ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт дефектологического образования и реабилитацииКафедрыКафедра СурдопедагогикиИстория кафедры

Начало научного этапа развития сурдопедагогической мысли в России относится к началу XIX века. Первым стабильно работавшем училищем в России стало училище для глухонемых, организованное в 1806 году на базе Императорского Воспитательного дома – предтече Герценовского университета. Это училище стало одним из лучших в Европе

Кафедра сурдопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена является одной из старейших в России специализированных выпускающих кафедр, осуществляющих подготовку специалистов для школ – интернатов, детских садов для глухих и слабослышащих, реабилитационных центров, учреждений социальной сферы, общественных организаций для лиц с нарушением слуха, учреждений дополнительного образования, преподавателей для средних профессиональных и высших учебных заведений.  Она была основана в 1918 году по инициативе профессора Д.В. Фельдберга. С возникновением кафедры сурдопедагогики началась история становления и развития дефектологического факультета (в дальнейшем факультета коррекционной педагогики, в настоящее время – института дефектологического образования и реабилитации).

      У  истоков кафедры стояли крупные ученые, профессора  М.В. Адеркас (заведующая кафедрой), Д.В. Фельдберг, С.М. Доброгаев. Им удалось объединить и включить в творческую учебно – методическую и научную работу опытных сурдопедагогов, логопедов, методистов, сделать  первые шаги к дифференцированному  обучению детей, разработать эффективные методы и приемы развития словесной речи, использования остаточной слуховой функции. В разные годы на кафедре сурдопедагогики работали профессора П.С. Янковский, М.Е. Хватцев, В.К. Орфинская, М.П. Могильницкий,  А.П. Велицкий, доценты М.Л. Шкловский, Т.В. Ханутина, З.М. Ежова, С.Н. Шабалин, Е.И. Андреева, О.М. Потапова, преподаватели  А.И. Усынина, О.Н. Поляхина, Б.Н. Мельников, Е.Э. Смирнова,  Н.В. Смирнов, Т.А. Трубникова и другие. Их усилиями был заложен фундамент отечественной сурдопедагогики и специальных методик обучения и воспитания лиц с нарушением  слуха.        

           В 70-е годы основными  направлениями в работе кафедры, руководимой М.И. Никитиной (заведующая кафедрой с 1973 по 1998 гг.),  становятся совершенствование обучения глухих и слабослышащих  языку, а также изучение индивидуальных различий учащихся с нарушением слуха в овладении знаниями и дифференцированный подход к ним.

            Во второй половине 80-х годов доминирующим в научно-исследовательской деятельности кафедры сурдопедагогики становится ее сотрудничество со специальными детскими садами и школами,  комплексное изучение различных сторон коррекционной работы с глухими и слабослышащими детьми, развитие их устной и письменной речи в условиях специально организованного обучения. По материалам исследуемых проблем в этот период было написано 4 пособия для учителей, создано 6 школьных учебников (М.И. Никитиной, Л.М. Быковой, Е.Е. Вишневской, О.М. Потаповой, Л.П. Назаровой).

          Укрепляется штатный состав кафедры: в него включаются педагоги, психологи, методисты высшей квалификации. Повышается статус заведующего кафедрой: её  возглавляет член – корреспондент Российской академии образования профессор М.И. Никитина. Ведущими преподавателями кафедры являются доценты, кандидаты наук Л.М. Быкова, Н.И. Белова, Л.П. Назарова, Е.Е. Вишневская, И.А. Михаленкова, Л.С. Мотылева, З.А. Пономарева. Традиции кафедры продолжают представители молодого поколения  Л.В. Андреева, Г.Н. Пенин, А.А. Коржова, Л.В. Кораблёва, Е.П. Микшина.

      Ученые кафедры сурдопедагогики продолжают плодотворно работать над созданием новых учебных планов, учебных программ по всем специальным предметам подготовки сурдопедагога. На отделении сурдопедагогики начинает проводиться дифференцированное обучение студентов. По разным учебным планам осуществляется подготовка учителей – дефектологов начальной школы, русского языка и литературы школ глухих и слабослышащих и сурдопедагогов дошкольных учреждений.

Важные изменения в направлениях деятельности кафедры сурдопедагогики начинают происходить с начала 90-х годов XX столетия. Социально – экономические процессы, осуществлявшиеся в России, привели к широкому изучению и внедрению в отечественную педагогическую науку и практику зарубежного опыта специального образования. Сложившаяся ситуация, связанная с демократизацией и гуманизацией общественных отношений, появлением элементов новой нормативно-правовой базы в специальном образовании, привела к внедрению в 1992 году на отделении сурдопедагогики многоуровневой непрерывной подготовки бакалавров  в рамках направления «540600 – Педагогика» и магистров образования. Учёными кафедры были созданы стандарты моноуровневой подготовки специалиста – сурдопедагога и разработаны учебные планы.

В 1997 году приказом ВАК Российской Федерации в РГПУ им. А. И. Герцена открывается диссертационный совет по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора наук по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика (председатель М. И. Никитина, учёный секретарь Г.Н. Пенин). В 2000 году совет получает право рассмотрения и защиты диссертации по двум специальностям: 13.00.03 – коррекционная педагогика и 19.00.10 – коррекционная психология.

В 1999 году руководителем кафедры избирается профессор  Г.Н.  Пенин (заведующий кафедрой с 1999 по 2017 гг.).

В 90-е годы минувшего столетия активизировались международные связи учёных кафедры с коллегами из Франции, США, Польши, Латвии и других стран дальнего и ближнего зарубежья. В частности, был осуществлён Международный проект  с Национальными центрами школьной адаптации и интеграции Сюрен – Бомон (Франция) по актуальным проблемам обучения, адаптации и интеграции детей с нарушениями в развитии. Работы ведущих специалистов  (проф. М.И Никитина, проф. Г.Н. Пенин, доц. Л. В. Кораблёва) опубликовывались во Франции на английском, немецком и французском языках, что явилось определённым вкладом в мировой опыт специального  образования детей с ОВЗ (1995 г.). Магистранты кафедры А. Шиловская и К. Леонова в соответствии с международным договором о сотрудничестве успешно прошли полный курс обучения на факультете речевых нарушений Университета Северной  Айовы (США).

Значительным достижением кафедры сурдопедагогики явилось расширение специальностей, предлагаемых студентам, введение разнообразных специализаций. Так, сотрудниками кафедры – профессорами М.И. Никитиной, Г.Н. Пениным, доцентами Л.В. Андреевой, А.А. Коржовой, Л.В. Кораблёвой, Е.П. Микшиной, О. А. Красильниковой, А. С. Макаровой, Н.Е. Граш, Е.Ю. Мамедовой, ст. преп. Н.В. Наумовой была создана программа «Специальная дошкольная педагогика и психология». В учебные планы специальности «Сурдопедагогика» были включены  дополнительные специализации «Логопедическая работа с детьми, имеющими нарушения слуха», «Обучение и воспитание детей с нарушением слуха в общеобразовательных учреждениях общего назначения».

Подлинным брендом кафедры является Международная конференция «Ребенок в современном мире», проводимая под эгидой ЮНЕСКО и Министерства образования и науки РФ. В организации и проведении конференции  деятельное участие принимает кафедра сурдопедагогики. В течение четверти века по инициативе проф. Г.Н. Пенина и доц. Л.В. Кораблевой ежегодно выпускаются сборники научных трудов, посвященных широкому кругу  актуальных проблем обучения, воспитания, социализации, интеграции, инклюзивному образованию детей с ОВЗ. Благодаря составителям этих сборников (Г.Н. Пенина и Л.В. Кораблевой), удалось объединить  в единое социокультурное и научно–методическое пространство отечественных и зарубежных ученых–дефектологов, педагогов–практиков, представителей общественных организаций, аспирантов и студентов вузов. Многие сотни научных статей, опубликованных в сборниках, явились основой  для диссертационных работ как сотрудников кафедры  и факультета коррекционной педагогики (института дефектологического образования и реабилитации), так и для представителей сторонних организаций.

В соответствии с Госконтрактом разрабатывался ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования (АООП НОО) для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (проф. О.А. Красильникова).  Создание новых ФГОС позволило педагогам специальных  школ более гибко определять образовательный маршрут для каждого ребенка с нарушением слуха в соответствии с его желаниями и познавательными возможностями. В настоящее время совместно с  педагогами школы № 33 и № 20 для слабослышащих детей разрабатываются рабочие программы учебных дисциплин и коррекционных курсов АООП НОО для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (проф. О.А. Красильникова,  доц. А.С. Макарова) и учебно – методические комплексы  по обучению грамоте, литературному чтению, развитию речевого слуха и формированию произносительной стороны устной речи у слабослышащих и позднооглохших детей (проф. О.А. Красильникова,  доц. О.А. Чиж,  доц.  А.С. Люкина).       На базе  школы №33 организован ресурсный центр по обучению детей с кохлеарными  имплантами (руководитель С.В. Ильюшина, проф. О.А. Красильникова, доц. А.С. Люкина).

Следуя добрым традициям, кафедра сурдопедагогики стремится сохранить опытных преподавателей – профессоров и доцентов, внесших решающий вклад в ее развитие  и формирование  имиджа кафедры в России и за рубежом. Вместе с тем штатный состав старейшего учебного подразделения университета постоянно обновляется Осуществляется подготовка молодых перспективных преподавателей из числа ее выпускников. Поэтому не случайно, что в свой 100-летний юбилей кафедра сурдопедагогики претерпела определенные кадровые изменения: заведующий кафедрой профессор Г.Н. Пенин «передал эстафету» руководства кафедрой профессору О.А. Красильниковой, имеющей значительный научный потенциал и опыт вузовской работы в должности профессора. Оставаясь профессором, Г.Н. Пенин продолжает активную научную и учебную деятельность. На должность доцента избрана А.С. Люкина, аспирант М. И. Филиппова  стала ассистентом кафедры.

Последнее изменение: 31 января 2019 г. в 16:52:06
Автор: Филиппова Мария Игоревна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором