Направления научной работы на кафедре
На кафедре методики обучения биологии и экологии действует две научно-методические школы, включенные в реестр ведущих научных и научно-педагогических школ Санкт-Петербурга:
1. Научно-методическая школа Натальи Дмитриевны Андреевой.
Ее научная деятельность связана с исследованием проблем теории и методики обучения биологии и экологии. Значимыми для развития высшего педагогического образования России являются исследования в области эколого-педагогического образования студентов и совершенствования методической подготовки будущих учителей биологии.
Андреева Н.Д. является автором вузовских учебников и учебно-методических пособий, руководителем авторской линии школьных программ и учебников по биологии, рекомендованных МО РФ для применения в общеобразовательных школах России.
Важными результатами работы научно-методической школы Н.Д. Андреевой являются фундаментальные исследования по проблемам развивающего и профильного обучения биологии, мировоззренческих и ценностно-смысловых ориентиров биологического образования, существенно обогатившие методологию биологического и экологического образования, теорию и методику обучения биологии и экологии.
Научно-методическая школа Н.Д.Андреевой объединяет методистов-исследователей, чьи научные интересы связаны с актуальными проблемами теории, методики и практики обучения биологии в школе и вузе. Среди них: И.Ю. Азизова, С.Ю. Астанина, М.И. Афанасьева, Т.В. Васильева, В.Б. Данилевская, К.Д. Дятлова, А.С. Ермакова, В.А. Крыштоп, А.Л. Левченко, Н.В. Малиновская, Е.Г. Митина, Т.Н. Смирнова, Н.А. Степанова, С.С. Рябова, Ю.А. Чуваева и др.
2. Научно-педагогическая школа профессора Валерия Павловича Соломина, основным направлением научных исследований которой является «Теория и практика многоуровневого естественнонаучного образования».
В рамках данной научной школы проводятся исследования в области методики обучения биологии и экологии, информатизации школьного биологического образования. Важными аспектами деятельности ученых являются исследования, направленные на совершенствование системы педагогического образования. В состав данного сообщества ученых- исследователей входят Т. Беспамятных, Л.П. Викторова, М.М. Гаджиев, О.И. Беляков, А.С. Лысенко, В.В. Осипова, Н.А. Полякова, О.Г. Роговая, О.В. Силакова, П.В. Станкевич, Е.А. Филиппов и др. Их деятельность направлена на решение актуальных проблем методики обучения биологии, биологического и экологического образования. Среди тем исследований последних лет, можно назвать следующие:
— «Система экологической подготовки бакалавров естественнонаучного образования в педагогическом вузе»;
— «Методика развития эколого-экономических знаний при обучении общей биологии»;
— «Методика комплексного применения традиционных и современных средств обучения на уроках общей биологии»;
— «Электронные учебные модули как средство повышения качества знаний учащихся при изучении раздела «Животные».
Темы научно-исследовательской работы кафедры
Тема 1: Инновационные технологии в подготовке специалистов в области биологического и экологического образования.
Руководитель: д.п.н., проф., зав. каф. Н.Д. Андреева.
Исполнители: к.п.н., доценты: Азизова И.Ю.,Ермакова А.С., Левченко А.Л., Малиновская Н.В., Степанова Н.А., ст. пр. Карташова Н.В.
Основное научное направление: Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования.
Тема 2. Развитие системы биологического образования.
Руководитель: д.п.н., проф., зав. каф. Н.Д. Андреева.
Исполнители: к.п.н., доценты: Азизова И.Ю., Левченко А.Л., Малиновская Н.В., Степанова Н.А., ст. пр. Карташова Н.В.
Основное научное направление: Теория школьного образования.