I. Научно-исследовательская деятельность кафедры
Научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры интенсивного обучения РКИ развивается в рамках университетского научного направления «Формирование билингвальной личности в условиях искусственной и естественной языковой среды» (руководитель направления — д.п.н., проф. Нина Витальевна Баграмова).
Координирует НИР кафедры д.ф.н., проф. Римма Михайловна Теремова.
Направления научной работы на кафедре:
I. «Интерактивные технологии в теории и методике обучения русскому языку как иностранному» (фундаментальное исследование 16.31.02)
Научный руководитель - д.ф.н., проф. Р.М. Теремова
В рамках данной темы исследуется специфика краткосрочных форм обучения русскому языку как иностранному. Перспективной научной целью является создание концептуальной учебно-методической и организационной модели интенсивного краткосрочного обучения, в основе которой лежит научное обоснование интенсивных методов и приемов, таких, как:
· опора на лингвокультурологические доминанты учебных аспектов;
· интерактивный и коммуникативный режим обучения;
· реализация принципов межкультурного диалога;
· модульное обучение;
· педагогическое взаимодействие преподавателей и студентов во время аудиторной и внеаудиторной работы и др.
Научные результаты направлены на обогащение и развитие теории методики РКИ.
В русле этого направления на кафедре выполняются следующие научные проекты:
1.«Описание функциональной грамматики современного русского языка в целях преподавания ее иностранным учащимся».
Научный руководитель — д.ф.н., проф. Р.М. Теремова
Проект направлен на решение проблем методической интерпретации функционально-семантических категорий причины, следствия, условия, уступки, цели, побуждения при обучении РКИ. Проект способствует формированию научной школы, разрабатывающей актуальный сегмент функциональной грамматики русского языка.
2. «Теория учебника: концептуальные и лингвометодические характеристики учебника по русскому языку нового поколения». — Научный руководитель – к.ф.н., доц. Гаврилова В.Л.
Особенностью этого проекта является прикладная, практическая направленность исследований, исходящих из потребностей учебного процесса. Научные результаты работ по проекту становятся концептуальной и лингвометодической базой собственной учебной продукции (пособия и учебники по русскому языку нового поколения для студентов-иностранцев, справочники, методические рекомендации и материалы к спецкурсам и спецсеминарам).
II. Коммуникативно-культурологическая парадигма в практике преподавания РКИ (прикладное исследование 16.31.41)
В русле этого направления на кафедре выполняются следующие научные проекты:
1. «Использование лингвосоциокультурного потенциала текстов культуры в целях преподавания русского языка как иностранного».
Научный руководитель — к.ф.н., доцент Артамонова В.В.
В проекте исследуются методические приемы формирования ключевых языковых компетенций иностранных стажеров при изучении текстов культуры (художественного, кино- и телетекста, живописного, музыкального и публицистического текстов) в иностранной аудитории.
2. «Формирование системы социокультурного сопровождения иностранных студентов в условиях краткосрочного обучения» .
Научный руководитель – к.п.н., доцент Игошина О.А.
Проект направлен на исследование специфики внеаудиторной работы с иностранными студентами и факторов успешной адаптации учащихся в российском социуме; развитие эмпатийных и толерантных качеств личности студента- иностранца, его творческого потенциала.
Государственные и международные проекты и гранты:
Усилия коллектива кафедры направлены на реализацию грантовой поддержки научной деятельности. Сотрудниками кафедры было подано в РГНФ, РФФИ, «Русский мир» и другие организации и фонды более 20 научных заявок за последние 5 лет.
В 2009-2010 гг. кафедрой выполнен научный проект «Разработка концептуально-содержательной модели интерактивного модульного обучения РКИ в русле диалога культур» в рамках федеральной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки Российской Федерации и Перечня НИР РГПУ им. А.И. Герцена. Руководитель проекта – проф. Теремова Р.М.
Проект предусматривает качественное обновление системы краткосрочного обучения, которое максимально приближается к личным образовательным целям иностранных студентов, создает условия для вторичной социализации инофонов, готовит их к конструктивному, адекватному диалогу с представителями разных социумов, к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире. Разработанная модель интерактивного модульного обучения русскому языку как иностранному включает в себя два блока модулей.
Первый блок – это три базовых обучающих модуля, обеспечивающих интенсивное обучение русскому языку иностранных стажеров в условиях краткосрочной стажировки: «Практика речевого общения», «Практическая русская грамматика» и «Фонетика».
Второй блок модулей – это проблемно и профессионально ориентированные спецкурсы, дающие обучающимся возможность в наибольшей степени реализовать свои профессиональные запросы и прагматические потребности: «Русский язык в сфере делового общения», «Золотая коллекция русской литературы», «Русская стилистика», «Серебряное кольцо России (туристический регион: Северо-Запад, Север европейской части России)», «Русский язык для русских из Дальнего и Ближнего Зарубежья»; «Культурное пространство Санкт-Петербурга», «Традиционная русская этнокультура», «Православная Россия: культурные и нравственные ценности», «Русская авторская песня», «Русская народная художественная культура: русская игрушка», «Россия на кино- и телеэкране», «Волшебный мир студенческого театра».
Результаты проекта апробированы и в целом внедрены в учебный процесс кафедры.
В 2013 – 2016 гг. кафедра принимает участие в международном проекте «Межкультурная коммуникация в образовательной среде».
В проекте участвуют Университетский колледж прикладных наук гг. Осло и Акерсхус (NO-HiOA) и подразделения РГПУ им.А.И. Герцена: институт международных связей, кафедра интенсивного обучения русскому языку как иностранному,кафедра перевода, кафедра раннего обучения иностранным языкам, кафедра сурдопедагогики и кафедра педагогики.
Подробная информация о проекте на сайте: https://blogg.hioa.no/intercomedu/
Цель проекта — поиск наиболее эффективных путей решения проблемы языкового и культурного многообразия в образовательной среде и разработка совместного учебного курса “Межкультурная коммуникация в образовательной среде” (30 ETCS).
Ожидаемым результатом проекта является создание модели учебного курса для студентов обоих учебных заведений, который в долгосрочной перспективе может быть распространен на студентов других стран.
Основной задачей проекта для кафедры является модернизация действующих образовательных программ, внедрение инновационных технологий обучения, повышение качества преподавания, а также внедрение результатов проекта в образовательную среду вузов-участников.
Научно-исследовательская работа студентов
В последние годы на кафедре существенно изменился характер НИРС. В рамках разработанной модели краткосрочного обучения предусмотрена система научного взаимодействия и партнерства обучающих и обучаемых. НИРС реализуется в следующих формах: подготовка курсовых проектов по проблемам культурологии, социолингвистики, этнопсихолингвистики, социологии, литературы и др. (студенты из Китая, США, Венгрии, Словении); приобщение к работе в рамках СНО университета; выступление с докладами на студенческой научно-практической конференции «Международная коммуникация в науке, культуре и образовании» РГПУ им. А.И.Герцена; участие в научных мероприятиях вузов Петербурга.
На Международном студенческом фестивале «Люди мира» в Гидрометеорологическом университете, СПб. (2014)
II.Научно-методическая деятельность кафедры
На кафедре интенсивного обучения РКИ сформирована и реализована на практике коммуникативная, интерактивная методика интенсивного обучения РКИ, вобравшая в себя лучшее из российского и зарубежного опыта. Кафедра превратилась в признанный научно-методический и научно-исследовательский центр, экспериментальную площадку для апробации новых концепций, идей, теорий, учебников, в том числе с внедрением привычных для иностранцев форм обучения: курсы по выбору, тестирование, рейтинговые характеристики, кредиты и др.
Кафедра интенсивного обучения РКИ сориентирована на краткосрочное обучение: от нескольких недель до семестра и года. Кафедра работает со стажерами, приезжающими на обучение в соответствии с государственными соглашениями и договорами РГПУ им. А. И. Герцена о международном образовательном сотрудничестве, из университетов США (АСМО), Великобритании, Италии, Франции, Венгрии, Германии, Китая, Южной Кореи, Японии, Турции, Австрии, Словении, Боснии и Герцеговины и др.
Коллектив кафедры осуществляет учебную деятельность в следующих формах:
· краткосрочная студенческая стажировка, предполагающая интенсивное обучение студенческих групп, сориентированное на разные уровни владения языком: от начального до продвинутого;
· учебно-методическая стажировка зарубежных школьных и вузовских преподавателей русского языка;
· научно-педагогическая стажировка специалистов-исследователей;
· индивидуальное и групповое обучение по индивидуальным контрактам в целях повышения уровня личного делового, профессионального и межкультурного общения.
В последние годы кафедра разработала новые образовательные программы, рассчитанные на особый контингент стажеров: преподавателей-русистов из Австрии, Германии, Вьетнама. Современные программы нацелены не только на национально ориентированное обучение, но, прежде всего, на профессионально ориентированное обучение, учитывающее изменение целей обучения, мотивов, содержания обучения в зарубежной школе и в вузе.
Распространению научно-методического опыта кафедры интенсивного обучения РКИ способствует проведение совместных научно-практических конференций и семинаров по проблемам языкознания и методики преподавания РКИ, в частности:
· ежегодной международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории»;
· системы семинаров в рамках многоэтапной международной программы обмена опытом между вузами-партнерами по линии «Американских советов по международному образованию» (Санкт-Петербург-Москва-Владимир), инициируемой АСМО;
· международного фестиваля русского языка в странах Балтии (апрель 2012 года, С.-Петербург), на котором был проведен мастер-класс «Учебный комплекс по русскому языку как иностранному нового поколения» (проф. Р.М.Теремова и доц. В.Л.Гаврилова);
· постоянно действующего межвузовского научно-методического семинара «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ».
Приоритетной задачей кафедры является оказание содействия зарубежным учебным заведениям в изучении русского языка и культуры России, подготовка квалифицированных кадров. Реализация этой задачи носит многогранный характер: это работа преподавателей кафедры в зарубежных вузах (Китая, Кореи, США), научно-методические стажировки преподавателей-герценовцев, повышение квалификации зарубежных преподавателей.
Так, в течение учебного года с целью ознакомления с методикой преподавания русского языка как иностранного и обсуждения программы обучения американских студентов в РГПУ им. А.И.Герцена приезжают сотрудники АСМО, курирующие обучение американских студентов в России, представители вузов зарубежных стран: Венгрии, Германии, США, Норвегии. Регулярно проводятся рабочие совещания с руководителями делегации АСМО, на которых обсуждаются вопросы качества учебных программ, внедрения инновационных технологий в процесс обучения.
Научные и учебно-методические издания кафедры:
За последние годы преподаватели кафедры создали 25 интерактивно-коммуникативных учебников нового поколения, которые обеспечивают процесс обучения русскому языку как в Российской Федерации, так и в зарубежных вузах (США, Китай, Южная Корея, Германия, Австрия и др.). Широкое признание получил учебный комплекс по разговорной практике, за разработку которого авторы (Теремова Р.М., Гаврилова В.Л.) награждены золотой медалью «Лауреат ВВЦ».