Первое полугодие 2012 года
РГПУ им. А.И. Герцена начал участие в новом проекте ELRI-087 «Приграничный обмен опытом для повышения качества специального образования», который получил финансирование Европейского Союза и осуществляется в соответствии с Программой приграничного сотрудничества «Эстония–Латвия–Россия» в рамках Европейского Инструмента Соседства и Партнерства на 2007–2013 годы. В Проекте принимают участие Фонд интеграции и миграции «Наши люди» (Таллин, Эстония), Тартуский университет и его Нарвский колледж, а со стороны РГПУ им. А.И. Герцена — факультет коррекционной педагогики.
Проект направлен на содействие в подготовке русскоязычных логопедов в Эстонии. Специалисты кафедры логопедии РГПУ им. А.И. Герцена окажут помощь эстонским коллегам в проведении логопедической работы. Предусмотрено проведение практики логопедов из Эстонии в Санкт-Петербурге под руководством наших опытных специалистов. Участие в проекте также предполагает изучение опыта специального образования в Эстонии и России, написание научных статей и издание сборника, проведение встреч специалистов и научно-практических семинаров.
4 апреля 2012 года состоялось российско-эстонское онлайн-совещание по вопросам подготовки мероприятий в рамках проекта. Со стороны РГПУ им. А.И. Герцена в нем приняли участие проректор по учебной работе В.З. Кантор, проректор по международному сотрудничеству С.М. Шилов, проректор по информатизации Д.И. Бойков, декан факультета коррекционной педагогики А.П. Антропов. Участники совещания обсудили план работы на ближайшее время и договорились о проведении следующей координационной встречи в Эстонии. Была выражена уверенность в том, что Проект послужит укреплению сотрудничества и развитию специального образования. Не зря слоган Программы приграничного сотрудничества «Эстония–Латвия–Россия» — United by Borders, или «Объединенные границами».
Этот документ был подготовлен при финансовой поддержке Европейского Союза.
Содержание этого документа являются предметом ответственности РГПУ им. А.И. Герцена и ни при каких обстоятельствах
не может рассматриваться как отражение позиции Европейского Союза
06 июля 2012 года
На факультете вручили дипломы выпускникам специалитета, бакалавриата и магистратуры. Вручение прошло в праздничной обстановке. С напутственными словами выступили декан факультета, заведующие кафедрами, преподаватели. В ответных выступлениях выпускники благодарили факультет и своих наставников.
В качестве новой традиции была торжественно представлена «Зачетная книжка XXI века», в которую вклеили фотографии всех выпускников. Вчерашние студенты оставили свои подписи в этом «историческом документе».
Попрощались выпускники песнями и стихами, которые специально подготовили для этого вечера.
05 июля 2012 года
В Мариинском зале состоялась торжественная церемония вручения дипломов с отличием. Дипломы вручали ректор РГПУ им. А.И. Герцена В.П. Соломин, президент университета Г.А. Бордовский, проректоры В.З. Кантор, С.И. Махов, Д.И. Бойков, начальник учебно-методического управления О.В. Акулова, деканы факультетов. «Красные дипломы» получили следующие выпускники факультета коррекционной педагогики:
1. Грищенко Арина Михайловна
2. Бобарнева Екатерина Эдуардовна
3. Дукшина Елена Сергеевна
4. Клетченко Мария Викторовна
5. Орехова Анна Владимировна
6. Платонова Наталья Алексеевна
7. Смолина Екатерина Андреевна
8. Веселова Елена Сергеевна
9. Адылина Анастасия Сергеевна
10. Жильцова Дарья Сергеевна
11. Краузе Екатерина Евгеньевна
12. Кривачева Алина Сергеевна
13. Липина Валерия Александровна
14. Базанова Яна Сергеевна
15. Банзе Изабель Бартоломеевна
16. Илькова Елизавета Юрьевна
17. Кузнецова Марианна Николаевна
18. Молоткова Ксения Александровна
19. Кривошеева Ирина Леонидовна
20. Корсакова Елена Анатольевна
21. Образцова Надежда Сергеевна
22. Сайфуллина Алена Равилевна
Факультет поздравляет отличников и желает им дальнейших успехов!
27 июня 2012 года
Факультет коррекционной педагогики в рамках «Программы стратегического развития» участвует в проекте 1.1.1 «Разработка и реализация образовательных программ и модулей отдельных образовательных программ, ориентированных на инновационную деятельность в образовании и социальной сфере с учетом потребностей региональных рынков труда, запросов работодателей и образовательных потребностей обучающихся, в том числе совместных (сетевых) образовательных программ и модулей».
На первом этапе:
-разработана концепция принципиально новой основной образовательной программы подготовки магистра «Образование лиц с проблемами интеллектуального развития» по направлению «050700 Специальное (дефектологическое) образование»;
— создан и утвержден учебный план реализации ООП, имеющий дисциплинарно-модульное построение;
— разработаны учебные программы дисциплин учебного плана.
Модульное построение содержания ООП обеспечивает возможность осуществления дифференцированной подготовки на уровне магистратуры учителей начальных классов школ для детей с задержкой психического развития или учителей-дефектологов дошкольных учреждений для детей с умственной отсталостью и с задержкой психического развития.
27 июня 2012 года
в Гербовом зале РГПУ им. А.И. Герцена состоялась презентация проекта «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для социально-реабилитационного сопровождения интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)», реализуемого в рамках Программы стратегического развития университета. Проект был представлен на Совете Программы и получил одобрение.
26 июня 2012 года
в Москве в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания по обсуждению Законопроекта «Об образовании в РФ» и его положения по организации получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
В обсуждении приняли участие представители Комитетов по образованию и социальной политике, члены Государственной Думы РФ (первый заместитель Председателя комиссии по развитию образования – Духанина Л.Н., первый заместитель Председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ, куратор Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию Смолин О.Н., консультант Отдела развития воспитательной деятельности и социализации обучающихся в системе общего образования Департамента воспитания и социализации детей Минобрнауки России Терехина И.О., Председатель Комиссии по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Тополева-Солдунова Е.А., Советник губернатора Московской области, председатель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при губернаторе Московской области Тропинина Л.И.), члены общественной палаты, представители общественных организаций (Общероссийский союз общественных организаций инвалидов, Региональная общественная организация помощи больным с несовершенным остеогенезом «Хрупкие дети», Межрегиональная общественная организация помощи детям с особенностями психоречевого развития и их семьям «Дорога в мир», Региональная общественная организация инвалидов-родителей, воспитывающих детей инвалидов с проблемами зрения «Радужный мир», Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива», Московская общественная организация детей и родителей «Дети-ангелы», Ассоциация «Даун Синдром», Общество помощи аутичным детям «Добро», Всероссийское общество глухих и др.), представители благотворительных фондов (Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Фонд поддержки детей, находящихся в трудных жизненных ситуациях, Благотворительный фонд «Добро победит», Благотворительный фонд помощи детям «Абсолют-помощь», Фонд защиты детей от жесткого обращения и др.), представители государственных образовательных учреждений (государственное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, РГПУ им. А.И. Герцена, Ленинградский государственный областной университет им. А.С. Пушкина, Институт психологии им. Л.С. Выготского, Институт проблем интегрированного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета, МГПУ им. М.А. Шолохова, Омский государственный педагогический университет, Московский государственный гуманитарно-экономический институт, Центр образования «Школа здоровья» №1879 г. Москвы, школа №1321 «Ковчег» г. Москвы и др.), научно-исследовательских учреждений и подразделений (Лаборатория мониторинговых исследований ГБОУ ВПО МГППУ, Национальный центр проблем инвалидности, Российская экономическая академия им. Г.В. Плеханова, Международная педагогическая академия дошкольного образования), а также редакторы журналов «Педагогика» и «Многодетная семья».
От РГПУ им. А.И. Герцена в слушаниях приняла участие заведующая кафедрой коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, доктор психологических наук И.П. Волкова
В процессе общественных слушаниях особое внимание уделялось вопросу о необходимости внесения поправок в статьи и пункты Законопроекта «Об образовании РФ», касающиеся инклюзии и инклюзивного образования. Обсуждение вопросов, связанных с реализацией права на образование детей с ОВЗ рассматривается как одно из главных направлений реорганизации системы образования.
Все участники единодушно поддержали предложения, высказанные Председателем Комитета по образованию Государственной Думы РФ, куратором Экспертного совета по специальному и инклюзивному образованию О.Н. Смолиным, который в своем докладе отметил, что по имеющимся данным 200 тыс. детей-инвалидов не получают образование. В связи с этим необходимо на законодательном уровне обеспечить всеобщее обучение детей-инвалидов, равный доступ к образованию всем детям с ОВЗ. О.Н. Смолин говорил об имеющих место в России нарушениях права выбора образовательного учреждения родителями для ребенка с ОВЗ и о необходимости законодательного обеспечения реализации данного права.
Особое внимание О.Н. Смолин и участники слушаний уделили вопросу о необходимости законодательного обеспечения ранней помощи детям с ограниченными возможностями, проблеме подготовки и переподготовки кадров для реализации инклюзивного образования, проблеме информационного обеспечения инклюзии, просветительской работы среди населения, проблеме «безбарьерной среды». Участники слушаний также отметили необходимость создания научно-методической базы инклюзивного образования, в том числе, необходимость проработки понятийного аппарата, уточнения содержания понятия «особые образовательные потребности», необходимости включения в Законопроект терминологии, связанной с инклюзивным образованием («инклюзивное образование», «тьютор» и др.).
Общественная палата приняла резолюцию о необходимости внесения в Законопроект «Об образовании» поправок с учетом предложений участников общественных слушаний.
18-20 июня 2012 года
на факультете прошла конференция «Человек с нарушениями в развитии и общество: новые направления в поддержке коммуникации». Конференция была организована НОУ ДПО «Социальная школа Каритас», МОО «Альтернативная коммуникация», Санкт-Петербургским Институтом раннего вмешательства и при участии факультета коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. Рассматривались различные аспекты альтернативной коммуникации. В конференции участвовали дефектологи из России, Польши, Великобритании, Швеции, Германии. На пленарном заседании с докладом «Альтернативная коммуникация и помощь детям с тяжелыми нарушениями речи: метод пиктограмм» выступила заведующая кафедрой логопедии, доктор педагогических наук, профессор Л.В. Лопатина. В ходе конференции было проведено шесть мастер-классов.
01 июня 2012
В рамках благотворительной программы Российского союза ректоров «Талант преодоления» состоялось межвузовское онлайн-совещание «Механизмы адаптации в вузах студентов-инвалидов: ресурсы сетевого взаимодействия». Обсуждались вопросы реализации государственных приоритетов и современных стандартов доступной среды в образовании, а также представлен вузовский опыт по её сетевому развитию. От факультета коррекционной педагогики в совещании участвовали профессора Г.В. Никулина и Г.Н. Пенин, доцент Н.Е. Граш и студенты-лауреаты премии «Талант преодоления» 2010 и 2011 года А. Дедкова и У. Голубева.
14.05.2012
В рамках II Всероссийской педагогической ассамблеи «Образование XXI века: развитие человеческого потенциала» состоялось заседание круглого стола «ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ: ОТ ИНТЕГРАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ К ИНТЕГРАЦИИ ОБЩЕСТВА», в котором приняли участие сотрудники факультета и дефектологи из Санкт-Петербурга и России. Участники обсудили философский, социальный и психолого-педагогический аспекты инклюзии и интеграции, а также проблемы инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья в России. По результатам дискуссии был принят следующий
ИТОГОВЫЙ ДОКУМЕНТ
Участники круглого стола отмечают, что инклюзивное обучение лиц с ОВЗ в России является одним из приоритетов государственной образовательной политики.
Вместе с тем для успешной реализации инклюзивного образования и преодоления эксклюзии в разных её формах необходимо решение следующих проблем.
Рекомендации Министерству образования и науки РФ.
1. В сфере политики и законодательства:
— разработать и принять необходимые поправки в Федеральный закон РФ «Об образовании», определяющие правовые основы инклюзивного образования;
— включить в закон (ст.12, п.4) новый тип образовательного учреждения: инклюзивное учреждение;
— усилить взаимодействие всех министерств и ведомств, затронутых проблемами инклюзивного образования;
2. В сфере психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования:
— расширять функциональные обязанности психолого-медико-педагогических комиссий (владеть информацией о ресурсах учреждений, выявлять динамику включения ребенка в образовательную среду и др.);
— укреплять межинституциональное взаимодействие образовательных учреждений и ППМС – центров в целях определения последовательности и характера мероприятий, направленных на развитие и реабилитацию детей с ОВЗ;
3. В области подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования:
— осуществлять обучение специалистов в педагогических вузах в рамках основной образовательной программы подготовки бакалавра и магистра по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»;
— разработать механизм обязательного профессионального повышения квалификации работников дошкольных учреждений и школ по вопросам инклюзивных практик обучения с учетом европейского опыта и российских образовательных традиций;
4. В области подготовки общественного мнения по проблеме инклюзивного образования:
— осуществлять просветительскую деятельность среди государственных служащих, медицинских и социальных работников, педагогов, работников СМИ с целью повышения их компетентности в сфере инклюзивного образования;
5. В области создания для лиц с ОВЗ доступной (безбарьерной) среды:
— обеспечить доступность лиц с ОВЗ к физическому окружению, к транспортной инфраструктуре, к получению и передаче информации;
— внедрять в практику инклюзивного обучения высокотехнологичные средства реабилитации (например, кохлеарные импланты, FM-системы и др.) и информационные технологии;
6. В области научного и учебно-методического сопровождения инклюзии:
— осуществить междисциплинарные научно-теоретические и прикладные исследования по проблемам инклюзивного образования лиц с ОВЗ;
— создать вариативную учебно-методическую базу, предназначенную для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-технологическое обеспечение, учебники, учебные планы, методические материалы и т.д.).
Январь-апрель 2012
На факультете коррекционной педагогики в рамках Программы стратегического развития университета подготовлен к реализации проект «Разработка и реализация дополнительных образовательных программ для социально-реабилитационного сопровождения интегрированного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».
Руководитель проекта – доктор педагогических наук, профессор кафедры основ коррекционной педагогики В.З. Кантор.
Цель проекта: формирование пакета дополнительных образовательных программ, обеспечивающих формирование реабилитационно-образовательного пространства для студентов с ОВЗ в учреждениях профессионального образования общего назначения
Задачи:
1. разработка дополнительных образовательных программ социально-реабилитационной направленности для студентов с ОВЗ и их реализация.
2. разработка и реализация дополнительных образовательных программ для ППС и УВП учреждений профессионального образования по вопросам социально-реабилитационного сопровождения профессионально-образовательной деятельности лиц с ОВЗ.
3. разработка и реализация дополнительных образовательных программ для актива общественных организаций инвалидов как социальных партнеров Герценовского университета в области реабилитационного сопровождения интегрированного профессионального образования лиц с ОВЗ.
28.04.2012
прошло тожественное вручение дипломов студентам заочной формы обучения. Выпускники отделения сурдопедагогики подготовили небольшой концерт.
27.04.2012
состоялась конференция «Модернизация образования детей с ограниченными возможностями здоровья и подготовка педагогических кадров в контексте требований государственного стандарта 3-го поколения», посвященная 215-летию Герценовского университета. На пленарном заседании рассматривались история, состояние и перспективы подготовки педагогических кадров для специального образования, концепция коррекционно-развивающего обучения, актуальные проблемы региональной системы дошкольного образования, роль современного учителя в коррекционной школе, роль специальной психологии в реализации приоритетов специального образования и пути модернизации научно-исследовательской работы студентов. В ходе секционных заседаний обсуждались проблемы модернизации образования детей с нарушением интеллекта, слуха, зрения и речи, а также кадровое обеспечение психолого-педагогической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. В конференции приняли участие работники коррекционно-образовательных учреждений города и области, преподаватели, студенты и аспиранты факультета. В ходе пленарного и секционных заседаний было сделано 78 докладов.
20.04.2012
прошла научно-практическая конференция с международным участием «Логопедия XXI века: традиции и новации».
В конференции приняли участие более 250 человек из различных регионов России (Алтайский край, Дальний Восток, Сибирь, Татарстан), стран СНГ (Украина, Белоруссия) и ближнего зарубежья (страны Балтии). Обсуждались актуальные вопросы логопедии, современные подходы к образованию детей с ограниченными возможностями здоровья, инновационные технологии в воспитании и обучении детей. На пленарном заседании с докладами выступили ведущие ученые г. Москвы, Санкт-Петербурга, Киева, различных городов России, практические логопеды, работающие с разновозрастной категорией детей, имеющих речевые нарушения.
При проведении итогов конференции состоялась интересная и продуктивная дискуссия, намечены перспективы и пути решения обсуждаемых научных проблем.
12.04.2012
состоялась научно-практическая конференция, посвященная 110-летию со дня рождения ведущего афазиолога Санкт-Петербурга Варвары Владимировны Оппель.
В.В.Оппель с 1967 года по 1975 год на общественных началах руководила профессиональной подготовкой логопедов, уделяя огромное внимание воспитанию нравственных качеств, необходимых для этой профессии. Поскольку на момент создания логопедической помощи для взрослых профессиональной подготовки логопедов еще не существовало, она взяла эту подготовку кадров на себя, читая лекции и проводя практические занятия.
10.04.2012
в школе им. К. Грота состоялось открытие фанклуба болельщиков «Зенита», которое ознаменовало собой начало нового трёхстороннего социально-педагогического проекта между школой, футбольным клубом и факультетом коррекционной педагогики РГПУ им. А.И. Герцена. На открытии присутствовали директор школы А.В. Мухин, руководитель социальных проектов ФК «Зенит» А.В. Блинов, проректор по учебной работе РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор, декан факультета коррекционной педагогики А.П. Антропов и студенты-волонтеры, которые будут сопровождать воспитанников школы на футбольные матчи.
06.04.2012
на факультете прошла студенческая научно-практическая конференция «Верим в науку». В конференции приняло участие 9 педагогов и 109 студентов факультета. Студенты всех кафедр представили 13 докладов, которые были посвящены различным аспектам помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и вызвали живой интерес у слушателей. Многие сообщения сопровождалось хорошо подготовленными презентациями. В начале и в конце конференции с небольшими инсценировками по произведениям О. Генри и М.Е. Салтыкова-Щедрина выступили студенты 3 и 5 курсов кафедры логопедии. Они представляли собой пример реализации проекта «Домашнее чтение», осуществляемого на факультете и представленного в докладе студенток 3 курса кафедры олигофренопедагогики О.Б.Жирновой и Я.С. Борисовой «Научное сопровождение проекта „Домашнее чтение“.
30.03.2012
состоялась защита кандидатской диссертации Марии Вадимовны Глебовой на тему «Педагогическая профилактика наркотической зависимости школьников с нарушением слуха» по специальности 13.00.03 − коррекционная педагогика (сурдопедагогика). Научный руководитель: доктор педагогических наук, заведующий кафедрой сурдопедагогики, профессор Г. Н. Пенин.
30.03.2012
Заведующая кафедрой основ коррекционной педагогики, доктор психологических наук И.П. Волкова принимала участие в качестве ключевого докладчика в 4-ой Европейской конференции по психологии лиц с нарушениями зрения. Конференция проходила в Гейдельберге (Германия) 29-30 марта 2012 года. Тема доклада: «Значение учения Л.С.Выготского для современной психологии слепых».
28.03.2012
состоялся День открытых дверей. Перед потенциальными абитуриентами выступили декан, заведующие кафедрами и ответственный секретарь приёмной комиссии факультета. В конце студенты обратились к гостям с творческим приветствием.
27.03.2012
на факультете в рамках подготовки к 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена состоялся круглый стол, посвященный системе образования детей с интеллектуальной недостаточностью в Санкт-Петербурге и подготовке педагогических кадров. В его работе приняли участие преподаватели кафедры олигофренопедагогики, представители администрации и педагоги специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII и VIII видов. Руководитель заседания − доктор педагогических наук, профессор кафедры олигофренопедагогики С.Ю. Ильина.
Был обсужден широкий круг актуальных и значимых проблем. Открыл заседание круглого стола декан факультета А.П. Антропов. Заместитель декана ФКП, кандидат педагогических наук, доцент А.П.Зарин рассказала о современной системой подготовки педагогических кадров в свете требований федеральных государственных стандартов 3−го поколения. В выступлении доцента кафедры олигофренопедагогики, кандидата педагогических наук Е.Ф. Войлоковой был представлен анализ опыта взаимодействия образовательных учреждений и кафедры, намечены возможные направления и пути его совершенствования. Интересные предложения о перспективах развития кадрового обеспечения образовательных учреждений были высказаны директором специальной (коррекционной) школы № 565 Кировского района С.М. Виноградовым и заведующей ДОУ № 80 Калининского района О.Н. Мираковой.
Подводя итоги работы круглого стола, С.Ю. Ильина выразила общее мнение участников о плодотворности проведенной работы и необходимости дальнейшего продолжения совместной работы представителей образовательных учреждений и кафедры.
29.02.2012
Студенты ФКП посетили специализированную выставку товаров и услуг для детей «Планета детства». А также принимали участие в работе круглого стола «Развитие системы инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья».
29.02.2012
На факультете в рамках мероприятий, посвященных 215-летию РГПУ им. А.И. Герцена состоялся круглый стол «Проектирование образовательных программ подготовки педагогических кадров по направлению «Специальное (дефектологическое) образование»: проблемы и пути решения». Были сформулированы проблемы создания и реализации основных образовательных программ, намечены пути реализации модульного подхода в построении ООП бакалавра и магистра, обсуждены вопросы содержания и организации научно-исследовательской работы и научно-исследовательской практики магистрантов, рассмотрены подходы к организации аттестации студентов.
24.02.2012
Студенты ФКП принимали участие в съемке телевизионной программы «Вечера в Политехническом». Гость программы – Архимандрит Тихон (Шевкунов). Состоялся просмотр фильма «Гибель империи. Византийский урок», обсуждение фильма и книги.
17.02.2012
Студентка 5 курса отделения сурдопедагогики Ульяна Голубева награждена премией Совета ректоров Санкт-Петербурга «Талант преодоления».
17.02.2012
Состоялась вторая встреча Санкт-петербургской благотворительной общественной организацией «Перспективы» со студентами 1 курса дневного отделения. Многие студенты проявили интерес к участию в волонтерской деятельности.
25.01.2012
Состоялась встреча студентов 3 курса заочного отделения ФКП с Санкт-Петербургской благотворительной общественной организацией «Перспективы». Представители организации рассказали о различных программах деятельности волонтеров, показали фильм и предложили студентам принять участие в волонтерской деятельности детского дома-интерната №4 г. Павловска.