ОбщийАбитуриентамСтудентамВыпускникамДополнительное образованиеАспирантура и докторантураБиблиотекаСМИ Карта сайтаПоискПочта
Навигация
Анонсы
нет анонсов

Все анонсы »

СМИ о нас
11 октября 2022

Проект «Александрова дорога»: 1 СЕРИЯ. ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ. НАЧАЛО ПУТИ

03 октября 2022

Телеканал 78: «Реальная политика»

Архив »

РГПУ им. А.И. ГерценаОбщийСтруктураИнституты Институт русского языка как иностранногоКафедрыКафедра интенсивного обучения русскому языку как иностранномуНаучная деятельность

I.  Научно-исследовательская деятельность кафедры

 

Научная деятельность профессорско-преподавательского состава кафедры интенсивного обучения РКИ развивается в рамках университетского научного направления «Формирование билингвальной личности в условиях искусственной и естественной языковой среды» (руководитель направления — д.п.н., проф. Нина Витальевна Баграмова). 

Координирует НИР кафедры д.ф.н., проф. Римма Михайловна Теремова.

 

Направления научной работы на кафедре:

 

I. «Интерактивные технологии в теории и методике обучения русскому языку как иностранному» (фундаментальное исследование 16.31.02)

Научный руководитель -  д.ф.н., проф. Р.М. Теремова
 

В рамках данной темы исследуется специфика  краткосрочных форм  обучения русскому языку как иностранному. Перспективной научной целью является  создание концептуальной  учебно-методической и организационной модели  интенсивного краткосрочного обучения, в основе которой  лежит  научное обоснование интенсивных методов и приемов, таких, как:

·        опора на лингвокультурологические доминанты учебных аспектов;

·        интерактивный  и коммуникативный режим обучения;

·        реализация  принципов межкультурного диалога;

·        модульное обучение; 

·        педагогическое  взаимодействие  преподавателей и студентов во время  аудиторной и  внеаудиторной работы и др. 

Научные результаты направлены на обогащение и развитие теории методики РКИ.

В русле этого направления на кафедре выполняются  следующие научные проекты:

1.«Описание функциональной грамматики современного русского языка в целях преподавания ее иностранным учащимся».

Научный руководитель — д.ф.н., проф. Р.М. Теремова

Проект направлен на решение проблем методической интерпретации функционально-семантических категорий причины, следствия, условия, уступки, цели, побуждения при обучении РКИ. Проект способствует формированию научной школы, разрабатывающей актуальный сегмент функциональной грамматики русского языка.
 

2. «Теория учебника: концептуальные и лингвометодические характеристики учебника по русскому языку нового поколения». — Научный руководитель – к.ф.н., доц. Гаврилова В.Л.

Особенностью этого проекта является прикладная, практическая направленность исследований, исходящих из потребностей учебного процесса. Научные результаты работ по проекту становятся концептуальной и лингвометодической базой собственной учебной продукции (пособия и учебники по русскому языку нового поколения для студентов-иностранцев, справочники, методические рекомендации и материалы к спецкурсам и спецсеминарам).
 
 

II. Коммуникативно-культурологическая парадигма в практике преподавания РКИ (прикладное исследование 16.31.41)

 

В русле этого направления на кафедре выполняются  следующие научные проекты:

1.     «Использование лингвосоциокультурного потенциала текстов культуры в целях преподавания русского языка как иностранного».

Научный руководитель  — к.ф.н., доцент Артамонова В.В.

В проекте исследуются  методические приемы формирования ключевых языковых компетенций иностранных стажеров  при изучении текстов культуры (художественного, кино- и телетекста, живописного, музыкального и публицистического текстов) в иностранной аудитории.
 

2.     «Формирование системы социокультурного сопровождения иностранных студентов в условиях краткосрочного обучения» .

Научный руководитель –   к.п.н., доцент Игошина О.А.
 

Проект направлен на исследование специфики внеаудиторной работы с иностранными студентами и факторов успешной адаптации учащихся в российском социуме; развитие эмпатийных и толерантных качеств личности студента- иностранца, его творческого потенциала.

 
Государственные и международные проекты и гранты:
 

Усилия коллектива кафедры направлены на реализацию грантовой поддержки научной деятельности. Сотрудниками кафедры было подано в РГНФ, РФФИ, «Русский мир» и другие организации и фонды более 20 научных заявок за последние 5 лет.

В 2009-2010 гг. кафедрой выполнен научный проект «Разработка концептуально-содержательной модели интерактивного модульного обучения РКИ в русле диалога культур»  в рамках федеральной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы» Министерства образования и науки Российской Федерации  и Перечня НИР РГПУ им. А.И. Герцена. Руководитель проекта  – проф. Теремова Р.М.
 

Проект предусматривает качественное обновление системы краткосрочного обучения, которое максимально приближается к личным образовательным целям иностранных студентов, создает условия для вторичной социализации инофонов, готовит их к конструктивному, адекватному диалогу с представителями разных социумов, к активному и полноценному сотрудничеству в современном поликультурном мире. Разработанная модель интерактивного модульного обучения русскому языку как иностранному включает в себя два блока модулей.

Первый блок – это три базовых обучающих модуля, обеспечивающих интенсивное обучение русскому языку иностранных стажеров в условиях краткосрочной стажировки: «Практика речевого общения», «Практическая русская грамматика» и «Фонетика».

Второй блок модулей – это проблемно и профессионально ориентированные спецкурсы, дающие обучающимся возможность в наибольшей степени реализовать свои профессиональные запросы и прагматические потребности: «Русский язык в сфере делового общения», «Золотая коллекция русской литературы», «Русская стилистика», «Серебряное кольцо России (туристический регион: Северо-Запад, Север европейской части России)», «Русский язык для русских из Дальнего и Ближнего Зарубежья»; «Культурное пространство Санкт-Петербурга», «Традиционная русская этнокультура», «Православная Россия: культурные и нравственные ценности», «Русская авторская песня», «Русская народная художественная культура: русская игрушка», «Россия на кино- и телеэкране», «Волшебный мир студенческого театра».

Результаты проекта апробированы и в целом внедрены в учебный процесс кафедры.

 

В 2013 – 2016 гг. кафедра принимает участие в международном проекте «Межкультурная коммуникация в образовательной среде».

В проекте участвуют Университетский колледж прикладных наук гг. Осло и Акерсхус (NO-HiOA) и подразделения РГПУ им.А.И. Герцена: институт международных связей, кафедра интенсивного обучения русскому языку как иностранному,кафедра перевода, кафедра раннего обучения иностранным языкам, кафедра сурдопедагогики и кафедра педагогики.

Подробная информация о проекте на сайте: https://blogg.hioa.no/intercomedu/

 

Цель проекта — поиск наиболее эффективных путей решения проблемы языкового и культурного многообразия в образовательной среде и разработка совместного учебного курса “Межкультурная коммуникация в образовательной среде” (30 ETCS).

Ожидаемым результатом проекта является создание модели учебного курса для студентов обоих учебных заведений, который в долгосрочной перспективе может быть распространен на студентов других стран.
 
Основной задачей проекта для кафедры является модернизация действующих образовательных программ, внедрение инновационных технологий обучения, повышение качества преподавания, а также внедрение результатов проекта в образовательную среду вузов-участников.
 

Научно-исследовательская работа студентов

В последние годы на кафедре существенно изменился характер НИРС. В рамках разработанной модели краткосрочного обучения предусмотрена система научного взаимодействия и партнерства обучающих и обучаемых. НИРС реализуется в следующих формах: подготовка курсовых проектов по проблемам культурологии, социолингвистики, этнопсихолингвистики, социологии, литературы и др. (студенты из Китая, США, Венгрии, Словении); приобщение к работе в рамках СНО университета; выступление с докладами на студенческой научно-практической конференции «Международная коммуникация в науке, культуре и образовании» РГПУ им. А.И.Герцена; участие в научных мероприятиях вузов Петербурга.
 
   
 

На Международном студенческом фестивале «Люди мира»  в Гидрометеорологическом университете, СПб. (2014)

II.Научно-методическая деятельность кафедры

На кафедре интенсивного обучения РКИ сформирована и реализована на практике коммуникативная, интерактивная методика интенсивного обучения РКИ, вобравшая в себя лучшее из российского и зарубежного опыта. Кафедра превратилась в признанный научно-методический и научно-исследовательский центр, экспериментальную площадку для апробации новых концепций, идей, теорий, учебников, в том числе с внедрением привычных для иностранцев форм обучения: курсы по выбору, тестирование, рейтинговые характеристики, кредиты и др.
 
Кафедра интенсивного обучения РКИ сориентирована на краткосрочное обучение: от нескольких недель до семестра и года. Кафедра работает со стажерами, приезжающими на обучение  в соответствии с государственными соглашениями и договорами РГПУ им. А. И. Герцена о международном образовательном сотрудничестве, из университетов США (АСМО), Великобритании, Италии, Франции, Венгрии, Германии, Китая, Южной Кореи, Японии, Турции, Австрии, Словении, Боснии и Герцеговины и др.

Коллектив кафедры осуществляет учебную деятельность в следующих формах:

·        краткосрочная студенческая стажировка, предполагающая интенсивное обучение студенческих групп, сориентированное  на разные  уровни владения языком: от начального до продвинутого;

·        учебно-методическая стажировка  зарубежных школьных и вузовских преподавателей русского языка;

·        научно-педагогическая стажировка специалистов-исследователей;

·        индивидуальное и групповое обучение по индивидуальным контрактам в целях повышения уровня  личного делового, профессионального и межкультурного общения.

В последние годы кафедра разработала новые образовательные программы, рассчитанные на особый контингент стажеров: преподавателей-русистов из Австрии, Германии, Вьетнама. Современные программы нацелены не только на национально ориентированное обучение, но, прежде всего, на профессионально ориентированное обучение, учитывающее изменение целей обучения, мотивов, содержания обучения в зарубежной школе и в вузе.

 

Распространению научно-методического опыта кафедры интенсивного обучения РКИ способствует проведение совместных научно-практических конференций и семинаров по проблемам языкознания и методики преподавания РКИ, в частности:

·        ежегодной международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории»;

·        системы семинаров в рамках многоэтапной международной программы обмена опытом между вузами-партнерами по линии «Американских советов по международному образованию» (Санкт-Петербург-Москва-Владимир), инициируемой АСМО;

·        международного фестиваля русского языка в странах Балтии (апрель 2012 года, С.-Петербург), на котором был проведен мастер-класс «Учебный комплекс по русскому языку как иностранному нового поколения» (проф. Р.М.Теремова и доц. В.Л.Гаврилова);

·        постоянно действующего межвузовского научно-методического семинара «Лингвокультурологические доминанты в практике преподавания РКИ».

 
Приоритетной задачей  кафедры является оказание содействия зарубежным учебным заведениям в изучении русского языка и культуры России, подготовка квалифицированных кадров. Реализация этой задачи носит многогранный характер: это работа преподавателей кафедры в зарубежных вузах (Китая, Кореи, США), научно-методические стажировки преподавателей-герценовцев, повышение квалификации зарубежных преподавателей.  

Так, в течение учебного года с целью ознакомления с методикой преподавания русского языка как иностранного и обсуждения программы обучения американских студентов в РГПУ им. А.И.Герцена приезжают сотрудники АСМО, курирующие обучение американских студентов в России, представители вузов зарубежных стран: Венгрии, Германии, США, Норвегии. Регулярно проводятся рабочие совещания с руководителями делегации АСМО, на которых обсуждаются вопросы качества учебных программ, внедрения инновационных технологий в процесс обучения.

 
Научные и учебно-методические  издания кафедры:

За последние годы преподаватели кафедры создали 25 интерактивно-коммуникативных учебников нового поколения, которые обеспечивают процесс обучения русскому языку как в Российской Федерации, так и в зарубежных вузах (США, Китай, Южная Корея, Германия, Австрия и др.). Широкое признание получил учебный комплекс по разговорной практике, за разработку которого  авторы  (Теремова Р.М., Гаврилова В.Л.) награждены золотой медалью «Лауреат ВВЦ».

 

 

 

 

 

Последнее изменение: 30 января 2019 г. в 14:10:26
Автор: Иванова Александра Павловна
Основные сведения | Структура | Управление | Наука | Образование | Деятельность | Инновации | СМИ | Как нас найти | Работа в университете

Сведения об образовательной организации

Cведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителя и членов его семьи (информация размещена в соответствии с Приказом Минтруда России от 30.01.2015 № 51н)

Сведения о среднемесячной заработной плате руководителя, его заместителей и главного бухгалтера (информация размещена в соответствии с Постановлением Правительства от 28.12.2016 № 1521)

Противодействие коррупции

 

 

ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

 

РУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗРУМЦ по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Это интересно

   

Онлайн курсы Герценовского университета
Образовательный центр Сириус
 
Новости

Архив »

Политика конфиденциальности
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена © 2024
Связь с администраторомСвязь с администратором