Докторская диссертация: «Теория музыки в современной практике музицирования» (2012 г.).
В 2012 г. награждён орденом Дружбы.
Cотрудниками Учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством проф. И. Б. Горбуновой создана комплексная инновационная образовательная система «Музыкально-компьютерные технологии в образовании», которая опирается на лучшие традиции отечественного классического музыкального образования, инновационный зарубежный опыт и современные музыкально-компьютерные технологии и развивает как собственно музыкальное и информационно-технологическое образование, так и затрагивает социальные аспекты процесса информатизации образования в целом.
Принципы, положенные в основу создания методической системы, являются базовыми для формирования новой предметной области в музыкальном образовании, возможность появления которой обусловлена возникновением и развитием МКТ. Их существование является фундаментом для сформировавшихся на современном этапе видов профессиональной деятельности как музыкантов, работающих с МКТ (звукорежиссура, цифровая звукозапись, саунд-дизайн, саунд-продюсирование, исполнение на синтезаторах и миди-инструментах и пр.), так и программистов — разработчиков в области электронных музыкальных систем.
Методическая система обучения музыке построена на основе использования МКТ, специализированного программного обеспечения и специально организованного класса, а также на реализации инновационной по форме и методике групповой творческой форме проведения занятий. Важным компонентом предлагаемой методической системы является игра в ансамбле как совместная творческая эстетическая активность, имеющая высокий развивающий потенциал.
Образовательные программы комплекса ориентированы на актуальные задачи современного музыкального образования и новые запросы учащихся, соответствующие динамическим изменениям на рынке труда.
Участниками авторского коллектива — сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» РГПУ им. А.И. Герцена была организована и проведена широкомасштабная апробация разработанной комплексной инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» в пилотных регионах России, о чём свидетельствуют, в частности, открытые образовательные продукты, ЦОРы и ИУМК, находящиеся на открытом доступе в сети. Среди них:
- инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК) «Музыка и информатика» (1–4 классы): http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/83ca6522-d0fa-4fc3-859a-1ebd8a68abd3/ (при поддержке НФПК разработан, внедрён и апробирован в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
- учебно-методический комплекс (УМК) «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)» (9–11 классы) (при поддержке НФПК в проекте «Создание учебной литературы нового поколения» разработан, апробирован и внедрён в образовательный процесс);
- информационные источники сложной структуры (ИИСС) и цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) «Музыка в цифровом пространстве» (5–9 классы) и «Звук и музыка в мультимедиа системах» (8–11 классы): http://www.school-collection.edu.ru/catalog/rubr/ba7bd609-8a06-44f6-8250-0952d5777bec/118253/ (при поддержке НФПК разработан в рамках проекта «Информатизация системы образования»);
- система инклюзивного образования: равные возможности получения музыкального образования и реабилитация детей с ограниченными возможностями. Предлагаемая методическая система опирается на базовые свойства природы человека быть активным участником музыкальной деятельности, в том числе его способность и склонность к игре, на базовые свойства природы музыки, аккумулирующей в себе единство трёх дискретных сенсорных систем (слуховой, зрительной и мышечно-двигательной), и на возможности музыкально-компьютерных технологий, не имеющие аналога в прошлом. Причем, отсутствие одного из них хотя и затрудняет «путь к музицированию», но позволяет компенсировать недостающее слагаемое (в частности, использование данного способа привлекло к практическому музицированию детей даже с 4-й и 5-й степенями тугоухости), что делает возможным применять данную методическую систему в инклюзивном образовании. Участники нашей группы имеют многолетний опыт преподавания по разработанной нами методике в 33 школе г. Санкт-Петербурга для слабослышащих детей, в школе для слабослышащих детей «СПб Ардис», в 1-м интернате г. Санкт-Петербурга для слабовидящих детей, в Государственном бюджетном учреждении «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов» Невского района г. Санкт-Петербурга и др.)
Элементы системы были продемонстрированы на церемонии открытия Года Учителя в РГПУ им. А.И.Герцена: http://www.kremlin.ru/news/6681
Рассматриваемые ресурсы находятся в открытом доступе в сети. К ним имеет неограниченный доступ любой учитель и ученик, любой ребенок и родитель. Мы считаем, что для современного учителя и учащегося крайне важна доступность и открытость разработанной методической системы.
К имеющемуся научному заделу по различным направлениям исследования в рамках заявленного проекта следует отнести кандидатские диссертации, посвящённые функционированию музыкально-компьютерных технологий в музыкально-образовательном процессе, музыкальном творчестве, информационным технологиям в музыке и музыкальном образовании и компьютерному моделированию элементов музыкального творчества, которые защищены в результате проводимых исследований на базе УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» под руководством профессора Горбуновой И.Б:
«Методика обучения информатике учащихся музыкальных школ с использованием звукового программно-аппаратного комплекса» (Черная М.Ю, 2012 г.);
«Информационная образовательная среда обучения информатике учащихся в школах с углублённым изучением предметов музыкального цикла» (Привалова С.Ю., 2012 г.)
«Методика обучения основам музыкального программирования» (Кибиткина Э.В., 2011 г.);
«Пути реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта» (Камерис А., 2007 г.);
«Операционность знаний по информатике учащихся музыкальных школ с использованием музыкально-компьютерных технологи» (Горельченко А.В., 2007)
«Исследование математических моделей, разработка алгоритмов интерфейса программного комплекса обработки звуковых фрагментов в формате MIDI» (Чибирёв С.В., 2007);
«Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании» (Заболотская И.В., 2000 г.).
Защищена докторская диссертация на тему: «Теория музыки в современной практике музицирования» (Бергер Н.А., 2012 г.).
В настоящий момент под руководством профессора И. Б.Горбуновой диссертационные исследования проводятся по следующим специальностям: 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (музыка, уровни общего и профессионального образования), 13.00.02 — теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровни общего и профессионального образования), 05.13.18 — математическое моделирование, численные методы и комплексы программ, 13.00.08 — теория и методика профессионального образования, 24.00.01 — теория и история культуры. Среди них:
«Методика обучения музыке учащихся с нарушением зрения с использованием музыкально-компьютерных технологий» (Воронов А.М.);
«Формирование информационной компетентности студентов музыкальных вузов на базе музыкально-компьютерных технологий» (Панкова А.А., г. Воронеж)
«Развитие информационной компетентности педагогов-музыкантов в системе дополнительного профессионального образования» (Ортин А.В.);
«Музыкально-компьютерные технологии как явление современной музыкальной культуры» (Романенко Л.Ю.);
«Методика обучения информатике будущих музыкальных звукорежиссёров» (Родионов П.Д.);
«Методика обучения информатике с использованием музыкально-компьютерных технологий на пропедевтическом этапе в общеобразовательной школе» (Плотников К.Ю., г. Иркутск);
«Методика обучения информатике студентов-музыкантов на основе технологий создания аудиовизуальных проектов» (Лукаш Д.Н.).
Реализации концепции музыкально-компьютерного образования в подготовке педагога-музыканта осуществляется через основные образовательные программы системы профессиональной подготовки, систему дополнительного образования, профессиональное развитие педагогов и их методическую поддержку в сети Интернет.
1. Разработан, лицензирован и внедрён в педагогический процесс профессионально-образовательный профиль подготовки бакалавров художественного образования 050610 «Музыкально-компьютерные технологии», на который с 2004 года осуществляется набор абитуриентов в различных регионах и различных учебных заведениях России. Для студентов факультетов музыки разработаны и проводятся занятия по следующим дисциплинам: «Компьютерная музыка», «История электронной музыки», «Технологии и методики обучения (по дисциплинам профильной подготовки: музыкально-компьютерные технологии)», «Архитектоника звука», «Основы студийной звукозаписи», «Информационные технологии в музыке», «Технология музыкальных стилей», «Основы композиции, инструментоведение и компьютерная аранжировка», «Оркестровка традиционная и компьютерная», «Технологии студийной звукозаписи», «Методика и практика обучения электронной композиции и аранжировке», «Методика обучения игре на электронном музыкальном инструменте», «Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта», «Традиционное и электронное инструментноведение», «Музыкальный компьютер», «Основной электронный музыкальный инструмент», «Дополнительный музыкальный инструмент (электронный)», «Электронный синтезатор», «Электронный ансамбль», «Музыкально-компьютерный практикум» и др.
Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» разработана и внедрена программа магистерской подготовки 050610М «Музыкально-компьютерные технологии в образовании».
Для студентов факультета коррекционной педагогики (отделение сурдопедагогики) разработаны и проводятся занятия по программам цикла дисциплин «Музыкально-компьютерные технологии реабилитации людей с ограниченными возможностями слуха» и др.
2. Реализация инновационной образовательной системы «Музыкально-компьютерные технологии» осуществляется через систему дополнительного образования: программы профессиональной переподготовки, а также программы повышения квалификации и программы курсовой подготовки.
На основе предлагаемой образовательной технологии коллективом авторов УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» были разработаны следующие программы профессиональной переподготовки:
- «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях»;
- «Преподавание электронных музыкальных инструментов в средних профессиональных образовательных учреждениях».
Сотрудниками УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» на основе предлагаемой методической системы были созданы следующие программы повышения квалификации:
Для учителей музыки общеобразовательных школ и преподавателей ДМШ и ДШИ: «Музыкально-компьютерные технологии», «Методика преподавания музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий», «Компьютерное музыкальное творчество», «Методика преподавания электронных музыкальных инструментов», «Аранжировка музыки на электронных музыкальных инструментах», «Дистанционное музыкальное образование», «Информационные технологии в музыке», «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта», «Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ», «Информационные технологии в музыкальном образовании», «Музыкальный компьютер в детской музыкальной школе», «Звуковой дизайн», «Прикладная звукорежиссура», «Основы музыкального программирования», «Современные методы преподавания музыкальных дисциплин с использованием компьютерных технологий», «Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-компьютерных технологий» и др.
Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений — «Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий».
Для учащихся музыкальных школ разработан элективный курс для профильной школы «Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)».
Для учащихся общеобразовательных школ разработана программа курсового обучения «Введение в музыкальный компьютер».
Для учащихся профильной школы разработан и внедрён в образовательный процесс элективный курс «Музыкальный компьютер — новый инструмент музыканта». Он является отражением учебного курса, направленного на развитие творческого потенциала обучающихся музыке, расширение их музыкального инструментария, знакомство с прикладными возможностями информационных технологий в сфере музыкального искусства.
Проводится курсовое обучение по следующим программам: «Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)», «Компьютерная аранжировка и композиция», «Современная студия звукозаписи и работа в ней», «Оформление нотных изданий на компьютере» и др.
Реализация концепции также предусматривает профессиональное развитие педагогов музыки и их методическую поддержку в сети Интернет. Разработанная коллективом авторов методическая система делает доступным общение с музыкой в интерактивном режиме для широкого контингента учащихся. Методическая система направлена на создание фундамента музыкального образования как для будущих профессионалов, так и для любителей музыки, через освоение музыки как метаязыка, владение которым позволяет слушать, понимать и «говорить», т. е. иметь возможность самовыражения (например, ИУМК «Музыка в пространстве цифровых технологий»: http://www.school-collection.edu.ru, «Музыка и информатика»: http://www.school-collection.edu.ru/ и др.). В настоящий момент абсолютно все созданные нами продукты являются открытыми (конфигурация образовательного программно-аппаратного комплекса, методика и технология обучения, построенная на индивидуально-групповых формах работы в специализированном музыкально-компьютерном классе, а также разработанные нашей группой методическое сопровождение, включающее музыкально-творческие примеры и саму технологию обучения).
Различные виды деятельности сотрудников УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» находят свое отражение в организации и проведении конференций, семинаров, в участии в выставках и т. д. Наиболее масштабные проекты:
- постоянно действующий городской семинар «Новые информационные технологии в современном музыкальном образовании и творчестве», с докладами в рамках которого выступили композиторы, а также ученые из ряда университетов России и мира (Великобритании, Польши, США);
- ежегодная Международная научно-практическая конференция «Современное музыкальное образование», проводимая совместно с Санкт-Петербургской государственной консерваторией им. Н.А. Римского-Корсакова с 2002 г.;
- ежегодная Международная научно-практическая конференция «Музыкально-компьютерные технологии в системе современного образования», которая проводится сотрудниками лаборатории совместно с различными учреждениями Санкт-Петербурга с 2008 года;
- аспирантский семинар.
Значительную часть работы УМЛ составляет просветительская деятельность, в рамках которой проводятся творческие встречи, мастер-классы, презентации, концерты электронной и акустической музыки, конкурсы и др. Сотрудники УМЛ «Музыкально-компьютерные технологии» принимают активное участие в работе международных, всероссийских, городских, университетских выставок научных достижений; представляет новые разработки в современном IT и в дистанционном образовательном пространстве, новые учебно-методические материалы и программно-аппаратные комплексы, электронные учебные пособия и др.; принимают участие в жюри всероссийских и международных конкурсов музыкального творчества.