XIII международная научно-практическая конференция по вопросам преподавания русской литературы как иностранной
19 ноября в Институте русского языка как иностранного РГПУ им. А.И. Герцена состоялась ХIII международная научно-практическая конференция на тему: «Человек в его духовном развитии: творчество Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского на занятиях по русскому языку и литературе в иностранной аудитории (к 200-летию великих писателей)». Научное собрание проходило в режиме онлайн.
Конференцию открыл директор Института, к. пед. н., доцент А.В. Коротышев. Александр Владимирович поздравил собравшихся с юбилейными датами, сказал о ценности знакомства иностранцев с русской культурой, актуальности научного диалога, а также выразил признательность организаторам и пожелал конференции успешной работы. В своем приветственном слове д.ф.н., профессор, зав. кафедрой русского языка как иностранного и методики его преподавания Татьяна Григорьевна Аркадьева отметила важную роль русской литературы в обучении иностранцев русскому языку, необходимость знакомства обучающихся с творчеством гениев - национальным достоянием России- и выразила уверенность, что общение будет не только полезным, но и приятным.
Перед собравшимися выступили также студенты-победители конкурса чтецов, посвященного Н.А. Некрасову.
На пленарном заседании было прослушано шесть докладов. Профессор Е.Н. Петухова рассказала об истории отношений двух писателей, о том, что Достоевский, зная человеческие слабости Некрасова, высоко ценил его вклад в русскую литературу. Как говорить о Некрасове с учениками? – этот вопрос обсуждался после этого выступления. Доклад доктора пед. наук, профессора В.А. Доманского, где были сопоставлены образы «тургеневских девушек» и девушек в творчестве Некрасова, показано сближение творческих позиций, вызвал живую реакцию слушателей, вопросы и высказывания. Об актуальности нравственных проблем, поднятых в докладе д.ф.н, профессора МГУ Л.И. Богдановой, говорило уже его название: «Культура стыда» и «культура вины»: от Достоевского до наших дней». Поэтому неслучайно это выступление вызвало горячий отклик. О влиянии творчества Достоевского на крупнейшего австрийского писателя Т. Бернхарда шла речь в докладе давнего друга кафедры РКИ, лауреата Пушкинской премии, Эриха Пойнтнера (Phd, Санкт-Пёльтен, Австрия). Лиценциат философии А.С. Лобский (Ювяскюля, Финляндия) поделился тем, как изучается творчество Достоевского в университетах нашего северного соседа.
После перерыва работа конференции продолжалась в четырех секциях. В первой обсуждались новые взгляды на интерпретации классических произведений, идеи, которые могут быть введены в учебный процесс для групп студентов гуманитарного направления. Д.ф.н., профессор Т.В. Кривощапова (Казахстанский филиал МГУ, Нур-Султан) обнаружила сходство в эпистолярных текстах Макара Девушкина и самого писателя. Новый взгляд на отношения героев «Бедных людей» предложила д.ф.н., профессор Н.А. Макаричева (СПбГЭУ). Споры и критические высказывания вызвал доклад д.ф.н., профессора О.В Богдановой (РГПУ им. А.И. Герцена) о русском народе в представлении Некрасова. Заинтересовал участников секции доклад к.ф.н. И.А. Митрофановой и О.А. Старовойтовой (СПбГУ) «Забытая деревня» Некрасова: забытые и новые смыслы». Дискуссию вызвало выступление Н.И. Хлебович об искажении смысла романов Достоевского в последних театральных постановках. Новое прочтение стихотворения Н.А. Некрасова «Родина» предложила д.ф.н. Н.П. Беневоленская (СПбГУ). Полезной для слушателей оказалась информация к.ф.н. Ай Хуэйжун (Цзянсуский начно-технич. ун-т) о переводах и изучении Достоевского в Китае.
Во второй секции – она имела культурологическую направленность - прослушали и обсудили не только доклады о Некрасове (к.ф.н. В.В. Артамонова, РГПУ им. Герцена, к.ф.н. В.И. Абрамова, Тульский пед. ун-т) и Ф.М. Достоевском (к.ф.н. С.В. Букреева, ЛОИРО, Е.С.Безбородкина, ВМА им. С.М. Кирова), но и на иные темы. Д.ф.н., профессор Г.И. Власова (Нур-Султан) рассказала о работе с малой прозой русских писателей Казахстана, к.ф.н. О.А. Старовойтова (СПбГУ) – о пользе рассмотрения прозы В. Даля на занятиях по литературе, к.ф.н. А.В. Игнатьева (РГПУ им. Герцена) – о связи выбора героя Распутина с мирочувствованием художника.
На третьей секции были представлены доклады методической специфики. К.ф.н. О.Ю. Рождественская (МГУ) напомнила о важном для всех преподавателей РКИ вопросе адаптации в учебных целях романов Достоевского. Об использовании на занятиях иллюстраций к повести «Белые ночи» шла речь в сообщении к.ф.н. И.В. Левиной (ВМА им. Н.Г. Кузнецова) и Е.В. Новиковой (ВМАА), о музыке на занятиях по творчеству Достоевского – в выступлении к.ф.н. О.В. Буевич (МВАА), о проведении учебной экскурсии по местам Некрасова и Достоевского – в докладе к.п.н. О.В. Миловановой (МВАА). О работе с фильмом «Белые ночи» в условиях дистанционного обучения сообщили Р.В. Костицина и Е.С. Лопатенко (РГПУ), о методике чтения литературной сказки - к.ф.н. Н.А. Костюк (СПбГУ), составлении комментария к стихотворению – Д.С. Игнатьева (МВАА).
Языковому аспекту работы с художественным текстом были посвящены доклады четвертой секции. К.ф.н. Е.В. Макеева (МПГУ) рассказала о проекте «Имя собственное «Достоевский» в произведениях современной русской литературы». К.ф.н. Г.П. Байгарина, к.ф.н. С.М. Треблер (Казахстанский филиал МГУ, Нур-Султан), к.ф.н. Н.А. Афанасьева (СПбГУ), магистрантка Ван Цзиншу (СПбГУ) – о разнообразии лингвистических подходов к анализу художественного произведения, к.ф.н. Ю.А. Кумбашева (Политехнический ун-т) – о методике изучения русского языка на начальном этапе, к.ф.н. Е.Ю. Сидорова (РГПУ) – о работе с фрагментами поэмы Некрасова «На Волге».
В конференции участвовало 63 преподавателя из университетов России, Казахстана, Австрии, Индии, Китая, Финляндии, а также 4 учителя, 17 студентов, магистрантов и аспирантов; было прослушано и обсуждено 43 доклада. В заключение участники научного собрания отметили, что конференция обогатила их новым, более глубоким пониманием ряда известных произведений Некрасова и Достоевского, обратила внимание на многообразие методических форм и приемов в работе с ними в иностранной аудитории. Об успешных результатах конференции говорят присланные отзывы:
«Спасибо огромное за то, что конференция состоялась, пусть в дистанционном формате, но состоялась! Такого академического и человеческого общения очень не хватает. Об этом говорили коллеги во время конференции, и это особенно важно для таких, как я, находящихся вне языковой среды.
Замечательные люди, интересные доклады, прекрасный русский язык! Спасибо за возможность оказаться в этой чудесной компании!» (А.С.Лобский, Ювяскюля)
«Я хотела бы поблагодарить за предоставленную возможность участвовать в Петербургской конференции - для нас это классическая научная конференция, где, невзирая на время, задают вопросы и обсуждают доклады» (С.М. Треблер, Нур-Султан).
«Огромное спасибо за интереснейшую конференцию! Мы очень душевно сегодня все пообсуждали, было здорово. Насыщенная программа, разноплановые, великолепно представленные доклады, доброжелательная обстановка настоящего сотрудничества» (Е.В. Макеева, Москва).