15 февраля 2023 года
Состоялся телемост с представителями Чирчикского государственного педагогического университета. Во встрече приняли участие студенты ИДОиР и педагогического факультета ЧГПУ, а также директор ИДОиР, директор РУМЦ Герценовского университета Александр Петрович Антропов,заместитель директора по учебной работе Наталия Сергеевна Белова, заместитель директора РУМЦ Елена Федоровна Войлокова, специалист по учебно-методической работе РУМЦ Ирина Федоровна Касацкая, заведующий кафедрой специальной психологии ЧГПУ Феруза Усмановна Кодирова, доцент кафедры специальной педагогики ЧГПУ Убайда Юнусовна Файзиева. В ходе мероприятия был произведен обмен опытом в формате вопрос-ответ, студенты поучаствовали в «Минуте креативности и скорости», обсудили дальнейшие планы и предложения по сотрудничеству в области специального, в том числе инклюзивного, образования.
18 января 2023 года
В адрес заведующей кафедры основ дефектологии и реабилитологии Волковой И.П. поступила благодарность от заведующей ГБДОУ детского сада №196 Кировского района Макаренко Л.А.
Х Всероссийская научно-практическая конференция «Центральные механизмы речи» имени проф. Н.Н.Трауготт
https://vk.com/video-46508610_456239560
29 декабря 2022 года
Студенты и преподаватели кафедры сурдопедагогики отметили юбилейный год празднования 350-летия со дня рождения первого российского императора Петра Великого реализацией проекта «Санкт-Петербург: культурный код. Династия Романовых». Автор и руководитель проекта - доцент кафедры сурдопедагогики Любовь Витальевна Кораблева, при участии ассистента кафедры Елизаветы Эдуардовны Пшеничновой.
Цель проекта - расширение знаний об истории династии Романовых, выдающихся представителях этого рода и их вкладе в развитие Санкт-Петербурга и Российской империи.
Проект адресован обучающимся с нарушением слуха, учителям общеобразовательных организаций школ глухих, слабослышащих и позднооглохших, учителям и обучающимся общеобразовательных школ, студентам, магистрантам.
Проект «Санкт-Петербург: культурный код. Династия Романовых» включен в общеуниверситетский проект "Продленка с Герценовским Университетом".
Во втором семестре 2021-2022 учебного года студентами-бакалаврами 3 и 4 курсов проведено 10 вебинаров.
26 мая 2022 года подведены промежуточные итоги создания проекта.
Студенты-участники отмечены грамотами Института дефектологического образования и реабилитации и награждены бесплатной экскурсией «Мы видим город Петроград в 1917 году» в Государственный музей политической истории России.
В первом семестре 2022-2023 учебного года продолжена дальнейшая разработка проекта. Студенты бакалавриата 3 курса провели 6 вебинаров.
Участие в этом проекте сформировало у студентов профессиональные компетенции: ориентировка и подбор исторического материала, его систематизация, разработка занимательных заданий, адаптирование материала с учётом особых образовательных потребностей детей с нарушением слуха и его представление в электронном формате.
В процессе подготовки презентаций и проведения вебинаров все студенты показали себя организованными, старательными, очень творческими и заинтересованными людьми. По результатам проекта преподаватели и студенты награждены грамотами.
В ноябрьском номере (№21) в газете «Педагогические вести» на странице 8 опубликована статья «Погружение в историю», рассказывающая о проекте «Санкт-Петербург: культурный код. Династия Романовых».
В ноябре 2022 года проект представлен на выставке научных достижений РГПУ им. А.И. Герцена.
Поздравляем всех с успешным завершением проекта!!!
Текст подготовлен доцентом кафедры сурдопедагогики Л.В. Кораблевой.
С 19 по 24 декабря 2022 года
В Москве проходила Всероссийская неделя психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха. Мероприятия Недели были направлены на обобщение и распространение научно-практического опыта в области образования и комплексной аудиолого-психолого-педагогической реабилитации детей и взрослых с нарушением слуха. Подобное мероприятие, оператором которого стал Институт коррекционной педагогики Российской академии образования, проходило в Российской Федерации впервые.
В Недели от ИДОиР приняли участие представители ИДОиР и кафедры сурдопедагогики.
Директор Института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена А.П. Антропов и профессор кафедры сурдопедагогики Г.Н. Пенин рассказали об особенностях системы подготовки сурдопедагогов в РГПУ им. А.И. Герцена.
Заведующий кафедрой сурдопедагогики Красильникова О.А. выступила с докладом «Формирование практических грамматических умений у слабослышащих школьников: педагогические подходы и оценка», в котором предметом рассмотрения стало исследование и оценка сформированности грамматических умений и уровня владения грамматическими понятиями и обобщениями у слабослышащих младших школьников.
Красильникова О.А. совместно с доктором пед наук, профессором кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета МПГУ Головчиц Л.А. представили новый учебник «Азбука» для слабослышащих первоклассников. Также Красильникова О.А. представила новый учебник «Литературное чтение» для слабослышащих второклассников.
Доцент кафедры сурдопедагогики Вощилова Н.В. в докладе «Альтернативная коммуникация в психолого-педагогическом сопровождении детей с недостатками слуха с комплексными нарушениями развития» особое внимание уделила вопросу практического применения графических средств альтернативной коммуникации в ежедневных жизненных ситуациях и коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением слуха с комплексными нарушениями развития.
Аспирант кафедры сурдопедагогики Колоярцева Л.А. в докладе «Обучение родителей взаимодействию с ребенком в сопровождении семей, воспитывающих детей раннего возраста с нарушением слуха» остановилась на результатах пилотного изучения взаимодействия специалиста службы ранней помощи с родителями детей раннего возраста с нарушением слуха.
Доцент кафедры сурдопедагогики Волков А.М. в докладе «Физкультурно-спортивные мероприятия как средство социально-личностной адаптации студентов с нарушением слуха в ВУЗе» рассмотрел физкультурно-спортивные мероприятия в контексте социально-личностной адаптации студентов с нарушением слуха и представил анализ работы по созданию спортивно-туристских и туристско-краеведческих объединений, студенческих спортивных клубов.
В мероприятиях Недели участвовали образовательные организации СПб.
Методист Содманенко Е.Н.; учитель-дефектолог Шатова И.А.; учитель-логопед Изергина Н.А.; учитель-дефектолог Русакова О.А. ГБДОУ детский сад № 133 компенсирующего вида в докладе «Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха в условиях дошкольного учреждения компенсирующего вида» представили практический опыт работы сурдопедагогов по обучению и воспитанию слабослышащих дошкольников, а также организационных форм взаимодействия с родителями детей с нарушением слуха.
Учитель-дефектолог Ильюшина С.В., учитель-дефектолог Лигус О.А. ГБОУ школы-интерната №33 провели мастер-класс, на котором представили слушателям учебно-методическое пособие «Содержание и педагогические технологии применения мультимедийного пособия "Психолого-педагогическое сопровождение школьников с кохлеарными имплантами в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся», раскрывающее деятельность педагогического коллектива школы-интерната.
С подробной информацией, мероприятиями, докладами участников, мастер-классами Недели слуха можно ознакомиться на сайте: www.ikp-rao.ru
19 декабря 2022 года
Директор ИДОиР А.П. Антропов и Почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена Г.Н. Пенин приняли участие в пленарном заседании, посвященном открытию Всероссийской недели психолого-педагогического сопровождения обучающихся с нарушениями слуха, проводимой Институтом коррекционной педагогики Российской академии образования. Тема доклада – «Традиции и перспективы развития системы подготовки учителей-дефектологов (сурдопедагогов)». Представители РГПУ ознакомили собравшихся с основными этапами становления Герценовской дефектологической и, в частности, сурдопедагогической, школы, с содержанием образовательных программ и основными векторами дальнейшего совершенствования подготовки сурдопедагогов.
Неделя слуха продлится до 24 декабря. Подробности смотрите по ссылке: https://sluh.ikp-rao.ru
Поздравляем победителей!
C 28 ноября по 3 декабря 2022 года
Преподаватели кафедры сурдопедагогики ИДОиР ФГБОУ ВО РГПУ им. А.И. Герцена (проф. Красильникова О.А., доцент Мамедова Е.Ю., доцент Вощилова Н.В., доцент Люкина А.С., старший преподаватель Наумова Н.В.) и сурдопедагоги ГБОУ школы-интерната № 33 Выборгского района Санкт-Петербурга (учитель-дефектолог, методист Ильюшина С.В., учитель-дефектолог, методист Лигус О.А., учитель-дефектолог, методист Мотовилова Ю.В) провели обучение педагогов Российской Федерации в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Координация на региональном уровне психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся после операции кохлеарной имплантации» (72 часа) совместно с директором ФГБНУ «ИКП РАО» проф. Соловьёвой Т.А. и учёными и сотрудниками лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха ФГБНУ «ИКП РАО» (заведующая лабораторией Николаева Т.В., научный сотрудник Баудэ Е.А., сотрудник лаборатории Роснач Д.Ю.). Бахшинян В. В., кандидат медицинских наук, доцент, раскрыл медицинские аспекты кохлеарной имплантации.
Рассмотрены вопросы:
- Государственная политика Российской Федерации по вопросу организации образования обучающихся после операции кохлеарной имплантации (разработка и реализация федеральных адаптированных основных общеобразовательных программ начального и основного образования обучающихся с нарушениями слуха).
- Маршрутизатор психолого-педагогического сопровождения обучающихся после операции КИ. Координация на региональном уровне психолого-педагогического сопровождения образования обучающихся после операции кохлеарной имплантации (КИ): цели и задачи.
- Этапы психолого-педагогического сопровождения детей до и после КИ.
- Подходы к реабилитации детей с КИ. Определение и назначение АООП ДО для детей после кохлеарной имплантации.
- Подготовка ребёнка и его родителей к операции кохлеарная имплантация: задачи и содержание работы сурдопедагога.
- Роль сурдопедагога в подготовке ребенка к подключению речевого процессора и его последующих настроек.
- Направления и содержание коррекционной работы с детьми раннего и дошкольного возраста с КИ в первоначальный период реабилитации. Показатели окончания первоначального этапа.
- Медицинские аспекты кохлеарной имплантации.
- Коррекционно-развивающая работа с обучающимися с КИ при реализации АООП НОО (вариант 2.1) и АООП ООО (вариант 1.1).
- Содержание и направления коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с КИ после завершения первоначального этапа реабилитации.
- Современные технические средства для детей с кохлеарными имплантами (КИ) в пространстве образовательного учреждения.
- Коррекционно-развивающая работа над голосом обучающихся с КИ на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
- Использование FM-системы в образовательном процессе с обучающимися с нарушением слуха.
- Развитие слухового восприятия и произношения в различных формах работы в образовательной организации. Технология работы по развитию речевого слуха и произношению на общеобразовательных уроках.
- Развитие восприятия неречевых звучаний окружающего мира у обучающихся с КИ при реализации АООП НОО (вариант 2.2).
- Развитие коммуникативных умений у обучающихся с кохлеарными имплантами (КИ) на индивидуальных занятиях по формированию речевого слуха и произносительной стороны устной речи.
- Педагогическая оценка сформированности коммуникативных умений у обучающихся с КИ при реализации АООП НОО (вариант 2.2).
- Характеристика системы развития коммуникативных умений у обучающихся с КИ в условиях реализации АООП НОО (вариант 2.2).
- Слухоречевое развитие обучающихся с кохлеарными имплантами (КИ) во внеурочной деятельности.
- Психолого-педагогическое сопровождение школьников с кохлеарными имплантами (КИ) в образовательном пространстве школы для слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
01 декабря 2022 года
Состоялся вебинаре по теме: «Совершенствование подготовки кадров в области сурдопедагогики в высших учебных заведениях Российской Федерации».
Организатор вебинара ФГБУ Российская академия образования.
На встрече обсуждались актуальные вопросы современной дефектологии (сурдопедагогики).
На вебинаре выступили
-Красильникова Ольга Александровна, заведующий кафедрой сурдопедагогики ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук
«Модели подготовки сурдопедагогов в РГПУ им. А.И. Герцена: традиции и современность»
-Беляева Ольга Леонидовна, заведующий кафедрой коррекционной педагогики ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук
«Современная сурдопедагогика и сурдопедагог: из прошлого в настоящее»
-Николаева Татьяна Вячеславна, заведующий лабораторией образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушением слуха ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», доктор педагогических наук
«Актуальные вопросы совершенствования коррекционной помощи обучающимся с нарушением слуха»
-Ковригина Лариса Валентиновна, заведующий кафедрой логопедии и детской речи ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», кандидат педагогических наук «Организация и подготовка специалистов для детей с нарушенным слухом в Новосибирске»
-Дружинина Лилия Александровна, заведующий кафедрой специальной педагогики, психологии и предметных методик ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», кандидат педагогических наук «Персонализация как условие расширения профессиональной компетентности слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки сурдопедагогов»
-В дискуссии после основных докладов по вопросу организации подготовки студентов бакалавров и магистров к обучению и воспитанию детей с кохлеарными имплантами выступила Люкина Анна Сергеевна, доцент кафедры сурдопедагогики.
Обсуждались вопросы:
1. Современные достижения в области сурдопедагогики.
2. Пути решения кадрового дефицита специалистов в области комплексной
реабилитации детей с нарушениями слуха.
3. Разработка программ постдипломной подготовки команд комплексной
реабилитации специалистов медицинского и психолого-педагогического профилей.
4. Организация межведомственного взаимодействия специалистов
в комплексной реабилитации детей после кохлеарной имплантации.
5. Формулировка предложений и практических рекомендации по
повышению престижа профессии сурдопедагог.
С 1 ноября по 30 ноября 2022 года
Преподаватели кафедры сурдопедагогики (проф. Красильникова О.А., доцент Чиж О.А., доцент Мамедова Е.Ю., доцент Люкина А.С., доцент Вощилова Н.В., старший преподаватель Наумова Н.В.) провели обучение сурдопедагогов образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга в рамках дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Совершенствование учебно-воспитательного процесса в образовательной организации для детей с нарушением слуха в новых социально-педагогических условиях».
Рассмотрены вопросы:
- Реализация адаптированных основных образовательных программ ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС ООО.
- Развитие познавательной сферы обучающихся с нарушением слуха в ходе учебно-воспитательного процесса.
- Характеристика системы работы по развитию коммуникативных умений у обучающихся с нарушением слуха.
- Развитие коммуникативных умений у обучающихся с нарушением слуха в учебной деятельности.
- Понятие «дизартрия» и детский церебральный паралич (ДЦП).
- Коррекция речевого развития школьников с дизартрией.
- Сравнительная характеристика речевого развития детей с нарушением слуха и детей с алалией.
- Альтернативная аугментативная коммуникация в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.
- Использование пиктограмм в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.
24 ноября 2022 года
Руководитель национального центра "Абилимпикс" Алексей Николаевич Васильчук направил благодарность директору ИДОиР, директору РУМЦ РГПУ А.П. Антропову и профессору кафедры основ дефектологии и реабилиологии В.З. Кантору.
14 ноября 2022 года
Профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии, доктор педагогических наук В.З. Кантор выступил на совместном заседании Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, Экспертного совета по образованию инвалидов при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию и Центра развития инклюзивного образования Российской Академии образования. Тема заседания: «Кадры дефектологов: состояние и подготовка (об исполнении Поручения Президента Российской Федерации от 24 сентября 2021 г. № Пр-1808ГС, п.3 а) по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации, состоявшегося 25 августа 2021 года)».
Преподаватели института - победители XXIII Выставки научных достижений преподавателей и студентов Герценовского университета, приуроченной к празднованию 225-летия РГПУ им. А. И. Герцена в номинациях:
- Разработки и проекты в области высшего образования ("Модель экосистемы сотрудничества кафедры и образовательных организаций «Наука с Практикой»"- Диплом I степени) - кафедра олигофренопедагогики;
- Художественно-творческая работа ("Художественно-эстетическая деятельность в профессиональной подготовке педагогов-дефектологов"- Диплом II степени) - кафедра олигофренопедагогики;
- Разработки и проекты в области общего образования ("Интерактивный атлас профессий для лиц с нарушением слуха "Мои профессиональные ориентиры"- Диплом II степени) - кафедра сурдопедагогики;
Кафедру олигофренопедагогики представляли работы А.П. Антропова, Н.С. Беловой, Д.И. Бойкова, В.Н. Вовка, Е.Ф. Войлоковой, Е.А. Гайдукевич, Н.Н. Глазковой, А. Зарин, Ю.А. Кругловой, С.В. Кудриной, Л.А. Кузнецовой, Ю.Т. Матасова, Л.С. Медниковой, Ю.В.Нефедовой, Л.В. Петровой, А.С.Чижовой, Н.А. Шумской.
Кафедру сурдопедагогики представляли работы Г.Н. Пенина, О.А. Красильниковой, Л.В. Кораблевой, А.С. Люкиной, Н.В. Наумовой, М.И. Филипповой, Е.Э.Пшеничновой.
На открытии выставки перед конкурсной комиссией экспозицию кафедры олигофренопедагогики представляли профессор, заведующая кафедрой Светлана Юрьевна Ильина, профессор Алиция Петровна Зарин, доцент Людмила Анатольевна Кузнецова и ассистент Наталия Сергеевна Белова.
На открытии выставки, с приветственным словом в секции кафедры сурдопедагогики, представляла профессор, заведующая кафедрой Красильникова Ольга Александровна.
Большая Благодарность доцентам Елене Федоровне Войлоковой, Светлане Владимировне Кудриной, Любови Витальевне Кораблевой, Геннадию Николаевичу Пенину, Анне Сергеевне Люкиной, Наталье Викторовне Наумовой, Марии Игоревне Филипповой, Елизавете Эдуардовне Пшеничновой за активное участие в подготовке экспонатов для выставки и выступления с докладами.
С материалами выставки по кафедре олигофренопедагогики можно познакомиться в 220 аудитории.
11 ноября 2022 года
Профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии, доктор педагогических наук В.З. Кантор выступил с докладом о «Структурная модель реабилитации инвалидов как основа реализации их комплексной реабилитационной поддержки» на V Межрегиональной научно-практической конференции «Комплексное сопровождение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессионального образования и трудоустройства», которая прошла в Мультицентре социальной и трудовой интеграции Ленинградской области. С приветственным словом к участникам конференции обратился губернатор Ленинградской области А.Ю. Дрозденко. В ходе конференции рассматривались как медицинские, так и психолого-педагогические аспекты реабилитации, профессионального образования и сопровождения трудоустройства лиц с инвалидностью.
03 ноября 2022 года
Институт эволюционной физиологии и биохимии им. И.М. Сеченова Российской академии наук направил благодарственное письмо в адрес заведующей кафедрой логопедии Лопатиной Людмиле Владимировне за участие в круглом столе «Двигательные расстройства в синдроме нарушений при стёртой дизартрии».
24 октября 2022 года
Директор ИДОиР А.П. Антропов принял делегацию студентов Дальневосточного федерального университета во главе с Ольгой Алексеевной Македонской, кандидатом педагогических наук, доцентом департамента психологии образования Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, руководителем образовательной программы «Специальное (дефектологическое) образование». Студенты, которые по окончании обучения планируют стать логопедами, прибыли в Герценовский университет для ознакомления с деятельностью кафедры логопедии. А.П. Антропов рассказал гостям о становлении, современном состоянии и перспективах развития института, а также ответил на вопросы студентов об организации учебного процесса и трудоустройстве выпускников.
Междисциплинарная научно-практическая конференция «Речь, грамотность, дислексия»
Университет «Сириус» (г. Сочи) информирует о проведении 17-19 октября 2022 г. междисциплинарной научно-практической конференции «Речь, грамотность, дислексия».
К участию приглашаются:
➢ специалисты и исследователи: специалисты, работающие с детьми с нарушениями развития устной и письменной речи (педагоги, психологи, руководители образовательных организаций, руководители учреждений системы здравоохранения, и социальной защиты) и исследователи языка, речи и грамотности;
➢ студенты, магистранты, аспиранты: обучающиеся в высших учебных заведениях России по педагогическим, психологическим, филологическим, медицинским и нейронаучным специальностям;
➢ представители родительского сообщества и некоммерческих организаций.
Спикерами выступят ведущие мировые и российские ученые, в том числе:
● Елена Григоренко, PhD, доктор психологических наук, и.о. директора Научного
центра когнитивных исследований НТУ Сириус, профессор Йельского
университета, профессор Хьюстонского университета,профессор Медицинского колледжа Бейлора
● Julian Elliott, профессор психологии образования и директор колледжа Коллингвуд Даремского университета
● Jack Flecther, PhD, заслуженный профессор факультета психологии Хьюстонского университета
● Nicole Landi, PhD, доцент факультета психологии Коннектикутского университета, руководитель направления ЭЭГ-исследований Лабораторий Хаскинса
● Ольга Драгой, доктор филологических наук, профессор, директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ
• Мария Воейкова, доктор филологических наук, зав. отделом теории грамматики Института лингвистических исследований РАН в Санкт-Петербурге, профессор кафедры русского языка филфака СПбГУ, член Петербургского лингвистического общества, Международной ассоциации исследователей детской речи и Европейского лингвистического общества
• Галина Доброва, доктор филологических наук, профессор кафедры языкового и литературного образования ребенка РГПУ им. Герцена
• Александр Корнев, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, заведующий лабораторией нейрокогнитивных технологий Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета
Как стать участником конкурса?
✓ ознакомиться с порядком отбора и критериями экспертной оценки заявки на участие на официальной странице конференции: https://siriusuniversity.ru/education/educational-modules-and-activities/kognitivnie-issledovaniya/mezhdistsiplinarnaya-nauchnoprakticheskaya-konferentsiya-rech-gramotnost-disleksiya
✓ заполнить электронную заявку на очное участие в конференции и загрузить требуемые материалы на сайте Университета «Сириус». Заявки принимаются до 23:59 (Московское время) 25.09.2022 по ссылке:
https://online.sochisirius.ru/forms?act=send&task=addShowFilled&fid=199911460165&f_1002910005=150613972828&f_1002910143=194610255624
✓ ознакомиться с решением отборочной комиссии. Вне зависимости от результатов отбора все участники будут проинформированы о решении комиссии по указанному в заявке адресу электронной почты не позднее 29.09.2022;
✓ подтвердить возможность участия до 9:00 по Мск03.10.2022.
Всем очным участникам Научно-технологический университет «Сириус» обеспечивает проживание в двухместных номерах, проезд / перелет по территории РФ.
Даты и место проведения: 17-19 октября 2022 г., Университет «Сириус», Парк науки и искусства (г. Сочи, Олимпийский пр., д.1).
Успейте подать заявку до 25 сентября 2022 года!
26 сентября 2022 года
Поздравляем магистрантов Института дефектологии и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена Латышкину Анастасию и Строганову Анну с победой на заочном этапе V Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов “Профессиональное завтра» с участием студентов с инвалидностью. Свою работу «Универсальное читающее устройство» они представляли в номинации «Моё полезное изобретение». Научный руководитель проекта Вячеславова Екатерина Васильевна – директор РОЦ «Инклюзия» РГПУ им. А.И. Герцена.
Очный этап V Всероссийского сетевого конкурса студенческих проектов “Профессиональное завтра» пройдет с 18 по 21 октября в Тюменском государственном университете.
Кроме студентов Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена от Ресурсного учебно-методического центра в заочном этапе конкурса «Профессиональное завтра 2022» принимали участие студенты вузов-партнеров: Санкт-Петербургского государственного экономического университета, Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета, Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна, Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина.
06 сентября 2022 года
К 60-летию В.З. Кантора
В 06 сентября 2022 года
К 60-летию В.З. Кантора.
06 сентября 2022 года
К 60-летию В.З. Кантора
06 сентября 2022 года
Общероссийская общественная организация инвалидов "Всероссийское общество глухих" (ВОГ) наградила профессора кафедры основ дефектологии и реабилитологии В.З. Кантора почетным знаком "За особые заслуги". Поздравляем Виталия Зораховича с 60-летием и заслуженной наградой!
27 июня 2022 года
Профессор института дефектологического образования и реабилитации, член Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию В.З. Кантор принял участие в онлайн формате в совместном заседании Экспертного совета и Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов.
К участникам заседания с приветственным словом обратились первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Александр Вячеславович Бугаев и первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по науке и высшему образованию руководитель Рабочей группы по вопросам развития доступного и качественного дошкольного и общего образования для детей-инвалидов Комиссии при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, куратор Экспертного совета по образованию инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при Комитете Государственной Думы по науке и высшему образованию Олег Николаевич Смолин,
В повестку дня были включены два вопроса:
1) Об исполнении Поручения Президента Российской Федерации Пр-2876 от 12 декабря 2014 г. (подпункт «б» пункта 2) в отношении оценки положения дел в сфере соблюдения права детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на образование.
2) Современное коррекционное образование: новые возможности проекта «Школа Минпросвещения России».
В заседании приняли участие представители Министерства просвещения Российской Федерации и региональных органов управления образованием, научно-исследовательских институтов, общественных организаций инвалидов.
21 июня 2022 года
Профессора института дефектологического образования и реабилитации приняли участие в онлайн формате в Круглом столе «Вопросы стандартизации содержания адаптированных основных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте достижения целевых ориентиров национального проекта «Образование», проведенном Российской академией образования. Основные ориентиры были заданы в начале заседания Президентом РАО О.Ю. Васильевой, заместителем Президента РАО Г.Г. Онищенко, заместителем директора Департамента Министерства просвещения Российской Федерации Ю.М. Сачко и академиком РАО, директором ГБОУ города Москвы «Школа №109» Е.А. Ямбургом.
Профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии В.З. Кантор выступил с докладом на тему «Компетентностное обеспечение реализации адаптированных основных образовательных программ в условиях инклюзивного образования детей с ОВЗ: реалии практики». Заведующая кафедрой сурдопедагогики Красильникова О.А. рассказала о перспективах развития образовательных и воспитательных систем в учреждениях для детей с нарушением слуха.
В ходе заседания рассматривались теоретические, организационные, методические аспекты образования детей с ОВЗ, эффективные механизмы междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов, вариативные модели и индивидуальные траектории организации обучения детей с ОВЗ, вопросы интеграции достижений медицины и современных реабилитационных технологий в педагогическую практику, совершенствования законодательной и нормативной базы образования детей с ОВЗ, профессиональной подготовки психолого-педагогических кадров для работы с семьей ребенка с ОВЗ.
30 мая 2022 года
Студенты института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А.И. Герцена получили сертификаты участников VI Международной научно-практической конференции «Социально-педагогическая поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья: теория и практика», проходившей в смешанном режиме с 19 по 21 мая в Крымском федеральном университете имени В. И. Вернадского.
Арина Дмитриева выступила с докладом «Просвещение родителей в области реабилитации детей с ДЦП как еще одна важная задача медицинского персонала», а Антонина Никулина поделилась своим опытом в докладе «Изменение характеристик внимания у детей с диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности» вследствие применения метода музыко- и цветотерапии».
Из вузов – партнеров РГПУ им. А.И. Герцена по линии РУМЦ в конференции участвовали преподаватели и студенты Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы.
25 мая 2022 года
На площадке Казанского федерального университета стартовал VIII Международный форум по педагогическому образованию IFTE-2022 (International Forum on Teacher Education), который традиционно собирает лучших исследователей в области подготовки педагогических кадров из российских и зарубежных университетов, научных организаций. В рамках Форума доктор педагогическийх наук, профессор института дефектологического образования и реабилитации Виталий Зорахович Кантор дал интервью, с которым можно ознакомиться здесь.
25 мая 2022 года
В РУМЦ состоялась встреча с руководителями и специалистами РУМЦ СПО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий и РУМЦ СПО «Лабораторный химический анализ» Охтинского колледжа Санкт-Петербурга.
Гостей принял директор института дефектологического образования и реабилитации,директор РУМЦ А.П. Антропов, который рассказал об основных направлениях деятельности института. Заместитель директора РУМЦ Е.Ф. Войлокова провела небольшую экскурсию по зданию.
Специалист по учебно-методической работе РУМЦ И.Ф. Касацкая рассказала о роли РУМЦ в развитии региональной системы инклюзивного высшего образования региона.
Большой интерес у гостей вызвало сообщение«Использование ассистивных технологий и вспомогательных технических средств в обучении и сопровождении обучающихся с ОВЗ и инвалидностью» и наглядная демонстрация специального оборудования, проведенная инженером реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» РГПУ им. А.И. Герцена В.В. Захаровым.
Ведущий специалист по реабилитационно-образовательной работе РУМЦ Н.В. Мюллер рассказала об основных направлениях взаимодействия с вузами-партнерами Герценовского университета по линии РУМЦ.Участвовавшая во встрече директор реабилитационно-образовательного центра «Инклюзия» РГПУ им. А.И. Герцена Е.В. Вячеславова рассказала о сопровождении инвалидов и лиц с ОВЗ в Герценовском университете.
В конце встречи состоялся неформальный обмен мнениями, в котором также приняли участие руководитель РУМЦ СПО Ярославского колледжа управления и профессиональных технологий Дмитрий Алексеевич Сироткин и руководитель РУМЦ СПО «Лабораторный химический анализ», национальный эксперт «Абилимпикс» Юлия Игоревна Виданова.
6 мая 2022 года
Студенты ИДОиР Андриянова Елена, Думанян Виктория, Калмыкова Эвелина приняли участие в шествии к мемориалу Пискаревского кладбища совместно со студентами РГПУ.
28 апреля 2022 года
Студентка 2 курса магистратуры кафедры олигофренопедагогики Надежда Юрьевна Шаповалова заняла призовое место в конкурсе научных студенческих работ Нижегородского государственного педагогического университета им. Козьмы Минина. Научный руководитель студентки — доктор психологических наук, профессор Людмила Сергеевна Медникова.
20 - 25 апреля 2022 года
заместитель директора РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Е.Ф. Войлокова и студенты института дефектологического образования и реабилитации приняли участие в мероприятиях Деловой программы VII Регионального чемпионата «Абилимпикс», который прошел в Санкт-Петербурге. Организаторами регионального чемпионата «Абилимпикс» выступили Комитет по образованию Санкт-Петербурга и Региональный Центр развития движения «Абилимпикс» при поддержке Национального центра «Абилимпикс» и АНО «Россия – страна возможностей».
22 апреля 2022 года
Доцент кафедры тифлопедагогики ИДОиР Алла Вадимовна Потемкина приняла участие в работе Круглого стола «Лица с нарушением зрения как многофункциональный ресурс на современном рынке труда», который прошел в КБЦ «Петроконгресс» в рамках деловой программы VII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Модераторами мероприятия выступили: начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Ирина Викторовна Кузнецова и кандидат психологических наук, доцент Института специальной педагогики и психологии, региональный директор НКО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий, эксперт комиссии общественной палаты РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик выступили с вступительным словом Ия Евгеньевна Ростомашвили. В работе Круглого стола приняли участие представители различных организаций, занимающихся социализацией и реабилитацией инвалидов по зрению.
Своими взглядами и на проблему занятости инвалидов по зрению и путями ее решения поделился Председатель ВОИ Адмиралтейского района А.Г. Даниях. Имея профессиональное музыкальное образование, он создал оркестр, объединивший 20 инвалидов по зрению. В планах оркестра не только выступления на площадках города, но и возрождение традиции музыкальных оркестров в садах парках Санкт-Петербурга.
Ведущий инженер-программист лаборатории специальных средств измерения ООО «Ракурс-инжиниринг» И.Б. Порецкий описал некоторые барьеры на пути вхождения незрячего в специальность и достижения в сфере разработки автоматизированных систем управления и производства оборудования для промышленной автоматизации.
Генеральный директор образовательного центра «Языки без границ» С.Г. Кречетов рассказал о возможностях центра, педагогами и студентами которого являются люди с различными особенностями здоровья и разнообразными талантами. Докладчик представил основные направления работы центра: обучение студентов с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата английскому языку и подготовка к международным экзаменам; обучение глухих студентов русскому языку и международным жестам; обучение глухих людей профессии экскурсовода на русском жестовом языке с выдачей диплома; производство видео-гидов и образовательных фильмов для глухих на русском жестовом языке силами выпускников Центра.
Возможности и направления работы в сфере профориентации и трудоустройства представили менеджер отдела трудоустройства людей с инвалидностью в СПб РООИ «Перспектива» Ю. Евсюкова (Москва) и специалист по контенту ООО «Центр по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья «Работа –i» Е. Гаврикова.
Председатель Санкт-Петербургской Региональной организации ВОС А.Б. Колосов обратил внимание участников Круглого стола на проблему трудоустройства инвалидов по зрению, на необходимость поиска новых форм взаимодействия организаций с людьми с инвалидности по обозначенной проблеме.
Диакон Георгий Марченко (приход Храма праведного Лазаря Четверодневного в Красном Селе) рассказал о работе с инвалидами в Доме трудолюбия при храме. В настоящее времы в нем открыты три мастерские: лазерной резки, сувенирная и творческая. Люди с инвалидностью делают здесь изделия из дерева, пластика, оргстекла и кожи.
Таким образом, участники Круглого стола представили информацию, отражающую многообразие и разноуровневые возможности трудоустройства и социализации инвалидов по зрению в Санкт-Петербурге.
21 апреля 2022 года
Студенты 4 курса отделения олигофренопедагогики (специальная психология) приняли участие в Мастер-классах практиков инклюзивного образования, проходивших в рамках VII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс: «Музыкальный фольклор в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Народная кукла в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья», «Орф-технологии в музыкальном развитии детей с ограниченными возможностями здоровья», «Развитие речевого дыхания у детей с ограниченными возможностями здоровья посредством игровых упражнений», «Художественный труд – оптимальный способ развития воображения и выявления индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья», «Художественное творчество в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
В завершении работы площадки студенты-герценовцы участвовали в мероприятиях, организованных специалистами «Охтинского колледжа»: практикуме «Как пишут по Брайлю», который провела Марина Степановна Воеводская, методист РУМЦ СПО, СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж», а также в инклюзивном тренинге «Чудесное кафе Алисы», проведенном Екатериной Александровной Карандак, аналитиком СП «Базовый центр», СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж».
20-21 апреля 2022 года
Заместитель директора РУМЦ РГПУ им. А.И. Герцена Е.Ф. Войлокова была экспертом линейки мастер-классов, представленных в рамках Деловой программы VII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».
Итоговым аккордом 2-го дня чемпионата стал Круглый стол «Сообщество лидеров трансляции педагогических знаний «Педагогическое сотрудничество (ПЕСО) развитие профессионально общественной экспертизы в системе образования». Участниками круглого стола были руководящие и педагогические работники, методисты образовательных учреждений, модератором мероприятия выступил Игорь Сергеевич Макарьев, заведующий СП «Центр профориентации, профессионального сопровождения и консультирования инвалидов (детейинвалидов) СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»; председатель правления ОО «Педагогическое сотрудничество». В ходе мероприятия состоялось заинтересованное обсуждение путей формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования, была представлена цифровая платформа «ПЕСО» – сообщества профессионалов, которых «интересует информация высокого качества для принятия решений по вопросам образования».
20 апреля 2022 года
Студенты 2 курса отделения олигофренопедагогики участвовали в открытии VII Регионального чемпионата по профессиональному мастерству среди инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», состоявшемся на площадке государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Охтинский колледж».
Студенты приняли участие в мастер-классах, которые проводили мастера производственного обучения и студенты колледжей Санкт-Петербурга, «Профессионально-реабилитационного центра»: «Сувениры в технике лозоплетения», «Резьба по дереву», «Экологическая проба», «Техника двойного мазка», «Изготовление фитоизделий».
Ребята наблюдали за работой «Стола профориентации и профоконсультации», которую проводил психолог СПбГБУ «Профессионально-реабилитационный центр» Иван Сергеевич Бондаренко и педагог-психолог СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж» Марина Степановна Воеводская.
Участники мероприятия посетили выставку учебных работ обучающихся с ОВЗ «Рельеф, выполненный в скульптурном пластилине». В завершении первого дня состоялся Круглый стол «Меняя себя – меняешь мир» – мотивационная встреча с Молодежным советом «Абилимпикс», участниками Национальной сборной и победителями чемпионатов.
20 апреля 2022 года
Ссостоялось расширенное заседание Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, которое включает проведение международного научно-образовательного форума в формате телемоста «Специальное образование XXI века». Среди учредителей Форума – Герценовский университет и его ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).
Директор института дефектологического образования и реабилитации, директор РУМЦ А.П. Антропов выступил на пленарном заседании с докладом «Региональная система психолого-педагогического сопровождения обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью», а член Общественного совета базовой организации стран-участников Содружества Независимых Государств по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников и специалистов в области инклюзивного и специального образования, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена В.З. Кантор – с докладом «Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: уровень компетентностного обеспечения».
Основные направления работы Форума: система специального образования: международный и региональный опыт; инклюзивное образование: вызовы времени; психолого-педагогическая и медико-социальная помощь детям с ранним детским аутизмом и семьям, их воспитывающим; социально-культурная реабилитация лиц с ОВЗ и инвалидов: обучение, профориентация, трудоустройство, социализация.
9 апреля 2022 года
Состоялся общеуниверситетский инклюзивный субботник под руководством зам директора по воспитательной работе Быковой Е.Б. и директора реабилитационно-образовательного центра "Инклюзия" Вячеславовой Е.В., в котором приняли участие студенты с инвалидность совместно со студентами 3 курса кафедры тифлопедагогики. Студенты в отличном весеннем настроении завершили субботник посиделками за чаепитие!
08 апреля 2022 года
Студенты ИДОиР принимают участие в межвузовской конференции "Студент - исследователь - учитель".
Программа наших секций здесь.
Программа СИУ 2022 ИДОиР
05 апреля 2022 года
С 23 по 31 марта 2022 года в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена в рамках Петербургского международного образовательного форума прошла Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Специальное образование сегодня и завтра: ресурсы и перспективы развития», посвященная 225-летию Герценовского университета и подготовленная институтом дефектологического образования и реабилитации совместно с университетским ресурсным учебно-методическим центром по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (РУМЦ).
В пленарном и секционных заседаниях, участвовало более 2200 представителей вузов, учреждений специального, среднего и дополнительного образования из более чем 50 городов и регионов Российской Федерации, а также представители международного профессионального сообщества из Таджикистана, Казахстана, Армении и Белоруссии.
В конференции приняли участие 26 представителей региональных министерств, управлений, комитетов, департаментов, центров, отделов образования.
С приветственным словом к участникам конференции обратились первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Николаевич Смолин и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук Лариса Павловна Фальковская. Поступило также приветствие от Предсеателяобщественного совета базовой организации стран-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области специального и инклюзивного образования, ректор Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Александр Иванович Жук. Герценовский университет и его дефектологов также поздравили с юбилеем директор Института коррекционной педагогики РАО, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева, проректор по научной работе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, доктор педагогических наук Лариса Михайловна Кобрина, представители Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Череповецкого государственного университета, Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Уральского государственного педагогического университета.
Научное сообщество представляли 24 доктора наук и 54 кандидата наук. В конференции приняли участие более 300 студентов и аспирантов как РГПУ им. А.И. Герцена, так и других российских вузов.
Научно-практическая часть конференции была представлена докладами и выступлениями директоров и заместителей школ, школ-интернатов и детских садов (144чел.), методистов, старших преподавателей, социальных педагогов (в т.ч. тьюторов), учителей и воспитателей (1148чел.).
Обмен опытом, инновационные проекты прозвучали в выступлениях узкопрофильных специалистов в области дефектологии (504 чел.).
По мнению участников, конференция явилась очередным шагом к созданию единого концептуального пространства для укрепления профессиональных контактов ученых-дефектологов и практиков, работающих с лицами с ОВЗ в различных регионах России и за рубежом.
25 марта 2022 года
В рамках Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Специальное образование сегодня и завтра: ресурсы и перспективы развития» в офисе ресурсного учебно-методического центра Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена прошло секционное заседание педагогической гостиной «Комплексное сопровождение детей с нарушениями зрения: кадры, технологии, практики».
В заседании, которое проходило в режимах офф- и онлайн, участвовало 440 представителей вузов, учреждений специального, среднего и дополнительного образования Российской Федерации.
Приветственным словом секционное заседание открыл и.о.ректора РГПУ им. А.И. Герцена, доктор педагогических наук, профессор Сергей Валентинович Тарасов. Ректор отметил тот факт, что конференция проходит в год 225-летия РГПУ им. А.И. Герцена и тема специального образования и профессиональной помощи незрячим занимает традиционно особое место в деятельности научно-педагогического коллектива университета.
С докладом к собравшимся обратилась директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук Лариса Павловна Фальковская. В докладе была дана оценка современным тенденциям развития специального образования в России, затронуты темы продвижения программ для детей аутистического спектра, издания учебно-методических пособий для незрячих детей, необходимости консолидации в системе подготовки кадров для системы специального образования, о перспективе создания Всероссийского центра для детей с выдающимися способностями из числа незрячих учеников и студентов, о профессии дефектолога, как разносторонней, творческой, инновационной.
Провел заседание педагогической гостиной - доктор педагогических наук, профессор кафедры основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена, заслуженный работник высшей школы В.З. Кантор.
С докладами на темы теории и практики выступили преподаватели кафедры тифлопедагогики и основ дефектологии и реабилитологии РГПУ им. А.И. Герцена, дефектологи и тифлопедагоги Санкт-Петербургской школы-интерната №1 им. К.К. Грота, детского сада №622 Кронштадского района Санкт-Петербурга, детского сада комбинированного вида №13 г. Краснодара, детского сада №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга, центра развития «Сенсорика» г. Вологды, Уфимской коррекционной школы-интерната №28 для слепых и слабовидящих обучающихся.
С приветственным словом к участникам конференции обратились первый заместитель председателя Комитета по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации, председатель Общероссийского общественного движения «Образование – для всех», доктор философских наук, академик Российской академии образования Олег Николаевич Смолин и директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения Российской Федерации, кандидат психологических наук Лариса Павловна Фальковская. Поступило также приветствие от Предсеателя общественного совета базовой организации стран-участников СНГ по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических кадров в области специального и инклюзивного образования, ректор Белорусского государственного педагогического университета им. Максима Танка Александр Иванович Жук.
В ходе заседания Герценовский университет и его дефектологов поздравили с юбилеем директор Института коррекционной педагогики РАО, доктор педагогических наук Татьяна Александровна Соловьева, проректор по научной работе Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина, доктор педагогических наук Лариса Михайловна Кобрина, представители Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Череповецкого государственного университета, Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского и Уральского государственного педагогического университета.
Участники пленарного заседания подключились более чем с 370 точек.
институт дефектологического образования и реабилитации и ресурсный учебно-методический центр по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках «Петербургского международного образовательного форума – 2022» проводят Всероссийскую научно-практическую конференцию с международным участием «Специальное образование сегодня и завтра: ресурсы и перспективы развития», посвященную 225-летию РГПУ им. А.И. Герцена.