| Азизова Ирина Юнусовна. Доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры методики обучения биологии и экологии. 314-46-15 bio@herzen.spb.ru Образование: Азербайджанский государственный университет, специальность: «биология». Кандидатская диссертация: «Формирование ценностных ориентаций у учащихся при обучении биологии в курсе «Человек и его здоровье»». Докторская диссертация: «Система методической подготовки студентов-биологов на основе стратегии субъектно-рефлексивного обучения в педагогическом вузе». Научные интересы: проблема методической подготовки студентов-биологов в педагогическом вузе на основе гуманитаризации образования; применение инновационных технологий в процессе обучения по методическим дисциплинам Автор более 160 трудов. |
Дисциплины и расписание
Публикации:
1. Азизова И.Ю. Междисциплинарная интеграция в методической подготовке студентов-биологов как фактор развития исследовательских компетенций // Астраханский вестник экологического образования № 2 (20), 2012. С. 84-92. – 9 с. (0,6 п.л.).
2. Азизова И.Ю. Междисциплинарная интеграция в методической подготовке как средство становления философско-методологической культуры студентов-биологов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — Октябрь 2012, ART 1886. – CПб., 2012 г. – . – Гос.рег. 0421200031. ISSN 1997-8588. – – 8 с. (0,5 п.л.). [дата обращения]
3. Азизова И.Ю. Гуманитаризация методической подготовки студентов-биологов как основа становления субъектной позиции в культуре // Астраханский вестник экологического образования № 4 (22), 2012. С. 130-134. – 5 с. (0,3 п.л.).
4. Азизова И.Ю. Вопросы оценивания профессиональной готовности будущих учителей биологии // Биологическое и химическое образование: проблемы и перспективы развития: сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции 19-20 марта 2013 г. / отв. ред. В.П. Разаханова. – СПб. – Махачкала, 2013. – 276 с. – 6 с. (0,4 п.л.).
5. Азизова И.Ю. Идеи А.А. Ухтомского и тренинг субъективации личности // Астраханский вестник экологического образования. 2013. № 2. С. 45-54. — 10 с. (0,6 п.л.).
6. Азизова, И.Ю. Принцип научно-исследовательской направленности образовательного процесса в условиях гуманитаризации методической подготовки студентов-биологов / И.Ю. Азизова // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. — Сентябрь 2013, ART 2039. — CПб., 2013 г. – URL: , ISSN 1997-8588. – (0.5 п.л.).
7. Азизова И.Ю. Категория прекрасного в мире природы и жизни человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 159 с.
8. Азизова И.Ю. Принцип культуротворчества в условиях гуманитаризации методической подготовки будущих учителей биологии // Научное мнение № 2 (2014). С. 76-80.
9. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые концептуальные основы обучения биологии в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС: Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2014. – 219 с.
10. Азизова, И.Ю. Методологические и теоретические основы построения системы методической подготовки студентов-биологов на основе гуманитаризации и технологизации педагогического образования: монография / И.Ю. Азизова. — Российский государственный педагогический университет им. А.И, Герцена, УМО по направлениям педагогического образования Министерства образования и науки РФ. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2014. – 201 с. (12.6).
11. Азизова, И.Ю. Система методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образования: монография / И.Ю. Азизова. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. – 149 с. (9.3).
12. Азизова И.Ю. Левченко, А.Л. Оценивание компетенций в методической подготовке учителей биологии на основе технологии кейсов // Актуальные проблемы преподавания биологии, химии и экологии в школе и вузе: Сборник материалов международной научно-практической конференции, 3-5 февраля 2015 г. / Редколл.: В.В. Пасечник (отв. ред.) и др. – М.: ИИУ МГОУ, 2015. – 280 с. — С. 33-35.
13. Азизова И.Ю. Отражение преемственности уровней высшего педагогического образования в функциях методической подготовки студентов-биологов // Непрерывное педагогическое образование в современном мире: от исследовательского поиска к продуктивным решениям. Образовательный процесс в вузе в условиях внедрения образовательных и профессиональных стандартов: Сборник статей по материалам всероссийской научной конференции с международным участием, 25 марта 2015 года. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 287 с. – С. 27-33.
14. Азизова И.Ю. Критерии и показатели результатов оценивания методической подготовки студентов-биологов на основе гуманитаризации и технологизации педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. – 2015. — № 1 (96, январь) – С. 67-72.
15. Азизова, И.Ю. Функции системы методической подготовки студентов-биологов в условиях гуманитаризации и технологизации высшего педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия Педагогические науки. – 2015. — № 2 (97, февраль) – С. 56-62.
16. Андреева Н.Д., Гдалин Д.А., Гдалина Т.Г., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Подготовка школьников к участию в олимпиадах (по биологии и географии) / Учебно-методическое пособие / СПб.: Издано при поддержке общественного Фонда культуры и образования www.ofko.spb.ru, 2016. – 168 с.
17. Азизова И.Ю., Адгёзалова Г. Э. О рефлексивной деятельности будущих учителей биологии в процессе методической подготовки // Методика обучения биологии и экологии: истоки и перспективы развития. Сборник статей Герценовских чтений, посвященных вкладу В.В. Половцова в развитие методики обучения биологии и экологии, 19 апреля 2017 года, Санкт-Петербург. Выпуск 3. – СПб.: Свое издательство, 2017. – 204 с. С. 66-70.
18. Азизова И.Ю., Адгёзалова Г.Э. Рефлексия в методической подготовке как основа личностного развития будущего учителя биологии // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика» / Сборник статей международной научно-практической конференции (14 – 17 ноября 2017 г.). Выпуск 15 (2), Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: «Свое издательство», 2017. – 369 с. С. 206-209.
19. Азизова И.Ю., Волкова А.Е. Воспитание эстетического отношения учащихся к природе на основе проблемного обучения разделу «Живой организм» // Методика обучения биологии и экологии: истоки и перспективы развития. Сборник статей Герценовских чтений, посвященных вкладу В.В. Половцова в развитие методики обучения биологии и экологии, 19 апреля 2017 года, Санкт-Петербург. Выпуск 3. – СПб.: Свое издательство, 2017. – 204 с. С. 74-78.
20. Азизова И.Ю. Развитие профессиональной рефлексии будущих учителей биологии на педагогической практике // Перспективы развития современного образования: от дошкольного до высшего: Сборник статей Девятых Всероссийских Шамовских педагогических чтений научной школы Управления образовательными системами (25 января 2017 г.) / Отв. ред. С.Г. Воровщиков, О.А. Шклярова. В 2 ч. Ч. 1. – М.: МПГУ, 2017. – 438 с. С. 59-62.
21. Азизова И.Ю. Эволюция форм обучения биологии с точки зрения системного подхода // Биологическое и экологическое образование в школе и вузе: теория, методика, практика» / Сборник статей международной научно-практической конференции (14 – 17 ноября 2017 г.). Выпуск 15 (2), Санкт-Петербург / под ред. проф. Н.Д. Андреевой. – СПб.: «Свое издательство», 2017. – 369 с. С. 26-30.
22. Примерные основные образовательные программы по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования – бакалавриат и 44.04.01 Педагогическое образование, направленность (профиль) «Биологическое образование», уровень высшего образования – магистратура. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. – 127 с.
23. Митина Е.Г., Азизова И.Ю. Методическая подготовка учителя биологии в контексте профессионального стандарта «Педагог» // Биология в школе. – 2017 – № 4 – С. 34–39.
24. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Методика обучения биологии в современной школе: Учебник и практикум / Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп.) 2019. — Москва: Юрайт. – 299 с.
25. Азизова И.Ю. Учебно-профессиональные задачи становления субъектности будущих учителей биологии / Ярославский педагогический вестник. — 2018. - № 1. — С. 80-83.
26. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю. Развитие нелинейного мышления школьников на основе изучения материала о современных достижениях биологии / Биология в школе. — №3. — 2019. — С. 25-29.
27. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Методика обучения биологии в современной школе: Учебник и практикум / Сер. 61 Бакалавр и магистр. Академический курс (2-е изд., испр. и доп.) 2019. — Москва: Юрайт. – 299 с.
28. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Применение технологий при обучении биологии в школе. — Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. – 198 с.
29. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю. ценностно-целевые ориентиры обучения биологии в современной школе / Экология және биоалуантүрлілікті сақтау II Халықаралық ғылыми-практикалық конференция материалдары. Абай атындағы Қазақ Ұлттық педагогикалық университеті. — 2019. — С. 232-235.
30. Andreeva N., Azizova I., Mitina E., Ischenko A. Transformation of classroom teaching in modern russian schools: state of the art / International Journal of Instruction. — 2020. Т. 13. - № 2. - С. 25.
31. Азизова И.Ю. Формирование представлений учащихся о современной научной картине мира на основе организации самостоятельной работы при обучении биологии: Монография. – СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2020. – 130 с.
32. Азизова И.Ю., Левченко А.Л. Самостоятельная работа студентов на лабораторных занятиях по методике обучения биологии (раздел "Общая биология"). Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. И.И. Герцена, 2020. – 248 с.
33. Азизова И.Ю. Преобразование информации как основа развития вероятностного мышления студентов-биологов педагогического вуза / Самарский научный вестник. - 2021. Т. 10. - № 1. - С. 287-291.
Участие в проектах
- Совершенствование программ подготовки учителя, ориентированных на решение проблем внедрения ФГОС общего образования (2012-2013 гг.).
- Исследование особенностей научно-исследовательской деятельности как фактора профессионального становления студентов магистратуры в условиях инновационного развития образования (2012-2014 гг.).
- Разработка и апробация технологии оценки готовности выпускников к профессиональной деятельности в сфере образования и социальной сфере и модели формирования компетентности (2012-2015 гг.).
Повышение квалификации
- «Развитие научно-образовательной среды университета в условиях трехуровневой системы профессиональной подготовки», 2014, РГПУ им. А.И. Герцена;
- «Проектирование программ итоговой государственной аттестации бакалавров и магистров на основе технологий оценки компетентностей», 2015, РГПУ им. А.И. Герцена;
- «Проектирование организация учебного процесса в электронной информационно-образовательной среде вуза», 2017, РГПУ им. А.И. Герцена;
- «Проектирование фонда оценочных средств основной профессиональной образовательной программы высшего образования», 2017, РГПУ им. А.И. Герцена.
Награды:
Медаль РГПУ им. А.И. Герцена императрицы Марии Федоровны.
Стаж работы: общий 33 года /по специальности 19 лет в РГПУ им. А.И. Герцена
.