупции в образовательном учреждении, 16 часа(ов), 2017 г.
- Психолого-педагогические основы инклюзивного высшего образования (36 ч) 2018 г.
Часы приема: четверг с 15.00, в другие дни - по согласованию
Контактная информация:
e-mail: ephil-herzen@mail.ru;
Расписание в Электронном атласе
Профиль в Электронном атласе